22 декабря: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1882 – американец Эдвард Джонсон, помощник знаменитого изобретателя Томаса Эдисона, придумал елочную электрогирлянду, которой украсил зеленую красавицу у себя дома на Рождество.
Новшество прижилось не сразу (ведь электричество было экзотикой), и елки еще долго украшали обычными свечками. Впервые реклама электрогирлянд была опубликована в прессе в декабре 1901 года, а популярными они стали только с 20–х годов прошлого века. Раньше пришли бенгальские огни, елочные шары и хлопушки. Бенгальские огни завезли в Европу из Индии еще в раннем Средневековье, они были составной частью фейерверков, а елочным украшением стали, когда придумали более–менее безопасные способы обращения с ними.
Стеклянные шары, остающиеся при всей своей простоте самым эффектным украшением праздничных елок, родились в Германии благодаря… неурожаю яблок. Прежде их специально отбирали и хранили, чтобы в праздник украсить елки. Когда в 1848 году яблоки не уродились, стеклодувы из маленького городка Лауш в Тюрингии заменили их стеклянными шарами. Новшество было сразу подхвачено — ведь фантазию мастеров ничто не ограничивало. А вот появление современных материалов, позволяющих создавать небьющиеся игрушки, может, и помогает сберечь деньги в семейном кошельке, но лишает украшения очарования их трогательной хрупкости.
Чуть позже появились праздничные хлопушки, претерпевшие при своем рождении интересные метаморфозы. Их придумал английский кондитер Томас Смит. Во Франции он подглядел, как местные мастера заворачивают конфеты в красивые фантики, и сам стал выпускать к Рождеству такие сладости. Любопытно, что назвал он их «казацкими», взяв слово у французов. А у тех оно появилось после войны 1812 года, когда русские войска вошли в Париж, и казаки поразили парижан своим внешним видом.
Но идею сразу переняли конкуренты Смита. Чтобы их обойти, он придумал двойную обертку, заимствовав у китайцев обычай вкладывать в подарок записку с пожеланием. Когда и это не помогло, идею подсказал случай. Постоянно думавший, как же найти оригинальное решение, Том раз обратил внимание на выскочивший из печки с треском уголек. У него ушло несколько лет, чтобы придумать безопасную игрушку, которая раскрывается с хлопком, осыпая окружающих конфетти и открывая хранящийся в ней сюрприз.
1964 - в прокат вышел первый фильм 23-летнего режиссера Андрея Смирнова «Пядь земли», снятый им вместе с Борисом Яшиным по повести Григория Бакланова. Героев фильма сыграли Александр Збруев, Евгений Урбанский.
1969 - на экраны вышел фильм Георгия Данелии «Не горюй!», героев которого сыграли Вахтанг Кикабидзе, Серго Закариадзе, Софико Чиаурели, Анастасия Вертинская, Верико Анджапаридзе, Евгений Леонов, Фрунзик Мкртчян.
Предыдущие работы режиссера — фильмы «Сережа», «Я шагаю по Москве», участие в Каннском фестивале уже составили ему славу одного из лучших мастеров страны. Когда возникла идея нового фильма по роману «Мой дядя Бенжамен» французского писателя Клода Телье, директор Экспериментального объединения «Мосфильма» Владимир Познер, отец известного телеведущего, предложил снять картину вместе с французами. Он прежде работал во Франции представителем «Экспортфильма» и имел соответствующие связи. Французы такого писателя и его книги не знали, но сразу выставили условие, что главного героя сыграет французский актер. Данелия отказался, но история имела продолжение.
Сначала — как появилось название картины. В одном из музеев было множество фотографий старого Тифлиса. У его духанов (харчевен, небольших ресторанов) были поэтические имена: «Не покидай меня, голубчик мой», «Не горюй!», «Сам пришел». Выбрали «Не горюй!», а «Сам пришел» назвали духан в фильме. Долго не могли найти актера, годящегося на роль главного героя романа — высокого голубоглазого блондина. Первой позвонила мама Данелии: «Включай телевизор, там твой Бенжамен поет». На сцене выступал ансамбль «Орэра», но брюнета за барабанами, скалившего зубы, режиссер своим героем не признал. Кикабидзе, которого все друзья звали Бубой, все же пригласили на собеседование, но никто, кроме жены оператора Вадима Юсова, Бенжамина в нем не увидел. Такое повторилось несколько раз: мужчины Бубу не принимали, а женщины были от него в восторге. Когда и сестры Данелии заявили то же самое, режиссер сдался.
На худсовете при сдаче фильма потребовали, чтобы было обозначено время действия — XIX век. Недоумевающему Данелии, мол, и так все ясно, объяснили: «Для заграницы. Там не поймут». Так за кадром появился голос учителя Данелии — великого режиссера Михаила Ромма, произносящего в самом начале фильма: «Было это в конце прошлого столетия в солнечном черепичном городке. А может, этого и не было… Нет, пожалуй, все–таки было». Все хвалили картину, не понравилась она только двум друзьям режиссера. Леонид Гайдай посетовал, что Данелия смешал жанры и, не умирай его герои, вышла бы великолепная комедия. А Сергей Параджанов после просмотра долго молчал, но все же высказался: «Ты не расстраивайся. Каждый художник имеет право на неудачу».
Фильм был отправлен в Аргентину представлять советское кино на фестивале в Мар–дель–Плата. И надо же было такому случиться, что конкурентом оказалась французская картина «Мой дядя Бенжамен». Французы после обращения к ним советской стороны книжку прочитали и сами решились ее экранизировать. Постановщик Эдуар Молинаро, снимавший как триллеры, так и комедии с Луи де Фюнесом, тоже пригласил на роль главного героя певца — знаменитого Жака Бреля.
В Аргентине две картины по одному роману стали сенсацией. Создателям «Не горюй!» достался не только главный приз, но и приз за лучшую мужскую роль, который был вручен Кикабидзе.
1991 - последними народными артистами СССР стала Алла Пугачева и Олег Янковский.
2012 - в Государственном музее-заповеднике Антона Павловича Чехова «Мелихово» открыт памятник любимым собакам писателя — таксам Брому Исаевичу и Хине Марковне. Изготовил его скульптор Александр Рожников.
В этот день ушли из жизни:
1936 — Николай Островский (род. 1904), советский писатель («Как закалялась сталь», «Рождённые бурей»).
Только при жизни автора вышло 41 издание книги, она была дважды экранизирована, а Павка Корчагин стал главным литературным героем и примером для нескольких поколений советской молодежи. Эта книга была рождена эпохой, в ее битвах вырос автор, ставший прототипом главного героя, и с трудом верится, что сегодня у книги может быть столь же благодарный читатель, как 70 или 50 лет назад. Ведь теперь за счастье не обязательно бороться, его можно просто пытаться найти в дальних странах.
Но и прежде мы плохо знали биографию автора великой книги и судьбу самого романа. Быть может, топить печки так и осталось бы его профессией, если бы в 14 лет он в подполье не стал бороться с оккупировавшими тогда Украину немцами, потом не вступил в комсомол и вместе с билетом не получил ружье и 200 патронов, став рядовым бойцом Красной Армии. В 15 лет под Львовом в бою с поляками Островский ранен в голову и живот и тяжело контужен. В 18 лет его признают инвалидом, в 22 года он уже прикован к постели, а в 25 слепнет. Он мог шевелить только кистями рук, а текст диктовать или писать при помощи специального транспаранта.
Островский в буденовке, летящий в атаку, — это подросток, Островский-писатель — отрезанный от внешнего мира калека. Свою первую рукопись он отправил в Одессу, а почта ее потеряла. Он пишет заново, но на этот раз не получает ответа из Ленинграда и Харькова, наконец Островский, обитающий в ожидании операции в московском Мертвом переулке, просит старого друга отнести еще один экземпляр в редакцию издательства «Молодая гвардия». Повесть бракуют из-за нереальности выведенных в ней типов. Лишь после повторной просьбы Марк Колосов, заместитель редактора журнала, сам читает книгу и решает напечатать ее. В конце 1932 года первая часть романа выходит также отдельной книгой, а через полтора года печатается и вторая часть. Роман начинают переводить, в библиотеках за ним записываются в очередь, в коллективах идет обсуждение, но критика не произносит ни слова. «Не всех героев мы знаем. И не всех мы умеем замечать» — пишет в начале 1935 года в «Правде» ее редактор Михаил Кольцов. Только тогда «Роман-газета» выпустила первый массовый тираж, Островский пятым среди писателей стал орденоносцем, на берегу Черного моря ему выстроили виллу, но жить оставалось лишь год…
2011 — Виктор Косых (род. 1950), советский и российский актёр театра и кино (самая известная работа артиста – Данька из «Неуловимых мстителей»).
2014 — Джо Кокер (род. 1944), английский рок- и блюз-исполнитель, обладатель уникального низкого хриплого баритона, кавалер ордена Британской Империи.
В этот день родились:
1836 — Фирс Журавлёв (ум. 1901), русский жанровый живописец.
1858 — Джакомо Пуччини (ум. 1924), итальянский композитор.
Он родился в городе Лукка (Тоскана), имеющем тысячелетнюю историю. Как старший сын большого семейства (9 детей), он должен был продолжить семейную традицию и стать музыкантом. Это подчеркивалось полученным при рождении сложным именем Джакомо Антонио Доменико Микеле — в честь всех поколений династии от прапрадеда Джакомо, дирижера кафедрального хора, до отца Микеле, основавшего в городе музыкальную школу. Все Пуччини сочиняли музыку, а дед и отец — даже оперы. Когда в 5 лет не стало отца, за обучение малыша взялся его дядя. Когда воспитанник брал фальшивую ноту, учитель больно пинал по ноге. Потом всю жизнь Пуччини стоило кому–то сфальшивить, у него возникала рефлекторная боль в ноге.
Желание продолжить учебу и посвятить себя оперному искусству возникло у Пуччини в 17 лет, когда он услышал оперу Джузеппе Верди «Аида». Ее давали по соседству, в Пизе, но, чтобы ее услышать, Джакомо с друзьями из–за отсутствия денег пришлось весь путь в 40 км пройти пешком. Поступить в Миланскую консерваторию удалось только в 21 год, когда мать исхлопотала ему скромную королевскую стипендию. Неожиданно успешной стала первая одноактная опера молодого Пуччини «Виллисы», но следующая, «Эдгар», которой композитор отдал четыре года, прошла незамеченной и после третьего показа была снята. Тогда стало очевидно, что одних музыкальных приемов недостаточно, если либретто бездарно. Пуччини понял, что «есть неизменные законы театра — заинтересовывать, поражать и трогать сердца».
Счастливая для композитора пора настала, когда с ним стали работать либреттисты Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза. Уже первая их совместная постановка «Манон Леско» (1893) имела оглушительный успех и принесла композитору мировую известность. Следом были поставлены «Богема» (1896), «Тоска» (1900), «Мадам Баттерфляй» («Чио–Чио–Сан», 1904), без которых сегодня невозможно представить оперную сцену. Не каждый раз Пуччини ожидал триумфальный прием: премьера «Мадам Баттерфляй» провалилась, потребовалось оперу переделать и пригласить на главную роль украинскую певицу Саломею Крушельницкую.
Вовсе неожиданной была судьба другого известнейшего произведения композитора в СССР. Еще при его жизни, в 1924 году, в Ленинграде опере «Тоска» дали другое название — «В борьбе за Коммуну», ее действие из Италии 1800 года перенесли в революционный Париж 1871 года, а вместо певицы Флории Тоска главной героиней сделали русскую революционерку Жанну Дмитриеву. Стоит ли говорить, сколь долговечной оказалась такая переделка. Но даже на родине у Пуччини были критики, один из которых сто лет назад восклицал: «Это просто позор, что мир думает, будто итальянская музыка — это в основном произведения этого старомодного мелодиста». Кто помнит имя этого критика и кто позже в Италии сумел хотя бы приблизиться к славе Пуччини?..
1876 – Филиппо Томмазо Маринетти (ум. 1944), итальянский писатель, основоположник и теоретик футуризма в европейской литературе и искусстве.
1889 – Натан Альтман (ум. 1970), художник, автор известного портрета Анны Ахматовой.
1908 - Джакомо Манцу /Манцони/ (ум. 1991), итальянский скульптор, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».
1925 – Екатерина Михайлова (в замужестве — Дёмина), легендарная Катюша — старший санинструктор батальона морской пехоты Дунайской флотилии, Герой Советского Союза.
Рано лишившаяся родителей и воспитанная в детском доме, она успела закончить 9 классов и курсы медсестер, когда началась война. Добавив себе два года, ушла на фронт. Защищая Москву, была ранена под Гжатском (ныне город Гагарин). После выздоровления попала на военно-санитарное судно «Красная Москва», вывозившее раненых из Сталинграда. В 17 лет после настойчивых просьб (она даже написала обращение к Верховному главнокомандующему товарищу Сталину) была зачислена санинструктором в батальон морской пехоты. Кроха, которой гимнастерка доходила до колен, высаживалась с десантами, вступала в рукопашный бой, выносила из-под огня раненых. В составе части она обороняла Северный Кавказ, очищала от врага Крым, прошла пол-Европы и встретила День Победы в Вене. До сих пор Имперский мост австрийской столицы, который советские воины не дали взорвать, украшен надписью: «Морякам, героям, дунайцам от благодарных жителей Вены».
Моряков-десантников фашисты прозвали «черной смертью». Но, прослышав, что среди них есть девушка, кричали: «Рус матрос! Рус Иван! Покажи Катюша! Стрелять — нет». Это помогло в боях за Керчь, когда было не подобраться к колодцу с пресной водой, оказавшемуся на ничейной земле. Она бесстрашно вставала во весь рост и, пока немцы махали ей руками и играли на губной гармошке: «Выходила на берег Катюша», возвращалась назад с полным ведром.
Трижды в боях она была ранена, но каждый раз возвращалась в строй. Ее первой наградой стала солдатская медаль «За отвагу», Катя была награждена двумя орденами и дважды представлена к званию Героя. В первый раз документы далеко не прошли, а во втором случае в наградном отделе ее подвиги сочли вымыслом.
В батальоне к ней относились бережно, как к младшей сестренке. Только когда война кончилась, сказали: «Тебе 19 лет, можешь за любого из нас выйти замуж». И были страшно довольны, когда она отшутилась, что браки между родственниками запрещены.
Все узнали ее имя 8 марта 1964 после публикации очерка Сергея Смирнова «Катюша» в газете «Правда». Со всех концов пошли отклики, письма ее боевых товарищей, вновь стал вопрос о присвоении высшего в стране почетного звания. Но справедливость восторжествовала только 26 лет спустя — 5 мая 1990 года Родина официально назвала ее своим героем.
1928 – Рудольф Рудин (ум. 2012), актер театра и кино, пан Гималайский из «Кабачка «13 стульев».
1937 — Эдуард Успенский, писатель, автор популярных повестей-сказок «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Чебурашка и его друзья» (1970), «Дядя Фёдор, пёс и кот» (1974).
1946 — Владимир Богин, советский и российский актёр театра и кино, лауреат Государственной премии СССР, народный артист России.
1968 — Олег Погудин, российский артист, исполнитель русских романсов, доцент, заслуженный артист России.
1972 — Ванесса Паради, французская актриса, певица, модель.