25 июля: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1826 — казнь декабристов Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Сергея Муравьева-Апостола, Михаила Бестужева-Рюмина и Петра Каховского на кронверке Петропавловской крепости.
Следствием были привлечены к ответственности более 500 человек. Результатом работы суда стал список из 121 «государственного преступника», разделенных на 11 разрядов, по степени провинности. Приговор был вынесен за две недели до казни — к смерти приговорили 36, за три дня до казни Николай I смягчил приговор, заменив отсечение головы вечной каторгой, но пятерых вне разрядов не пощадил, только им четвертование было заменено виселицей.
Казнь проходила на рассвете. Обреченных переодели в длинные белые рубахи, к которым привязали четырехугольные кожаные черные нагрудники, на которых белою краскою вывели слово «преступник» и их имена. Сооружавшие виселицу недостаточно глубоко врыли столбы, потому пришлось искать школьные скамьи, на которые можно было бы встать. Пятеро тем временем, сорвав травки, бросили жребий, кому за кем идти на казнь. Оказалось, что их собрались вешать одновременно, но под виселицей они встанут именно так, как решил жребий. Наконец, им надели колпаки на лицо, связали руки, поставили на помост и каждому накинули петлю. По свидетельству обер-полицмейстера Княжнина, палач, почувствовав ничтожество своей службы и общее презрение, обессилел и упал в обморок. Его обязанности взялся исполнять помощник. Они оба, специально выписанные из Швеции или Финляндии, вероятно, не знали своего дела. Когда столкнули скамейку, Пестель и Каховский повисли, а трое, на которых петли не затянулись, свалились на помост и больно ушиблись.
«Бедная Россия! И повесить-то порядочно у нас не умеют!» — произнес то ли Муравьев-Апостол, то ли сам генерал Бенкендорф! Запасных веревок не было, послали в ближние лавки, но из-за раннего времени все было заперто, и казнь вновь затянулась. А к царю, не ложившемуся спать, каждые 15 минут отправляли нового посыльного с отчетом о происходящем.
Потом строителя виселицы гарнизонного инженера Матушкина разжалуют в рядовые и вернут ему погоны только 11 лет спустя. Казненных схоронят в тайне. Летом 1917 года рабочие будут прокладывать водопроводные трубы на окраине столицы и обнаружат полуразрушенные гробы. Сегодня остров Голодай носит название Декабристов.
1832 — в Петербург привезена Александровская колонна.
1947 — в Праге начался I Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.
1965 — зарегистрирован брак Владимира Высоцкого с Людмилой Абрамовой.
1971 — в печати появилось сообщение об итогах 4-го всесоюзного конкурса на лучшую молодежную песню, проводимого радиостанцией «Юность».
На конкурс были заявлены более 450 новых песен, в которых нашли воплощение тема Родины, гордость за родную землю, патриотизм, пафос созидательного труда, героизм современника, преемственность традиций. Проделав громадную работу, жюри конкурса под председательством композитора Александры Пахмутовой назвало победителями конкурса композитора Марка Минкова и поэта Бориса Дубровина, представивших песню «Варвара Тимофеевна» ( в этом же номере рижской газеты «Советская молодежь» даны ноты и текст песни, но авторство стихов приписано уже Б. Пургалину). Высшей награды была удостоена и песня «Пой, революции труба!», также написанная М. Минковым.
А теперь главное: организаторы не могли не отметить и написанной легко и весело песни Владимира Шаинского о любви и солдатской службе «Не плачь, девчонка». Какой ей уже год пошел?!..
1973 — на экранах появился фильм Владимира Вайнштока «Всадник без головы», в котором главные роли сыграли Людмила Савельева и Олег Видов.
В этот день ушли из жизни:
1955 — Исаак Дунаевский (род. 1900), советский композитор.
Он умер в Москве от сердечного приступа. С премьеры фильма «Веселые ребята», в котором прозвучали написанные им песни, в течение 20 лет мало кто мог сравниться славой с их автором. Не меньшей популярностью пользовались и песни из кинофильмов «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Вратарь», «Волга–Волга», «Светлый путь», послевоенных «Весна» и «Кубанские казаки». «Песню о Родине» («Широка страна моя родная») можно считать неофициальным гимном советской страны, а написанная в войну «Моя Москва» спустя 40 лет после смерти композитора стала гимном российской столицы. Три ордена и две Сталинские премии, но звания народного артиста Советского Союза ему так и не дали, только РСФСР. Дунаевского можно назвать певцом сталинской эпохи, но самому вождю он посвятил только одну песню, Сталину не понравившуюся: «Эту песню мог написать только человек, который не очень меня любит…»
Отношение власти к композитору было настороженным. Его лишь раз выпустили за границу, совершенно незамеченным в прессе прошел его 5 0–летний юбилей, в газете «Советское искусство» появилась статья–пасквиль «Печальный акт», по «делу врачей–вредителей» был арестован двоюродный брат Дунаевского. Помимо своей воли в неприятной ситуации оказался его сын Евгений, приятели которого в очередную годовщину Октябрьской революции без спроса взяли его машину и в гололед попали в аварию, в которой погибла девушка, находившаяся за рулем. Сына исключили из ВГИКа, а слухи поползли один нелепее другого. Ко всем этим душевным невзгодам в последние годы добавились физические страдания: у композитора страшно болели ноги, ходить мог только с палочкой, пошаливало сердце.
История с сыном вновь всплыла, когда Дунаевского не стало. Евгения на похоронах не было, и пошла молва, что Дунаевский покончил с собой из–за переживаний, связанных с ним. Якобы сын кого–то изнасиловал, его посадили, а то и расстреляли, и десятилетия ничто не могло эти небылицы развеять. Свои последние концерты Дунаевский провел в Риге, куда часто приезжал. В тот год был здесь весной, приехал и летом. Принимали его прекрасно, взморье пошло ему на пользу, потому пришедшая через несколько дней весть из Москвы о кончине оказалась неожиданной. По слухам же выходило, что он застрелился чуть ли не на юрмальском пляже. Сын не смог проститься с отцом, потому что в это время находился в Арктике на борту теплохода. Это была его преддипломная практика в Суриковском художественном училище с заданием пройти по Северному Ледовитому океану и отобразить жизнь моряков Крайнего Севера. Сына не смогли снять с судна даже с помощью гидросамолета, а подлая сплетня сопровождала его всю жизнь.
1972 — Леонид Енгибаров (род. 1935), клоун-мим.
Он рос в московской Марьиной Роще, его отец был поваром ресторана «Метрополь», мать — портнихой. Цирковую карьеру Леонид выбрал в 19 лет, будучи студентом института физкультуры и мастером спорта по боксу. Раз увидел представление знаменитого Карандаша — и решил стать клоуном. Огромное влияние на избранный Енгибаровым путь оказал театр пантомимы выдающегося французского актера-мима Марселя Марсо, в те годы впервые посетившего СССР.
Сценический образ Енгибарова родился в стенах циркового училища. Его герой должен был быть ребенком, подростком, не утратившим детской непосредственности. Определив характер своего персонажа, артист взялся за его костюм, которому следовало быть современым. Так появились спортивная рубашка в полоску, по-ковбойски повязанная косынка из шелка, единственная лямка на штанах (помните о ребенке?!) и на контрасте — лихо сдвинутая на затылок черная, видавшая виды круглая шляпа. Дополнили гардероб башмаки и тросточка другого любимого героя Леонида — Чарли Чаплина. Почему мим? Цирк по своей природе интернационален, а в мире пантомимы нет языковых барьеров, у нее свои звуки и краски. К тому же зритель в цирк приходит смотреть представление, а не слушать его. Другой вещью, которую Енгибаров уяснил для себя, было сходство мышления циркового мима и художника-карикатуриста: обоим в образе следует отыскать главное, самое характерное, на котором и сделать акцент.
Первые самостоятельные шаги на арене Енгибаров совершил в Ереванском цирке. Потом были триумфальные поездеки в Москву и Ленинград, признание артистом года. В 1964 году в Праге авторитетное жюри Международного конкурса клоунов присудило ему, названному «клоуном с осенью в сердце», первую премию. Шведская журналистка тогда задала вопрос, кто сочиняет ему репризы. Начав записывать: «Салтыков-Щедрин, Гоголь, Чехов...», она удивленно взглянyла. А Енгибаров окончательно ее сразил: «...писать для меня отказываются. Приходится самому».
Каждый, хоть раз видевший его выступления, запоминал артиста навсегда. Он умер от разрыва сердца. Посвящавший ему стихи Владимир Высоцкий 8 лет спустя уйдет в этот же день...
1980 — Владимир Высоцкий (род. 1938), русский поэт-песенник, артист театра и кино.
Тот год начался со слуха… о смерти Высоцкого в автоаварии. Она действительно произошла. Высоцкий встречал Новый год вместе с Мариной Влади на подмосковной даче сценариста Эдуарда Володарского. Среди приглашенных также были актеры Всеволод Абдулов, Валерий Янклович, писатели Василий Аксенов и Юрий Трифонов. Высоцкий шел вразнос, ему требовались наркотики. Он уговорил друзей придумать причину, чтобы Марина ни о чем не догадалась. Срочно сочинили, что тем надо домой подготовиться к утреннему спектаклю и они просят Высоцкого подбросить их в город. За рулем Высоцкий, он гонит, не обращая внимания ни на светофоры, ни на перекрестки — и врезается в троллейбус. У Абдулова сломана рука, у Янкловича сотрясение мозга, а у Высоцкого лишь поцарапано лицо. Заводят дело, троллейбусный парк требует возместить ущерб — 27 рублей с копейками.
Высоцкий берет годичный отпуск в театре с обещанием играть в «Гамлете», впервые снимается на Центральном телевидении (покажут только через 8 лет), а в свой последний день рождения оказывается под капельницей. Даже друзья говорят ему, что надо лечиться. 29 февраля в Доме кино — премьера «Маленьких трагедий», но его нет. На следующий день в «Кинопанораме» кадры с его участием вырезаны. Март, апрель, концерты. Дает согласие на спасительную процедуру — гемосорбцию, когда всю кровь для очистки пропускают через активированный уголь. Ложится в Склиф, но не помогает: организм отравлен не только наркотиками. Пишет врачам расписку, что в случае дальнейшего употребления наркотиков те за него никакой ответственности не несут.
В мае летит в Париж, ложится в клинику, участвует в польских гастролях театра. Пишет последние стихи к Марине: «И снизу лед, и сверху — маюсь между… Я жив, 12 лет тобой и Господом храним…» Москва готовится встречать Олимпиаду. У Марины умирает сестра, он получает разрешение на выезд, но не трогается с места. Хочет лететь к Вадиму Туманову на Печору, но не находит сил. Таганка хоронит Олега Колокольникова, на кладбище кто–то говорит, что следующий — Высоцкий… 16 июля — последний концерт в подмосковном Калининграде, 18 июля — последний выход в роли Гамлета. Все молчат, перед выходом ему нехорошо, в паузах за кулисами лишь повторяет: «Ой, плохо! Ой, не могу». Взбадривает Алла Демидова, вроде бы ожил, но: «Нет уж, Володечка, успеем сыграть в следующий раз, двадцать седьмого».
Не успели. Не смогли…
1996 — Микаэл Таривердиев (род. 1931), советский и российский композитор, автор музыки ко многим фильмам, среди которых - легендарный советский сериал «Семнадцать мгновений весны».
2007 — Лидия Смирнова (род. 1915), актриса, народная артистка СССР («Парень из нашего города», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Деревенский детектив»).
2008 — Михаил Пуговкин (род. 1923), актёр театра и кино, народный артист СССР.
В этот день родились:
1789 — Михаил Загоскин (ум. 1852), писатель, автор исторических романов комедий («Юрий Милославский», «Аскольдова могила»), почетный член Петербургской АН. Был также директором московских театров, а с 1842 года — директором московской Оружейной палаты.
1929 — Василий Шукшин (ум. 1974), писатель, кинорежиссёр, актёр.
При подготовке публикации использованы материалы ресурса http://www.citycat.ru/historycentre/