31 августа: день в истории культуры и искусства
![](http://mincult.govdnr.ru/sites/default/files/styles/news-288-224/public/gardemariny.jpeg?itok=Clk2Va22)
Значимые события этого дня:
1892 — Павел Третьяков предложил Московской городской думе передать в дар городу созданную им художественную галерею.
1914 — указом Николая II Санкт-Петербург переименован в Петроград. Причиной первого изменения имени города стала начавшаяся война с Германией.
1987 — на экраны вышел фильм Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», собравший звездный состав актеров. В фильме играли Андрей Миронов, Александра Аасмяэ, Михаил Боярский, Олег Табаков, Николай Караченцов, Игорь Кваша, Лев Дуров, Галина Польских, Наталья Фатеева, Спартак Мишулин, Михаил Светин, Леонид Ярмольник, Семен Фарада, Борислав Брондуков.
1991 — премьера на Центральном телевидении фильма «Виват, гардемарины!», поставленного Светланой Дружининой. Вторая часть трилогии о приключениях трех юных курсантов Навигацкой школы должна была выйти в эфир 19 августа, но власть тогда перешла к ГКЧП и в перерывах между выпусками новостей шла трансляция балета «Лебединое озеро», также запланированного на тот день. Фильм смогли показать лишь спустя почти две недели.
В этот день ушли из жизни:
1941 — Марина Цветаева (род. 1892), русская поэтесса.
«Ни с кем, одна, всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей, — без круга, без среды, без всякой защиты, причастности, хуже, чем собака, а зато… А зато — все», — писала о себе Цветаева в частном письме. Она покинула Советскую Россию в 1922 году и вернулась назад летом 1939-го. Двумя годами ранее вернулись домой ее муж Сергей Эфрон, связанный с советской разведкой (о деятельности которого в этом качестве до сих пор мало что известно), и их старшая дочь Ариадна, которую ласково звали Алей. Несомненно, что Цветаевой двигали тоска по родине и желание вновь увидеть родных. Но не случайно в ее записях 1936 года есть и такая: «Взвесь хорошенько, стоит ли того страна, куда ты собираешься, да и можно ли считать это страной».
В Союз она возвращалась рейсом Гавр — Ленинград на пароходе «Мария Ульянова». Только на родине Цветаева узнала об аресте младшей сестры Анастасии еще в 1937 году и вынесенном ей приговоре — 10 лет лагерей. Через два месяца после возвращения последовал новый удар — арестовали Алю, а в октябре та же участь ждала мужа. Сестра проведет в лагерях и ссылке 15 лет, дочь — на год меньше, а Сергей Эфрон будет расстрелян в октябре 1941 года. Никто из них тогда не узнает о смерти Марины.
Дважды она обращалась к наркому внутренних дел СССР Лаврентию Берия, сначала призывая того к справедливости, потом с просьбой о свидании с мужем. Безрезультатно. За два года после возвращения было опубликовано только одно ее стихотворение 20–летней давности «Еще вчера в глаза глядел…», к которому она добавила название «Старинная песня», так как у советского человека любовь могла быть только счастливой. Ее главной заботой теперь был сын Мур (Георгий), которому к началу войны исполнилось 16 лет (он погибнет на фронте в 1944–м).
В эвакуацию они вновь отправлялись кораблем. Ее последнее плавание продолжалось 10 дней, пока не сошла с сыном на камский берег в Елабуге. В переполненном беженцами городе ей было невозможно найти работу. Чтобы выбраться отсюда, она была готова стать судомойкой, но позволить сыну продолжить учебу. Когда же разрешение перебраться в Чистополь и обещание устроить на работу были получены, силы ее оставили.
Провожавший Цветаеву в эвакуацию Борис Пастернак потом корил себя: «Если это правда, то какой же это ужас!.. Какая вина на мне, если это так! Вот и говори после этого о «посторонних заботах»! Это никогда не простится мне. Последний год я перестал интересоваться ей…» Могила Цветаевой на Петропавловском кладбище затерялась. Только в 1960 году после своей реабилитации ее сестра Анастасия установила здесь памятный крест, а через 10 лет и надгробие.
1967 — Илья Эренбург (род. 1891), советский писатель, мемуарист, общественный деятель.
Подростком он оказался вовлеченным в революционную деятельность, потом, спасаясь от преследования, надолго оказался за границей, там начал писать стихи и пробовать свои силы в журналистике. Вернувшись в Россию в период между двумя революциями, он потом долго не мог окончательно принять одну из сторон. Потому для одних он — полубольшевик, а для других — нигилист и клеветник. Первый его роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников» (1922), написанный менее чем за месяц, принес автору европейскую известность, понравился Ленину, хотя в нем и говорилось о «капитане кремлевского корабля», мечтающего загнать людей в рай железными бичами. Критики потом нашли в этой книге предсказание появления Гитлера, а героя назвали предтечей булгаковского Воланда. Но на родине после первых тиражей книги не печатали более 30 лет. Еще один из романов Эренбурга ждал своей публикации более 60 лет, другой Сталин назвал «бурей в стакане воды», но наградил премией, а третий — «Оттепель» — дал название целому периоду в жизни советской страны.
Талант Эренбурга-публициста особенно ярко проявился в годы борьбы с фашизмом, когда его статьи появлялись каждый день, и в послевоенный период, когда он стал активным участником движения сторонников мира. В эти годы у него почти такая же роль, какая была прежде у Максима Горького по установлению контактов власти с западной интеллигенцией, а авторитет писателя одинаково высок и в стране, и за рубежом, чему в немалой степени способствовала его давняя дружба со многими писателями, художниками, артистами и учеными.
Но главной книгой Эренбурга стали воспоминания «Люди, годы, жизнь» — честный рассказ о времени и о себе. Вызвавшие огромный интерес, они выходили по мере написания, а потом вдруг на два десятилетия оказались под негласным запретом.
Для нас особенно интересны те фрагменты, где Эренбург рассказывает о своем депутатстве — ведь он многие годы избирался в Верховный Совет от Латвии. Когда в начале 1950 года его впервые избрали депутатом от столичного округа («на предвыборных собраниях говорили по-латышски; девушки подносили мне цветы — белые каллы, будто сделанные из материи, и делали при этом книксен»), то рижане за помощью обращались редко, так как со всеми претензиями и жалобами шли к местным депутатам. Картина изменилась несколько лет спустя, когда Эренбург 12 лет был депутатом от районов восточной части Латвии — Латгалии, в том числе восемь лет от города Даугавпилса. Тогда колхозники-старообрядцы, бородатые и похожие на дореволюционных русских крестьян, встретили его с подносом — хлеб, соль. Они простодушно говорили: «Слава тебе, Господи, прислали русского!..»
Даугавпилс поразил Эренбурга как город, «где построили пединститут с чрезмерно роскошной лестницей, но предоставить жилплощадь профессорам не смогли. Там избиратели, приходя ко мне, бурно протестовали, не впускали в мою комнату сотрудников горсовета, говорили все и во весь голос». Ведь в городе, разрушенном войной, тогда «на одну душу приходилось четыре квадратных метра жилплощади — чуть больше, чем полагается мертвецу на кладбище». Людям было негде работать, так как имевшиеся в городе заводы и мастерские обеспечивали работой лишь 8400 человек. И писатель гордился тем, что с его помощью решалась жилищная проблема, создавались новые производства, а по добытым им 4 км трамвайного пути, надо думать, и сегодня бегает городской трамвай. «Нет малых дел: есть работа и есть безделие, есть участие и холод сердца» — говорил Эренбург.
1990 — Евгений Воробьев (род. 1910), писатель.
Писал также сценарии для документального кино, а по двум его самым известным романам поставлены еще более популярные кинокартины — «Высота» и «Земля, до востребования». Во время войны благодаря его настойчивости стала популярной песня «В землянке» поэта Алексея Суркова и композитора Константина Листова, когда Воробьев попросил записать мелодию впервые исполненной песни и отослал ноты и стихи в редакцию «Комсомольской правды», в которой работал до войны.
2010 — Иван Уфимцев (род. 1928), режиссер-мультипликатор («38 попугаев»).
В этот день родились:
1749 — Александр Радищев (ум. 1802), русский писатель.
Александр был первенцем в семье дворянина — потомка денщика Петра I. Впоследствии семья изрядно увеличилась — у Саши появились семь братьев и четыре сестры. Первые годы жизни писателя прошли в Немцове, затем семья перебралась в самое крупное свое имение — село Верхнее Аблязово Саратовского наместничества. Вначале воспитателями мальчика были крепостные — няня Прасковья Клементьевна и дядька Петр Мамонтов по прозвищу Сума, который научил Александра читать и писать. Когда ребенку исполнилось шесть лет, в доме появился француз. Вскоре, однако, выяснилось, что учитель французского был беглым солдатом, почти не знавшим языка, и с ним расстались.
Спустя год отец повез мальчика в Москву, в дом родственника матери, который приходился племянником директору Московского университета А. М. Аргамакову. Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии. Воспитанником этой гимназии стал и Александр Радищев: с 8 до 13 лет он учился в доме дяди по программе гимназического курса, бывал на экзаменах, гимназических и студенческих диспутах. Вместе с гимназистами он частенько бегал в единственную тогда в Москве книжную лавку при университете, много и жадно читал. Затем был записан в пажи и отправился в свое первое самостоятельное путешествие из Москвы в Петербург и далее в Лейпциг для «обучения латинскому, немецкому и, если возможно, славянскому языку, а наипаче праву естественному и всенародному и несколько... Римской империи праву».
1850 — Александр Шимановский (ум. 1918), белорусский этнограф и фольклорист; пушкинист.
1872 — Матильда Кшесинская (ум. 1971), русская балерина польского происхождения.
1949 — Ричард Гир, американский актёр.
1951 — Алексей Учитель, кинорежиссер, народный артист России, среди работ которого фильмы «Рок», «Дневник его жены», «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Край», «Восьмерка», «Последний герой» (памяти Виктора Цоя).
При подготовке публикации использованы материалы сайта http://www.citycat.ru/historycentre/