4 марта: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1818 — в Москве открыт бронзовый памятник Козьме Минину и князю Пожарскому, ставший первым в городе.
В 1612 году под их началом Москва была очищена от польских оккупантов, что позволило созвать Земский собор, избрать нового царя и покончить со смутой в государстве. Инициатором возведения монумента в честь героев стало Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, первоначально предлагавшее установить его в Нижнем Новгороде. Поддержавшие идею горожане призвали принять участие в сборе средств на памятник всех соотечественников. Был издан императорский указ о подписке на такой сбор, а заодно решено ввиду общенационального значения проекта установить памятник в Москве. После Отечественной войны 1812 года идея обрела еще более широкую поддержу.
Конкурс выиграл скульптор Иван Мартос, начавший трудиться над проектом, едва была высказана такая идея. Отливку памятника за один прием в августе 1816 года выполнил мастер Василий Екимов. До него никто в Европе работ такого объема не производил. Под пьедестал был выбран финский гранит. Следующим этапом стала доставка монумента из Северной столицы в Москву. Ее осуществляли по воде и потратили на это все лето следующего года. Тем временем было определено и место установки — посередине Красной площади.
В день открытия на пощади была выстроена гвардия. В 11 часов утра из Никольских ворот Кремля выехал император со свитой. Мгновенно раздалась музыка, царь начинал объезжать войска, а навстречу ему из Спасских ворот в парадной карете двигалась императрица. Когда они с двух сторон подъехали к монументу, с него упала завеса, открыв героев. Царская чета остановилась в стороне, и мимо них стали проходить церемониальным маршем войска, отдавая честь.
Монумент стал первым памятником, установленным в Москве. На нем высечена надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.». В советское время, когда Красная площадь стала местом проведения парадов и манифестаций, памятник подвинули к собору Василия Блаженного. Некоторые руководители и деятели культуры тогда ратовали и за более радикальные решения. Пролетарский поэт Демьян Бедный монумент предлагал выбросить, а имена Минина и Пожарского — забыть. Пришлось одернуть его самому вождю, назвавшему баснописца Иваном, родства не помнящим. Иосиф Сталин оставил на месте и собор Василия Блаженного, когда партийный руководитель Москвы Лазарь Каганович готов был убрать не только памятник. Вождь прекрасно понимал роль символов, к которым памятник Минину и Пожарскому, несомненно, относится.
1821 – Сергей Николаевич Тургенев по семейным обстоятельствам в чине полковника вышел в отставку и поселился с семьей в селе Спасском–Лутовинове Мценского уезда.
Имение с пятью тысячами крепостных душ принадлежало его жене Варваре Петровне Лутовиновой, унаследовавшей его от дяди — предводителя местного дворянства. Оно и стало главной причиной, почему бывший на 6 лет моложе красавец–кавалергард выбрал ее своей избранницей, сыграл здесь свадьбу и осел, подавшись в отставку. Особой любви между родителями не было, но в том же месяце Варвара родила третьего сына — Сергея. Старших звали Николай и Иван. Несчастливой была судьба грубоватого и язвительного Николая, трагической — Сергея, с раннего детства страдавшего эпилепсией и рано скончавшегося, но мы поведем речь о среднем из братьев — Иване. Он стал великим писателем, написал в Спасском романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Село даже оказалось местом его ссылки, но все это было потом, как и превращение усадьбы в мемориальный музей–заповедник в советское время.
Ванечке не было и двух с половиной лет. На следующий год семья со старшими детьми отправилась в большое заграничное путешествие. Это был единственный случай, когда Тургенев побывал в Риге. Та поездка едва не стала последней в его жизни: в швейцарском городе Берне он сорвался с перил, окружавших яму с медведями, но отец успел ухватить его за ногу. В Спасском господская усадьба была огромным трехэтажным домом с галереями, на отдалении в постройках для дворни проживало 200–300 человек. Свой оркестр, певчие, театр с крепостными актерами.
Тургеневы славились гостеприимством и радушием. К отцу приезжали боевые товарищи, вспоминали Бородино, пожар Москвы, как отец мальчика спас своего командира. Не случайно Николай потом стал офицером–артиллеристом. Ванечка был добр, ласков и смышлен, но бесхитростно правдив. Побывала как–то в гостях вдова знаменитого полководца светлейшая княгиня Екатерина Ильинична Кутузова–Голенищева. Братья скромно приложились к ручке старухи, а Ванечка уставился на нее, сначала остолбенев, а потом громко сказал: «Ты очень похожа на… обезьяну!» В другой раз он подошел к читавшему в доме свои басни поэту (и одно время министру юстиции России) Ивану Дмитриеву, заглянул доверчиво в его глаза и произнес: «Твои басни хороши, а Ивана Андреевича Крылова — гораздо лучше». Мать его высекла, навсегда закрепив в памяти первую встречу с настоящим писателем.
Характер у матери был крутой, от нее терпели все домочадцы, а сам писатель потом рассказывал: «Драли меня за всякие пустяки чуть не каждый день». Отношения родителей нашли отражение в его повестях, а мать стала прототипом барыни, приказавшей Герасиму утопить Муму.
1877 — в Большом театре прошла премьера балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Написать музыку для балета «Озеро лебедей» композитору заказала дирекция Большого весной 1875 года. Композитор тогда признался: «Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыке». Через полгода он написал два действия, а в апреле 1876 года завершил балет полностью. Удивительно, но авторство предложенного композитору либретто мы можем только предполагать. Полагают, что это был приглашенный в Большой из Австрии балетмейстер Юлиус Рейзингер, что заодно объясняет сюжет, основанный на немецком сказочном фольклоре. С первой же репетиции работа с балетмейстером, танцорами и танцовщицами шла легко и успешно: все в театре были в восторге от сочиненной музыки.
Премьеры пришлось ждать почти год. Она прошла в бенефис балерины Пелагеи Карпаковой. Постановка оказалась не совсем удачной, но работу композитора заметили все. Это было отмечено рецензентом: «Того же, что особенно прельщает в балетах — красивых танцев, обилия картин и всевозможных превращений, — в «Лебедином озере» вовсе нет. В нем только три декорации. В постановке танцев г. Рейзингер проявил замечательное умение устраивать какие–то гимнастические упражнения. Во всяком случае, лучшим в этом балете остается музыка г. Чайковского». У зрителей балет пользовался успехом, и он шел на сцене Большого шесть сезонов. Композитору поначалу тоже казалось, что он мог добиться большего. Но прошло какое–то время, и в его дневнике появилась запись: «Лебединое озеро. Минута абсолютного счастья. Но только минута». Сокровищницу мирового балетного репертуара через 13–15 лет пополнят его новые сочинения — «Спящая красавица» и «Щелкунчик».
1880 — в американской газете «Нью-Йорк Дейли График» опубликована первая в мире репродукция фотографии.
1936 – на экраны вышел фильм Сергея Герасимова «Семеро смелых».
1984 – премьера на Центральном телевидении двухсерийного музыкального фильма Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свиданья!» с Натальей Андрейченко в главной роли.
2002 – в России учреждены Национальная Академия кинематографических искусств и наук и присуждаемая ею премия — «Золотой орел».
2009 — открылся Мемориальный музей Юрия Сенкевича.
В этот день ушли из жизни:
1852 — Николай Гоголь (род. 1809), русский писатель.
В последние полгода жизни автора «Мертвых душ» наступил перелом. Гоголь на глазах менялся: еще вчера здоровый, молодой, он на утро глядел стариком, нос заострялся, бледность выступала на щеках, и он бежал от себя и от людей. За десять дней до смерти он сжег второй том «Мертвых душ», перебрался на кровать и более не вставал. От своего слуги, крепостного мальчика Семена Григорьева, он принимал только красное вино, разбавленное теплой водой. На листке бумаги он написал: «Как поступить, чтобы признательно, благодарно и вечно помнить в сердце моем полученный урок?», а ниже нарисовал книгу, которая захлопывает человека с лицом, напоминавшим его собственное. Что он хотел сказать этими словами и рисунком?
Его пытались насильно лечить, лили на голову холодную воду, ставили пиявок, прикладывали горчичники. Но врачи не могли поставить диагноз, ища причину в теле, а некоторые из них даже подозревали сумасшествие. В последнюю ночь Гоголь в беспамятстве кричал: «Лестницу, поскорее, давай лестницу!» В восемь утра он скончался во сне, его лицо «выражало не страдание, а спокойствие, мысль». Иван Тургенев отозвался на его кончину словами: «Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертию, назвать великим».
1920 — Фёдор Крюков (род. 1870), русский писатель.
1991 — Сергей Баруздин (род. 1926)— русский советский писатель.
1992 — Евгений Евстигнеев (род. 1926), российский актёр («17 мгновений весны», «Бег», «Собачье сердце», «Место встречи изменить нельзя», «Зигзаг удачи», «Ночные забавы»).
В этот день родились:
1678 — Антонио Вивальди (ум. 1741), итальянский композитор, скрипач и дирижёр.
1832 — Иван Мельников (ум. 1906), певец, солист и режиссёр Мариинского театра.
1865 — Эдуард Вильде (ум. 1933), эстонский писатель.
1877 – Александр Гедике (ум. 1957), композитор, органист, пианист и педагог, народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии. Профессору Московской консерватории принадлежит классическая обработка детской песенки «Жил-был у бабушки серенький козлик», известной с середины XIX века.
1902 – Константин Ротов (ум. 1959), художник-график, карикатурист, сотрудник журнала «Крокодил». Не менее знаменит как иллюстратор таких книг, как «Приключения капитана Врунгеля», «Старик Хоттабыч», «Золотой теленок», «Дядя Степа». В 1940 году был арестован, осужден, после отбытия 8-летнего лагерного срока сослан на пожизненное поселение в Красноярский край.
1907 – Вера Маркова (ум. 1995), поэт-переводчик. В Библиотеке всемирной литературы в ее переводе вышли стихи американской поэтессы Эмили Дикинсон. Но главным делом ученицы профессора-востоковеда Николая Конрада стало знакомство русского читателя с японской классической литературой — от хокку, танка и повестей до сказок и стихов для детей.+
1919 – Алексей Фатьянов (ум. 1959), поэт, с песенным наследием которого мало кто может сравниться.
Может, его имя не так известно, как более обласканных наградами и официальным признанием коллег. Первую свою награду — медаль «За отвагу» — он получил за то, что первым въехал на танке в венгерский город Секешвехервар, который обороняли 6 дивизий, а последнюю — «За освоение целинных земель» — за песни к кинофильму «Иван Бровкин на целине». Его соавторы получали Государственные премии, а он единственную книжечку своих стихов увидел только за три года до своей смерти, неожиданной и непредсказуемой, — от разрыва аорты.
Счастливой для него в войну стала встреча с композитором Василием Соловьевым-Седым. Сначала ими была создана песня «На солнечной поляночке», потом появились «Соловьи», «Потому что мы пилоты», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». С Никитой Богословским он написал «Мне тебя сравнить бы надо», Матвеем Блантером — «В городском саду играет», Борисом Мокроусовым — «Мы люди большого полета». Эти и другие песни знала и пела вся страна, а критики называли его стихи примитивщиной и цыганщиной, а самого автора — «поэтом кабацкой меланхолии». Когда же в 1946 году вышло разгромное партийное постановление по поводу фильма «Большая жизнь», песни к которому написал Фатьянов, пнуть его стало даже модно.
Это постановление так и не отменено, в Союз писателей его то принимали, то исключали, да так и не восстановили, коллеги не позволяли опубликоваться даже в сборниках, а он на это отвечал: «Таланту пойти в литинститут — все равно что Моцарту записаться в консерваторию!»
1925 — Поль Мориа (ум. 2006), французский композитор, аранжировщик и дирижёр.
1932 - Георгий Штиль, актёр театра и кино, народный артист России.
1937 — Юрий Сенкевич (ум. 2003), врач, путешественник, телеведущий, литератор.
1939 — Лариса Лужина, актриса, народная артистка РСФСР.
1951 — Крис Ри, английский блюз-музыкант.
1965 – Александр Шаганов, поэт-песенник, автор большого количества шлягеров, особенно плодотворно сотрудничающий с композитором Игорем Матвиенко. Песни, написанные этим авторским дуэтом, составляют основу репертуара группы «Любэ».
1967 – Павел Кашин /наст. фамилия – Кваша/, певец, музыкант, исполнитель собственных песен.