28 сентября: день в истории культуры и искусства

Значимые события этого дня:

1902 — первой постановкой открытого в Риге днем ранее русского театра стала пьеса А. Н. Островского «Снегурочка».

1904 — в Санкт-Петербурге спектаклем «Уриэль Акоста» К. Гуцкова открылся Академический драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской.

В этот день ушли из жизни:

1956Остап Вишня /наст. имя Павел Михайлович Губенко/ (род. 1889), украинский писатель-сатирик.

1964 — Михаил Светлов /наст. фамилия Шейнкман/ (род. 1903), советский поэт, автор «Гренады» и «Каховки», лирической пьесы «Двадцать лет спустя».

Однажды на правлении Союза писателей прорабатывали молодого поэта за пьянку и дебош. Тот долго и уныло твердил в оправдание, что творческий человек не может не пить, его эмоции того требуют. «Достоевский пил, — перечислял он, — Апухтин пил, Толстой пил, Бетховен пил, Моцарт пил...» Тут кому-то надоело слушать занудливое перечисление, и он спросил: «А что, интересно, пил Моцарт?» Михаил Светлов, до этого мирно дремавший в углу, встрепенулся и ответил: «А что ему Сальери наливал, то и пил!»

Чувство юмора никогда не оставляло поэта. Артист Гушанский, навещая больного, принес ему бутылку боржоми. Светлов потыкал пальцем в этикетку и слабеющим голосом сказал: «Вот и я буду... как здесь написано...» Гушанский посмотрел на бутылку — Светлов показывал на текст: «Хранить в холодном темном месте в лежачем положении...».

1977Вера Орлова (род. 1894), актриса театра и кино («Пиковая дама», «Отец Сергий», «Аэлита»).

2004 — Виктор Розов (род. 1913), драматург, сценарист («Летят журавли» по пьесе «Вечно живые»).

В этот день родились:

1573 Микеланджело да Караваджо /Меризи/ (ум. 1610), итальянский живописец.

1803 — Проспер Мериме (ум. 1870), французский писатель.

1897 — Мухтар Ауэзов (ум. 1961), казахский писатель («Путь Абая»).

1900 — Борис Ефимов (настоящая фамилия Фридлянд) (ум. 2008), советский и российский художник-график, мастер политической карикатуры. Вместе с Дени, Д. С. Моором, Л. Г. Бродаты, М. М. Черемных, Кукрыниксами создал в мировой культуре феномен — «положительная сатира». Академик АХ СССР, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР и двух Сталинских премий второй степени.

В августе 2002 года (в возрасте без малого 102 лет!) возглавил отделение искусства карикатуры Российской академии художеств. 28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, Борис Ефимов был назначен на должность главного художника газеты «Известия». И в 107 лет легендарный художник продолжал работать. В основном он писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.

1904 — Алексей Каплер (настоящее имя Лазарь; ум. 1979), кинорежиссёр, ассистент А. Довженко.

1906 — Александр Штейн /наст. фамилия Рубинштейн/ (ум. 1993), советский писатель, драматург, сценарист.

1908 — Ираклий Андроников /наст. фамилия Андроникашвили/ (ум. 1990), советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа.

Он родился в семье адвоката. Когда в 20 лет стал работать лектором филармонии, то вряд ли мог полагать, что своими устными рассказами заслужит звание народного артиста СССР, станет лауреатом Ленинской премии и положит начало новому жанру на телевидении. Всего этого тогда просто не существовало. Его дар рассказчика не проявился бы, не будь у Андроникова такого замечательного круга общения, в который входили писатели, артисты, ученые — люди яркие и известные на всю страну. Способность молодого человека подмечать интонации, черты характера, жесты, входить в образ героя, когда сценка превращалась не просто в имитацию или пародию, а в искусную импровизацию на заданную тему, была замечена и встречена доброжелательно многими, что и привело его в итоге на эстраду, потом на радио и телевидение.

1915 — Георгий Товстоногов (ум. 1989), советский режиссёр, с 1956 года возглавлявший ленинградский Большой драматический театр, который носил тогда имя Горького (c 1992 года театр носит имя своего руководителя). Герой Социалистического Труда, народный артист СССР.

1916Ольга Лепешинская (ум. 2008), балерина, актриса Большого театра.

1924 Марчелло Мастроянни (ум. 1996), итальянский киноактёр. Среди его лучших работ герои картин Федерико Феллини «Сладкая жизнь» и «Восемь с половиной», а также комедийные роли в фильмах «Брак по-итальянски» и «Развод по-итальянски».

1934 — Брижитт Бардо, французская киноактриса («И Бог создал женщину», «Бабетта идёт на войну», «Презрение»).

По существовавшей в респектабельной буржуазной среде традиции, о ее рождении было объявлено в главной газете страны «Фигаро». В 13 лет она поступила в Национальную академию танца, собираясь стать балериной. Три года ее обучал русский хореограф Борис Князев, научивший ее двигаться. Ее походку потом назовут божественной, ею восхищались как мужчины, так и женщины, и она сразу же выдавала актрису, как бы она ни маскировалась, пытаясь скрыться от поклонников и папарацци. Потом подруга матери, основательница журнала Elle («Она») Элен Гордон-Лазарефф, эмигрировавшая в Париж из Ростова-на-Дону, уговорила ее, чтобв дочь стала манекенщицей. 60 лет назад, в мае 1949 года, профиль и силуэт юной Брижитт появились на обложке журнала. Мать поставила только одно условие: не упоминать имени дочери. Так появилось ставшее потом знамениты сокращение Б. Б. Ну, а третьим русским, окончательно определившим судьбу девушки, стал начинающий кинорежиссер Роже Вадим (Владимир Племянников).

Впервые увидев ее на одной из обложек журнала, он сказал себе: «Эта девчонка — неземное создание!» и предложил режиссеру Марку Аллегре попробовать ее на роль. Кинопроба не удалось, но балет был забыт. В 15 лет Брижитт заявила родителям, что собирается выйти замуж за Вадима (тот был на 6 лет старше). Те назвали ее слова глупостью и запретили заикаться о замужестве до достижения 18 лет. Прошло три года, и они поставили новое условие: молодой человек должен принять католичество. Ради Брижитт тот не колеблясь оставил православие. 19 декабря прошла гражданская церемония бракосочетания, но в доме невесты зятю поставили раскладушку в кабинете отца. Родители признали их мужем и женой только на следующий день, когда прошло венчание в церкви.

Вадим научил ее всему: уметь говорить, надувать губки, наслаждаться чужими взглядами, одеваться и сбрасывать с себя одежду — короче, быть соблазнительной. Он даже превратил ее из брюнетки в блондинку. В 1953 году, когда их имена никому ничего не говорили, он повез ее на Каннский кинофестиваль. И Бардо затмила всех! Даже Вадим не знает, как ее пригласили в числе звезд фестиваля на борт стоящего на рейде американского авианосца «Мидуэй». Она ступила на палубу корабля, с ее плеч соскользнул плащ, оставив ее в крошечном платье, — и три с половиной тысячи матросов пришли в безумный восторг.

Тогда же Бардо в первый и последний раз вышла на театральную сцену. Пригласил ее знаменитый драматург Жан Ануй. Она была бесподобна в своей естественности, автор едва не прыгал от радости, но Брижитт вдруг забыла слова, потом вспомнила... и продолжила, перескочив целую сцену. К ужасу постановщиков онемевшие было актеры последовали за ней к финалу. Занавес опустили, актеры раскланялись, а ошарашенные зрители вместо антракта на полтора часа раньше разошлись по домам.

Настоящая слава к ней пришла после фильма Вадима «И Бог создал женщину», вышедшего на экраны в 1956 году. Чувственная красота героини, не стесняющейся своей наготы, стала шоком для цензоров, критиков, кинематографистов, зрителей. Если на родине беспокоились, какое чудовищное представление может возникнуть у зрителя о Франции, то в США на фильм ополчилась церковь, его запрещали к показу неграм, устраивали облавы на зрителей и конфисковывали копии. Но фильм собрал кассу, и французское правительство выступило с официальным заявлением, что «мадемуазель Бардо внесла значительный вклад во внешнеторговый баланс Франции».

Бардо стала национальным символом Франции, а сама она очутилась под постоянным прицелом фотоаппаратов и кинокамер. И это оказалось самым трудным, а порой и невыносимым в ее жизни.

1937Георгий Рерберг (ум. 1999), кинооператор («Первый учитель», «История Аси Клячиной...», «Дворянское гнездо», «Зеркало», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «12 стульев», «Плюмбум, или Опасная игра»).

1963 — Владимир Турчинский /«Динамит»/ (ум. 2009), рекордсмен в силовых видах спорта, актёр и телевизионный ведущий.

При подготовке публикации использованы материалы сайта http://www.citycat.ru/historycentre/

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним