10 августа: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1985 — Майкл Джексон за 47,5 миллиона долларов купил все права на песни «Битлз».
В этот день ушли из жизни:
1907 — Марко Вовчок /наст. имя Мария Вилинская-Маркович/ (род. 1833), украинская и русская писательница.
1970 — Николай Эрдман (род. 1900), драматург («Мандат», «Самоубийца»), киносценарист («Веселые ребята», «Волга — Волга», «Смелые люди», «Огонь, вода и медные трубы»).
1988 — Платон Воронько (род. 1913), украинский поэт.
1990 — Александр Величанский (род. 1940), поэт и переводчик, автор стихотворения «Под музыку Вивальди», ставшего песней.
2001 — Станислав Ростоцкий (род. 1922), советский и российский кинорежиссёр («Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие», «Белый Бим — Чёрное Ухо»), актёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР, Лауреат Ленинской и двух Государственный премий СССР.
В этот день родились:
1865 — Александр Глазунов (ум. 1936), русский композитор («Славянский праздник», «Лес», «Стенька Разин», «Времена года», «Раймонда»).
1890 — Серафима Бирман (ум. 1976), актриса театра и кино («Человек с ружьём», «Иван Грозный»), театральный режиссёр.
1896 — Милена Есенская (ум. 1944), чешская журналистка, возлюбленная Франца КАФКИ. Сохранились и были напечатаны его письма к ней, а она сама погибла в фашистском женском концлагере Равенсбрюк.
1912 — Жоржи Амаду (ум. 2001), бразильский писатель.
В 18 лет он стал журналистом, в 20 — написал свой первый роман, в 23 года впервые оказался в тюремной камере за политическую деятельность, а в 34 был избран членом парламента от коммунистической партии. Его книги не раз запрещались в Бразилии и Португалии, а в 1951 году Амаду был удостоен Международной Ленинской премии. Популярный фильм «Генералы песчаных карьеров» поставлен по одному из его произведений.
1929 — Олег Стриженов, актёр театра и кино («Овод», «Юность Петра», «Мексиканец», «Сорок первый», «Неподсуден», «Земля, до востребования»), Народный артист СССР.
Его дебютом в кино, как и Евгения Леонова, стала эпизодическая роль болельщика в фильме «Спортивная честь» (1951). После окончания Театрального училища им. Щукина по распределению оказался в таллиннском Театре русской драмы. В 1955 году вышли картины «Овод» и «Мексиканец». Сыгранные им герои сразу же сделали его знаменитым. Еще большую славу на следующий год принесла роль Говорухи-Отрока в фильме «Сорок первый», который представлял Советский Союз на Каннском фестивале, а актера во Франции назвали русским Жераром Филипом. И в дальнейшем Стриженову посчастливилось играть героев-романтиков и быть занятым в классическом репертуаре (среди прочих его ролей Герман в «Пиковой даме», Гринев в «Капитанской дочке»), не обременяя себя идеологически выдержанными персонажами, от которых в те времена мало кому удавалось отвертеться.
Но когда актер был приглашен в труппу МХАТа, он решил ограничить число киносъемок и даже отказался от роли Андрея Болконского в экранизации «Войны и мира». Та история вылилась в конфликт с министром культуры Екатериной Фурцевой и вышла боком для самого актера. Сначала разбудившую его в час дня министра он принял за одну из поклонниц, и так всю ночь донимавших его глупыми звонками. Назвав Фурцеву недоумком и пообещав повыдергивать ноги, он только после повторного звонка понял, что это не розыгрыш. Явившись на собравшуюся в полном составе коллегию министерства, слышавшую весь их разговор, Стриженов снова отказался от роли Болконского, сославшись на то, что публика ждет от него образ советского положительного героя, а не князя в эполетах. Фурцевой пришлось проглотить сказанное: «Это благородное дело». Но когда актер скрылся за дверью, не выдержала: «Какой же это князь, если спит до часу дня». На что режиссер Сергей Герасимов обронил: «Вот и спит, стало быть, оттого, что князь».
Сниматься с той поры он стал все реже и реже, но актер все же сыграл роль современника в фильме «Неподсуден». Кинозрители за роль летчика Егорова назвали его лучшим актером 1969 года.
1935 — Гия Канчели, грузинский композитор, народный артист СССР (1988).
Автор симфонической и камерной музыки также много пишет для кино. Особенно плодотворно его сотрудничество с Георгием Данелия. Вот что пишет сам кинорежиссер:
«Когда на экраны вышел фильм «Мимино», песня из фильма моментально стала шлягером, а Гия Канчели сразу стал знаменит как автор «Читы гриты» (правильно «чито-гврито»). Канчели это раздражало, он этой песней не гордился и говорил: «Это не музыка, это триппер». — «Почему триппер?» — «Потому, что быстро цепляется и трудно отделаться». И когда его представляют: «Это тот композитор, который написал «Чита грита» — он очень недоволен.
Но самый большой удар он получил на вручении премии «Триумф» в Малом театре. Представлял его Юрий Башмет. Гия вышел на сцену, и Башмет сказал, что имеет честь вручить премию «Триумф» гениальному композитору, чья классическая музыка звучит во всем мире, и исполняют ее лучшие оркестры и музыканты... Дирижер взмахнул палочкой — и оркестр Малого театра заиграл «Чита грита». Я думал, Гию прямо там, на сцене, кондрашка хватит, но он выдержал, только сильно побледнел. И лишь потом, после церемонии и после банкета, у себя в номере, всегда выдержанный и вежливый Канчели долго и громко матерился».
1940 — Вениамин Смехов, советский и российский актёр театра и кино («Три мушкетёра», «Мастер и Маргарита»), советский и российский актёр театра и кино, режиссёр телеспектаклей и документального кино, сценарист, литератор, лауреат Царскосельской художественной премии (2009 год). Отказался от звания Народного артиста РФ, которое было ему предложено к 70-летнему юбилею. Отец актрисы Алики Смеховой.
1945 — Александр Адабашьян, актёр, художник, сценарист («Московские каникулы», «Храни меня, мой талисман»).
1957 — Андрей Краско (ум. 2006), советский и российский актёр театра и кино.
1960 — Антонио Бандерас, испанский киноактёр.
При подготовке публикации использованы материалы сайта http://www.citycat.ru/historycentre/