18 ноября: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1883 — в Петербурге на месте убийства императора Александра II заложен храм Спаса-на-Крови.
1842 — Издан указ о построении первого постоянного моста через Неву — Благовещенского
1865 — Первый рассказ Марка Твена «Знаменитая прыгающая лягушка» появился в «Saturday Press». Доселе неизвестный, Твен сразу же стал суперпопулярным. Кстати, он был первым автором, печатавшим свои произведения на пишущей машинке, к тому же – с двойным интервалом для удобства редактирования.
1928 — «Рождение» Микки Мауса. В Нью-Йорке прошла премьера звукового мультфильма «Steamboat Willie» с любимым всеми героем. До этого Микки Маус появлялся в двух немых мультфильмах.
1966 — В прокат вышел фильм «Три толстяка», поставленный Алексеем Баталовым по сказке Юрия Олеши.
В этот день ушли из жизни:
1893 — Шарль Гуно (род. 1818), французский композитор («Фауст», «Ромео и Джульетта»), дирижёр, педагог, органист, музыкальный критик. Основатель жанра французской лирической оперы.
1996 – Зиновий Гердт (род. 1916), советский и российский актёр театра и кино («Золотой теленок», «Интердевочка», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Соломенная шляпка», «Место встречи изменить нельзя» и мн. др.), народный артист СССР. Участник Великой Отечественной войны.
1942 — Михаил Нестеров (род. 1862), выдающийся русский и советский художник-живописец, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии первой степени.
2012 — Сергей Дроздов (род. 1955), певец, солист ВИА «Синяя птица». Получил известность в 1970-х годах как первый исполнитель популярных в СССР лирико-романтических шлягеров «Там, где клён шумит…», «Ты мне не снишься», «Я иду тебе навстречу», «Белый теплоход». По оценке «Российской газеты», Дроздов являлся одним из узнаваемых голосов в Советском Союзе
В этот день родились:
1927 – Эльдар Рязанов, выдающийся кинорежиссер, народный артист СССР.
Его дебютом в художественном кино стал вышедший в 1956 году фильм «Карнавальная ночь». У кинокартин Рязанова — задорных, грустных, сатирических — была разная судьба: одни сразу ждал шумный успех («Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих»), а другие или на многие годы оказывались на полке («Человек ниоткуда», «О бедном гусаре замолвите слово»), или просто не попадали в прокат («Предсказание»). Но этих удач и огорчений могло вовсе не быть, так как юный Рязанов вовсе не собирался становиться кинорежиссером, тем более комедийного жанра.
В три года научившийся читать и потом запойно поглощавший книжку за книжкой, он к восьмому классу твердо решил, что станет писателем. По примеру героя романа Джека Лондона «Мартин Иден», Эльдар решил, что ему следует отправляться бороздить моря, а потом описать свои путешествия для других. В 16-лет, чтобы не терять зря времени, он сдал экстерном экзамены за 10-й класс и написал письмо-заявление в Одесскую мореходку. В ожидании ответа, который так и не пришел, подросток последовал примеру товарища и подал документы во ВГИК. Так как он никогда в жизни фотографией или рисованием не занимался, в художественной самодеятельности не участвовал, автоматически отпали операторский, актерский и художественный факультеты, потому выбор был предопределен — режиссерский, для которого вроде бы ничего конкретного уметь не нужно. А за литературные труды вполне могли сойти юношеские стихи, но гораздо лучше у него выходило писать под кого–то. Это умение и помогло ему в 16 лет стать студентом режиссерского факультета ВГИКа. Случай, наверно, уникальный, так как рядом с безусым юнцом оказались люди с фронтовым опытом. Приемная комиссия во главе с Григорием Козинцевым высоко оценила написанную Рязановым «под Чехова» конкурсную работу.
Лишь потом Рязанов узнал, что конкурс был 25 человек на место, но он не завалил ни одного экзамена и был принят. Условно, в зависимости от дальнейших успехов. Через два года руководитель курса кинорежиссер Григорий Козинцев все же произнес слова, которые могли стать для будущего кинорежиссера приговором: «Нам придется расстаться. Вы слишком молоды». В отчаянии Рязанов ответил, что когда поступал, был на два года моложе и этот недостаток можно было заметить сразу. Озадаченно почесав голову, учитель должен был признать правоту доводов ученика...
Завершал учебу во ВГИКе Рязанов в мастерской документального фильма, так как в игровом кино пределом мечтаний могла быть только должность ассистента. С отличием защитив дипломную работу, Рязанов пять лет проработал в кинодокументалистике. Фильм «Остров Сахалин» даже был представлен на Каннском фестивале.
Когда после смерти Иосифа Сталина было резко увеличено производство художественных фильмов, в игровое кино пришло много новичков. Судьба предоставила шанс и Рязанову. Сначала опытный коллега Сергей Гуров пригласил его вместе делать фильм-ревю «Весенние голоса», а потом легендарный директор «Мосфильма» Иван Пырьев (создатель ставших классикой советского кино картин «Трактористы», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки») в буквальном смысле силком заставил молодого режиссера взяться за съемку музыкальной комедии «Карнавальная ночь». В период постановки Рязанов четыре раза отказывался от фильма, сорвал все сроки и превысил лимиты, в газете «Советская культура» появилась заметка, сообщавшая, что на «Мосфильме» начинающий режиссер по отвратительному сценарию снимает очередную пошлую комедию. И не будь настойчивости и уверенности в успехе Ивана Александровича, мир мог бы потерять, не обретя, одного из самых талантливых режиссеров…
Благоразумно забытым на время стихотворным опытам пришло время, когда режиссер был уже опытным мастером. Первым его публичным стихотворением и песней в 49 лет стали «У природы нет плохой погоды» из «Служебного романа» — правда, режиссер представил свое творение композитору Андрею Петрову как новый перевод из Уильяма Блейка. Потом столь же успешно он выдавал свои строки за творения Давида Самойлова и Юнны Мориц, пока в конце концов не открыл широкой аудитории свое авторство и на поэтическом поприще.
1934 — Кир Булычёв (настоящее имя — Игорь Всеволодович Можейко) (ум. 2003), советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист, сценарист. Лауреат Государственной премии СССР.
Псевдоним писателя скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой. А героиня фантастических произведений Булычева получила свое имя в честь дочери писателя Алисы.
Самые известные экранизации произведений Булычёва — мультфильмы «Тайна третьей планеты», «Перевал» и «День рождения Алисы», телевизионный минисериал «Гостья из будущего», полнометражные игровые фильмы «Через тернии к звёздам», «Подземелье ведьм», «Слезы капали» и «Лиловый шар».
Подавляющее большинство экранизаций Булычёва было снято в советское время. После распада СССР вышло всего три экранизации.
1959 — Сергей Доренко, известный российский телеведущий, с 2014 года — главный редактор радиостанции «Говорит Москва».
1960 – Андрей Житинкин, главный режиссер Театра на Малой Бронной.
1960 — Жан-Клод Ван Дамм (настоящее имя Жан-Клод Камилл Франсуа Ван Варенберг), американский актёр бельгийского происхождения, сценарист и кинорежиссёр.
1973 — Сергей Безруков, российский актёр театра и кино («Бригада», «Есенин», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Мастер и Маргарита», «Участок», «Московская сага», «Пушкин. Последняя дуэль», Поцелуй бабочки», «Ирония судьбы. Продолжение», «Матч» и мн.др.). Народный артист России, Лауреат Государственной премии РФ. Член Патриаршего совета по культуре, января 2014 г. – художественный руководитель Московского губернского театра.
1981 – Эмилия Спивак, российская актриса театра и кино («Статский советник», «Трое и снежинка», «Тайны следствия»).