16 марта: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1831 — в Париже увидел свет роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
1915 — распоряжением петроградского градоначальника закрыт артистический подвал «Бродячая собака» — пристанище литературной и артистической столичной богемы. Одной из причин такого решения стал конфликт, разразившийся в конце февраля, когда Владимир Маяковский бросил в лицо буржуазной публике свои скандально известные строки:
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре б... буду
подавать ананасную воду!
1930 — премьера комедии В. В. Маяковского «Баня» в постановке В. Э. Мейерхольда.
1949 — на экраны вышел фильм Григория Александрова «Встреча на Эльбе». В картине играли Владлен Давыдов (дебют в кино), Любовь Орлова, Борис Андреев, Иван Любезнов, Фаина Раневская.
1970 — на экраны вышел фильм «Цветы запоздалые», поставленный по Чехову режиссером Абрамом Роомом. Роли в фильме исполнили Ирина Лаврентьева, Александр Лазарев, Ольга Жизнева, Валерий Золотухин.
В этот день ушли из жизни:
1992 — Петр Щербаков (род. 1929), актер театра («Современник», МХАТ) и кино («Добровольцы», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Служебный роман», «Мы из джаза»). Не было у него в кино главных ролей, но даже в эпизоде он сразу запоминался. Достаточно вспомнить беднягу Бубликова из «Служебного романа».
2003 — Павел Аедоницкий (род. 1922), композитор, автор популярных песен («Серебряные свадьбы»).
2004 — Иван Рыжов (род. 1913), киноактер, народный артист России. С 90-летием его поздравлял президент России, а любители кино хорошо помнят замечательного артиста по таким ролям, как Отец в шукшинской «Калине красной».
В этот день родились:
1884 — Александр Беляев (ум. 1942), русский писатель-фантаст.
Другие авторы использовали фантастику лишь как прием, позволявший реализовать им свои замыслы, а для Беляева она стала главным делом его жизни. Он получил высшее юридическое образование, увлекался фотографией, прекрасно играл на скрипке, а режиссер Константин Станиславский приглашал его в свою труппу. Библиотекарь, театральный художник, воспитатель детдома, милиционер — кем только не побывал будущий классик, пока судьба не привела его в литературу.
В 31 год тяжкий недуг — туберкулез позвоночника — на 6 лет уложил его в гипс. В какой-то мере автобиографический рассказ (позже переработанный в роман) «Голова профессора Доуэля» (1925) о человеке, потерявшем свое тело, и стал его первым опытом в научной фантастике. За ним последовали «Остров погибших кораблей», «Продавец воздуха», «Человек-амфибия», ставшие популярными еще при жизни автора. Впрочем, от критиков (особенно после отказа написать о светлом будущем колхозного строя) Беляеву неоднократно доставалось. Под сомнение ставили идейную суть его книг, их полезность для воспитания советской молодежи, а книги снабжали послесловием «специалистов», разносивших в пух и прах научные догадки писателя. Потом оказалось, что большинство из них было претворено в жизнь, а к творчеству Беляева и сегодня не ослабевает читательский и зрительский интерес.
1889 — Василий Топорков, актёр театра и кино, народный артист СССР, дважды лауреат Сталинской премии. Топорков являлся одним из последовательных учеников Станиславского, активно пропагандировал его систему, являлся автором книг «Станиславский на репетиции», «О технике актера» и статей об учении Станиславского. Преподавал в студии А. Д. Дикого и в Школе-студии МХАТ (с 1948 года профессор), в частности вместе со своим учеником П. М. Ершовым, признанным продолжателем развития «системы Станиславского».
Являясь одним из крупнейших театральных педагогов своего времени, он магически владел мастерством и личной актерской практикой давал студентам больше, чем объяснениями на занятиях. «Для меня В.О. Топорков был больше, нежели только учитель, – говорит Олег Табаков. – Он доверял мне. Такое доверие мастера льстило и как бы окрыляло. Я начал ощущать уверенность в себе и все более увлекался тем, что ныне называю технологией профессии».
1890 — Соломон Михоэлс /настоящая фамилия Вовси/ (ум. 1948), актёр, режиссёр, руководитель Государственного еврейского театра. Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии второй степени.
1920 — Михаил Швейцер (ум. 2000), кинорежиссер («Кортик», «Воскресение», «Золотой теленок»).
1935 — Сергей Юрский, актёр («Золотой телёнок», «Маленькие трагедии», «Место встречи изменить нельзя») и режиссер театра и кино. Народный артист РСФСР.
20 лет Юрский служил в Большом драматическом театре им. М. Горького, которым руководил Георгий Товстоногов. Потом обстоятельства вынудили его перебраться в Москву. Мы знаем артиста как замечательного чтеца, в кино у него не так много главных ролей, но никому не забыть ни Викниксора из «Республики ШКИД» Геннадия Полоки, ни лучшего экранного Остапа Бендера в экранизации «Золотого теленка» Михаила Швейцера. Юрского часто называют народным артистом СССР, но этого звания, трудно поверить, ему тогда не присвоили. Более того, был период, когда актеру фактически не давали работать — за то, что не предавал своих друзей, покидавших страну, и это те обстоятельства, которые привели к уходу из родного театра и переезду в столицу.
Переход с самодеятельной на профессиональную сцену занял у Юрского семь лет. Он три года проучился на юрфаке Ленинградского университета, когда решил поступить в театральный институт, после второго курса которого был приглашен Товстоноговым в театр и сразу получил большую роль. Это был 1957 год, сразу после смерти отца актера. Юрий Юрский был в то время руководителем Ленконцерта, начальником театрального отдела Управления культуры Ленинграда, принимал участие в подготовке и проведении Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В талант сына не верил и посоветовал ему университетскую любительскую сцену, чтобы отвлечь от актерской карьеры.
Еще ранее отец был вынужден скрывать свое происхождение (мать — дворянка, отец — священник и богослов, а бабка Юрского и вовсе из графского рода Гудовичей) и даже настоящую фамилию — Жихарев. Осталась фамилия Юрский, позаимствованная у известных украинских театральных гастролеров и взятая псевдонимом для спектаклей в гимназические годы. За это и пострадал, когда в год рождения сына был арестован, со всей семьей отправлен в ссылку. Но повезло — простили, даже дали орден и почетное звание. Сказать ли повезло, что семья оказалась в Сочи, когда началась война? В город на Неве вернуться не смогли, блокады избежали, но начались мытарства эвакуации: Урал, Узбекистан, у отца открылся туберкулез. В 1943–м из Андижана переехали в Москву, тогда отец возглавил Московский цирк. А потом снова все рухнуло: исключение отца из партии, безработица, единственная радость — возвращение в родной город, на Фонтанку. Жили в коммунальной квартире, одна комната на семью. Так было более 30 лет, и это не зависело ни от положения отца, после смерти вождя вернувшегося к привычной деятельности, ни от известности уже самого Юрского–актера.
Он начинал с кружка художественного слова при Ленинградском дворце пионеров. Стихи наводили скуку, их содержание сводилось к тому, что «верим мы в чудеса, которые делаем сами», но ни один концерт не обходился без них. От «художественного слова» 14–летний Юрский сбежал в драматический кружок при педагогическом училище. Правда, он оказался единственным мальчиком в коллективе, но там была сцена! В красный день календаря, 7 ноября, Юрский впервые вышел на нее, чтобы сыграть Петра Ивановича Добчинского в сцене из III акта гоголевского «Ревизора». С той поры прошло 65 лет. Его первым наставником стала Евгения Ильинична Тищенко. В университете студенческим театром руководила Евгения Владимировна Карпова, здесь Юрский почувствовал себя актером, сыграв Хлестакова в том же «Ревизоре». До большой сцены оставалось всего два года.
1941 – Бернардо Бертолуччи, итальянский кинорежиссер («Конформист», «Последнее танго в Париже», «Последний император»).