5 апреля: день в истории культуры и искусства
![](http://mincult.govdnr.ru/sites/default/files/styles/news-288-224/public/tizer_5.04.jpg?itok=SbxSNuWK)
Именно в этот день в разные годы в Вене прошла премьера оперетты 48–летнего Иоганна Штрауса «Летучая мышь»; в прокат вышел фильм Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо»; родились актеры Грегори Пек и Наталья Кустинская; ушли из жизни Иван Крамской, Всеволод Гаршин, Юрий Завадский…
Значимые события этого дня:
1874 – в Вене прошла премьера оперетты 48–летнего Иоганна Штрауса «Летучая мышь».
Штраус–сын был в зените своей славы, он давно превзошел своего отца, перенял у него титул «короля вальса». Композитор не раз бывал в России, где на несколько летних сезонов с ним был заключен ангажемент. Этот период его жизни, когда он пережил сильное увлечение Ольгой Смирнитской, отражен в фильме «Прощание с Петербургом», в котором роль Штрауса исполнил Гирт Яковлев. Мать девушки была против их отношений, влюбленным пришлось расстаться. Через несколько лет композитор женился на оперной певице Генриетте Халупецкой, выступавшей под псевдонимом Трефц. Она была старше на семь лет, имела семерых внебрачных детей, но лицом была поразительно похожа на Ольгу. Казавшийся неравным брак оказался счастливым. Жена окружила мужа заботой, создала ему идеальные условия для творчества и стала главной движущей силой, побудившей композитора оставить эстрадные подмостки и попробовать свои силы в оперетте.
Как жанр оперетта родилась в середине XIX века в Париже, где сначала органист психиатрической больницы Флоримон Эрве создал театрик «Фоли нувель» («Новые безумства»). Кстати, 8 апреля первому в мире театру оперетты исполняется 160 лет! Его репертуар составляли одноактные буффонады, которых Эрве в первый год сочинил 18. К сотрудничеству он привлек молодых композиторов — будущего автора опер и балетов Лео Делиба и Жака Оффенбаха, который через год открыл собственный театр — «Буфф–Паризьен». Именно автора «Орфея в аду» и «Прекрасной Елены», добившегося отмены жестких ограничений (один акт, не более двух действующих лиц), считают подлинным создателем оперетты как полноценного музыкально–драматического жанра, чему в немалой степени способствовал яркий музыкальный талант композитора.
В Вену оперетта проникла в результате «пиратского акта»: постановки Оффенбаха без его разрешения и даже ведома автора стали переводить и ставить на венской сцене. Творения местных сочинителей сравниться с ними не могли, пока за дело не взялся Штраус. Поначалу он не решался: никто на родине таким делом не занимался, он никогда не сочинял больших произведений, не знал законов сцены, у него не было соавторов–либреттистов. Последнее оказалось главным препятствием. Первая оперетта Штрауса «Веселые венские женщины» вовсе не была поставлена, после других писали: «Оперетта жила невесело и умерла печально… в остром размягчении текста».
Для либретто «Летучей мыши» была использована пьеса постоянных соавторов Оффенбаха Анри Мельяка и Людовика Галеви. К переводу и переработке текста привлекли нескольких человек, из которых главную роль сыграл драматург и капельмейстер театра «Ан дер Вин» Рихард Жене. Штрауса привлекла возможность впервые отобразить своих соотечественников. Партитуру он написал за шесть недель. Но после премьеры третьей оперетты Штрауса многие критики, восхищавшиеся первыми двумя, сочли ее фривольной, а музыку — тривиальной. Они ошиблись во всем: первых опытов Штрауса в жанре оперетты сегодня не помнит никто, а «Летучая мышь» выдержала 100 представлений в первые два года, с огромным успехом прошла в Париже (правда, ее пришлось значительно переделать и дать название «Цыганка», чтобы Мельяк и Галеви не догадались о воровстве своего произведения) и по–прежнему не сходит с афиш музыкальных театров мира.
1905 — композитор Николай Римский-Корсаков печатно отказался от звания почётного члена Русского музыкального общества (РМО).
В конце марта произошло столкновение бастующих учеников Петербургской консерватории с полицией и конными казаками, пустившими в ход нагайки. 30 (17) марта в московской газете «Русские ведомости» было опубликовано открытое письмо композитора в поддержку учащихся. Еще через два состоялось заседание петербургской дирекции РМО, на котором присутствовал его вице-председатель великий князь Константин Константинович. Дирекция исключила из консерватории 101 учащегося, некоторых из них потом выслали из столицы или призвали в армию. Другим рассматривавшимся на заседании вопросом было обсуждение письма композитора. Великий князь в своем дневнике записал: «Решили... уволить профессора Римского-Корсакова (главного коновода забастовки) за дерзкое, печатное выражение порицаний действиям дирекции и противодействие ее стараниям возобновить занятия».
Узнав об этом решении, в знак протеста консерваторию покинули профессора А. К. Глазунов и А. К. Лядов, знаменитая пианистка А. Н. Есипова, дирижер Ф. М. Блуменфельд, виолончелист А. В. Вержбилович. Еще около 200 учащихся также покинули консерваторию, в том числе и те, кто раньше не поддерживал забастовку. По рукам ходила эпиграмма на великого князя, который, как известно, был поэтом:
К. Р., уволивший Р.-К.,
Воочию миру доказал,
Какой он маленький поэт
И колоссальнейший нахал.
Скандал принял европейский масштаб. От звания почетных членов РМО отказались французский композитор Камилл Сен-Санс, бельгийский скрипач и композитор Эжен Изаи, венгерский скрипач и композитор Йозеф Иоахим. Русские и зарубежные музыканты бойкотировали выступления в концертах общества. Дирекция попыталась сгладить конфликт, но Римский-Корсаков не пошел на компромисс. Генерал-губернатор Петербурга Д. Ф. Трепов, назвавший композитора «опасным революционером», приказал установить за ним негласный полицейский надзор и запретил исполнение в столице его произведений. Тогда в других городах родилась традиция выслушивать его сочинения стоя.
1986 — в прокат вышел фильм Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» со Светланой Тома в главной роли.
В этот день ушли из жизни:
1887 — Иван Крамской (род. 1837), русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик. Создатель «Неизвестной» и целой портретной галереи выдающихся деятелей русской культуры ушел из жизни, стоя за мольбертом.
1888 — Всеволод Гаршин (род. 1855), русский писатель. Его последним произведением стала сказка «Лягушка-путешественница». Всю жизнь страдавший душевным расстройством, он в состоянии глубокой депрессии выбросился в лестничный пролет и умер несколько дней спустя.
1973 — Алла Тарасова (род. 1898), советская актриса театра и кино, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда.
1977 — Юрий Завадский (род. 1894), российский актёр и режиссёр, народный артист СССР, педагог, профессор, лауреат различных премий.
1994 — Курт Кобейн (род. 1967), лидер и вокалист группы «Nirvana». Застрелился.
2007 — Борис Дуров (род. 1937), кинорежиссер. Знаменит двумя своими работами — фильмами «Вертикаль» (1967) и «Пираты XX века» (1979). В первом, сделанном вместе со Станиславом Говорухиным, в главной роли снялся Владимир Высоцким. Актер, cпевший в фильме свои песни, стал тогда знаменит на всю страну. Второй же стал лидером проката и главным советским боевиком брежневской поры.
В этот день родились:
1820 — Феликс Надар (ум. 1910), французский фотограф, друг импрессионистов, карикатурист, основатель фотожурнализма, первым в мире произведший аэрофотосъёмку.
1909 – Альберт Брокколи (ум. 2006), американский продюсер, прославившийся созданием Бондианы.
1916 – Грегори Пек (ум. 2003), американский киноактер. В 1963 году с пятой попытки ему все же достался «Оскар» как лучшему актеру за роль Аттикуса Финча в фильме «Убить пересмешника».
1919 – Зиновий Паперный (ум. 1996), литературовед, пародист, автор лозунга-тоста: «Да здравствует все то, благодаря чему мы, несмотря ни на что!».
1938 — Наталья Кустинская (ум. 2012), советская актриса театра и кино, заслуженная артистка Российской Федерации («Три плюс два» и «Иван Васильевич меняет профессию», «Вечный зов»).
1974 – Максим (Макс) ИвАнов, петербургский рок-музыкант, поэт, вокалист, бессменный лидер группы «Торба-на-Круче»