28 сентября: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1902 — первой постановкой открытого в Риге днем ранее русского театра стала пьеса А. Н. Островского «Снегурочка».
1904 — в Санкт-Петербурге спектаклем «Уриэль Акоста» К. Гуцкова открылся Академический драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской.
В этот день ушли из жизни:
1956 — Остап Вишня /наст. имя Павел Михайлович Губенко/ (род. 1889), украинский писатель-сатирик.
1964 — Михаил Светлов /наст. фамилия Шейнкман/ (род. 1903), советский поэт, автор «Гренады» и «Каховки», лирической пьесы «Двадцать лет спустя».
Однажды на правлении Союза писателей прорабатывали молодого поэта за пьянку и дебош. Тот долго и уныло твердил в оправдание, что творческий человек не может не пить, его эмоции того требуют. «Достоевский пил, — перечислял он, — Апухтин пил, Толстой пил, Бетховен пил, Моцарт пил...» Тут кому-то надоело слушать занудливое перечисление, и он спросил: «А что, интересно, пил Моцарт?» Михаил Светлов, до этого мирно дремавший в углу, встрепенулся и ответил: «А что ему Сальери наливал, то и пил!»
Чувство юмора никогда не оставляло поэта. Артист Гушанский, навещая больного, принес ему бутылку боржоми. Светлов потыкал пальцем в этикетку и слабеющим голосом сказал: «Вот и я буду... как здесь написано...» Гушанский посмотрел на бутылку — Светлов показывал на текст: «Хранить в холодном темном месте в лежачем положении...».
1977 — Вера Орлова (род. 1894), актриса театра и кино («Пиковая дама», «Отец Сергий», «Аэлита»).
2004 — Виктор Розов (род. 1913), драматург, сценарист («Летят журавли» по пьесе «Вечно живые»).
В этот день родились:
1573 — Микеланджело да Караваджо /Меризи/ (ум. 1610), итальянский живописец.
1803 — Проспер Мериме (ум. 1870), французский писатель.
1897 — Мухтар Ауэзов (ум. 1961), казахский писатель («Путь Абая»).
1900 — Борис Ефимов (настоящая фамилия Фридлянд) (ум. 2008), советский и российский художник-график, мастер политической карикатуры. Вместе с Дени, Д. С. Моором, Л. Г. Бродаты, М. М. Черемных, Кукрыниксами создал в мировой культуре феномен — «положительная сатира». Академик АХ СССР, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР и двух Сталинских премий второй степени.
В августе 2002 года (в возрасте без малого 102 лет!) возглавил отделение искусства карикатуры Российской академии художеств. 28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, Борис Ефимов был назначен на должность главного художника газеты «Известия». И в 107 лет легендарный художник продолжал работать. В основном он писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.
1904 — Алексей Каплер (настоящее имя Лазарь; ум. 1979), кинорежиссёр, ассистент А. Довженко.
1906 — Александр Штейн /наст. фамилия Рубинштейн/ (ум. 1993), советский писатель, драматург, сценарист.
1908 — Ираклий Андроников /наст. фамилия Андроникашвили/ (ум. 1990), советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа.
Он родился в семье адвоката. Когда в 20 лет стал работать лектором филармонии, то вряд ли мог полагать, что своими устными рассказами заслужит звание народного артиста СССР, станет лауреатом Ленинской премии и положит начало новому жанру на телевидении. Всего этого тогда просто не существовало. Его дар рассказчика не проявился бы, не будь у Андроникова такого замечательного круга общения, в который входили писатели, артисты, ученые — люди яркие и известные на всю страну. Способность молодого человека подмечать интонации, черты характера, жесты, входить в образ героя, когда сценка превращалась не просто в имитацию или пародию, а в искусную импровизацию на заданную тему, была замечена и встречена доброжелательно многими, что и привело его в итоге на эстраду, потом на радио и телевидение.
1915 — Георгий Товстоногов (ум. 1989), советский режиссёр, с 1956 года возглавлявший ленинградский Большой драматический театр, который носил тогда имя Горького (c 1992 года театр носит имя своего руководителя). Герой Социалистического Труда, народный артист СССР.
1916 — Ольга Лепешинская (ум. 2008), балерина, актриса Большого театра.
1924 — Марчелло Мастроянни (ум. 1996), итальянский киноактёр. Среди его лучших работ герои картин Федерико Феллини «Сладкая жизнь» и «Восемь с половиной», а также комедийные роли в фильмах «Брак по-итальянски» и «Развод по-итальянски».
1934 — Брижитт Бардо, французская киноактриса («И Бог создал женщину», «Бабетта идёт на войну», «Презрение»).
По существовавшей в респектабельной буржуазной среде традиции, о ее рождении было объявлено в главной газете страны «Фигаро». В 13 лет она поступила в Национальную академию танца, собираясь стать балериной. Три года ее обучал русский хореограф Борис Князев, научивший ее двигаться. Ее походку потом назовут божественной, ею восхищались как мужчины, так и женщины, и она сразу же выдавала актрису, как бы она ни маскировалась, пытаясь скрыться от поклонников и папарацци. Потом подруга матери, основательница журнала Elle («Она») Элен Гордон-Лазарефф, эмигрировавшая в Париж из Ростова-на-Дону, уговорила ее, чтобв дочь стала манекенщицей. 60 лет назад, в мае 1949 года, профиль и силуэт юной Брижитт появились на обложке журнала. Мать поставила только одно условие: не упоминать имени дочери. Так появилось ставшее потом знамениты сокращение Б. Б. Ну, а третьим русским, окончательно определившим судьбу девушки, стал начинающий кинорежиссер Роже Вадим (Владимир Племянников).
Впервые увидев ее на одной из обложек журнала, он сказал себе: «Эта девчонка — неземное создание!» и предложил режиссеру Марку Аллегре попробовать ее на роль. Кинопроба не удалось, но балет был забыт. В 15 лет Брижитт заявила родителям, что собирается выйти замуж за Вадима (тот был на 6 лет старше). Те назвали ее слова глупостью и запретили заикаться о замужестве до достижения 18 лет. Прошло три года, и они поставили новое условие: молодой человек должен принять католичество. Ради Брижитт тот не колеблясь оставил православие. 19 декабря прошла гражданская церемония бракосочетания, но в доме невесты зятю поставили раскладушку в кабинете отца. Родители признали их мужем и женой только на следующий день, когда прошло венчание в церкви.
Вадим научил ее всему: уметь говорить, надувать губки, наслаждаться чужими взглядами, одеваться и сбрасывать с себя одежду — короче, быть соблазнительной. Он даже превратил ее из брюнетки в блондинку. В 1953 году, когда их имена никому ничего не говорили, он повез ее на Каннский кинофестиваль. И Бардо затмила всех! Даже Вадим не знает, как ее пригласили в числе звезд фестиваля на борт стоящего на рейде американского авианосца «Мидуэй». Она ступила на палубу корабля, с ее плеч соскользнул плащ, оставив ее в крошечном платье, — и три с половиной тысячи матросов пришли в безумный восторг.
Тогда же Бардо в первый и последний раз вышла на театральную сцену. Пригласил ее знаменитый драматург Жан Ануй. Она была бесподобна в своей естественности, автор едва не прыгал от радости, но Брижитт вдруг забыла слова, потом вспомнила... и продолжила, перескочив целую сцену. К ужасу постановщиков онемевшие было актеры последовали за ней к финалу. Занавес опустили, актеры раскланялись, а ошарашенные зрители вместо антракта на полтора часа раньше разошлись по домам.
Настоящая слава к ней пришла после фильма Вадима «И Бог создал женщину», вышедшего на экраны в 1956 году. Чувственная красота героини, не стесняющейся своей наготы, стала шоком для цензоров, критиков, кинематографистов, зрителей. Если на родине беспокоились, какое чудовищное представление может возникнуть у зрителя о Франции, то в США на фильм ополчилась церковь, его запрещали к показу неграм, устраивали облавы на зрителей и конфисковывали копии. Но фильм собрал кассу, и французское правительство выступило с официальным заявлением, что «мадемуазель Бардо внесла значительный вклад во внешнеторговый баланс Франции».
Бардо стала национальным символом Франции, а сама она очутилась под постоянным прицелом фотоаппаратов и кинокамер. И это оказалось самым трудным, а порой и невыносимым в ее жизни.
1937 — Георгий Рерберг (ум. 1999), кинооператор («Первый учитель», «История Аси Клячиной...», «Дворянское гнездо», «Зеркало», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «12 стульев», «Плюмбум, или Опасная игра»).
1963 — Владимир Турчинский /«Динамит»/ (ум. 2009), рекордсмен в силовых видах спорта, актёр и телевизионный ведущий.
При подготовке публикации использованы материалы сайта http://www.citycat.ru/historycentre/