5 июля: день в истории культуры и искусства

Значимые события этого дня:

1867 — Модест Мусоргский, гостивший у старшего брата Филарета на мызе Минкино, завершил работу над партитурой «Ивановой ночи на Лысой горе».

Замысел произведения с шабашем ведьм на Лысой горе на основе драмы «Ведьма» его товарища по Школе гвардейских подпрапорщиков Георгия Менгдена появился у композитора семью годами ранее. Он даже отослал Милию Балакиреву программку с наброском плана, сообщил о намерении закончить работу летом следующего года, но ждать пришлось долго.

1880 — 23-летний Джордж Бернард Шоу бросил работу клерка в телефонной компании Эдисона, целиком посвятив себя литературе. Впоследствии он сказал: «Вы не должны думать, что раз я писатель, то никогда не пытался заработать на жизнь честным трудом».

1938 — арестован и отправлен в «Кресты» 23–летний актер Георгий Жженов, которого обвинили в шпионской связи с американцем.

Народному артисту СССР раньше часто задавали вопрос: «Вы поехали на Колыму и на Таймыр по комсомольской путевке?» Когда был опубликован рассказ «Саночки», стали спрашивать, за что артиста посадили. Георгий Степанович сам рассказал, как долог был его путь в искусство. Он был студентом Ленинградского эстрадно–циркового техникума, когда получил приглашение сняться в кино. После просмотра кинопробы сбежал со стыда из студии и несколько дней не показывался дома. А его утвердили. Сегодня ту картину, «Ошибка героя», помнят лишь по той причине, что в ней впервые снялись Жженов и Ефим Копелян. Цирк был забыт, и юноша стал учиться в Ленинградском театральном училище у педагога Сергея Герасимова, в будущем всемирно знаменитого кинорежиссера.

После нескольких небольших ролей (в их числе ординарец Фурманова в фильме «Чапаев») он был приглашен Герасимовым сниматься в фильме «Комсомольск». К тому времени был арестован и осужден на 7 лет «за антисоветскую деятельность и террористические настроения» брат Жженова Борис (погиб в 1943–м, реабилитирован в 1989–м). Всех членов семьи выслали в Казахстан, но Георгий уезжать отказался. Ему сказали: «Не поедешь — посадим» — и взяли подписку о невыезде из Ленинграда, но позволили выехать на съемки в Комсомольск–на Амуре. Среди попутчиков был общительный и прекрасно говоривший по–русски американец. Артисты вели с ним беседы, курили американские сигареты. После возвращения Жженов дважды встречал его — на вокзале и на балетном спектакле в Большом.

Арестованного артиста вынуждали признаться, что он завербован американским дипломатом как человек, мстящий за судьбу брата, что он передавал ему сведения о морально–политических настроениях советских кинематографистов, а также об оборонной промышленности Ленинграда, количестве вырабатываемой ею продукции и данные о строительстве Комсомольска–на–Амуре. Приговор Особого совещания — 5 лет лагерей на Колыме. Потом добавили еще 21 месяц. В победную весну 45–го года был освобожден, работал в Магаданском театре. По ходатайству Герасимова устроился на Свердловскую киностудию, а в 1949 году снова арестован и бессрочно сослан в Норильск. В Норильском Заполярном театре драмы судьба свела его с Иннокентием Смоктуновским, после плена не имевшим права работать в 39 крупнейших городах страны.

Реабилитировали Жженова после смерти Иосифа Сталина, в 40 лет он все начинал с нуля. Вернулся в театр, но в кино подлинное признание пришло после 50 — с фильмом «Берегись автомобиля», за которым последовали главные роли в картинах «Ошибка резидента», «Вся королевская рать», «Горячий снег», «Экипаж». И только потом настало время, когда он смог рассказать о прожитом.

1954 — в Мемфисе 19–летний Элвис Пресли записал свою первую песню, которая называлась «Все в порядке, мама». Многие считают эту дату не просто началом творческого пути певца, но и днем рождения рок–н–ролла.

Юноша по окончании школы успел поработать на приборостроительном заводе, на конвейере оружейного завода, прежде чем получил место водителя грузовичка, подвозившего материалы электрикам фирмы. Новая работа позволяла брать с собой гитару и играть, когда выпадет свободная минута. Запоминавший с первого прослушивания слова и аккорды, он не имел никакого музыкального образования, но жадно впитывал звучавшую вокруг музыку, интересуясь как эстрадными и оперными певцами, кантри–исполнителями, так и ритмами негритянских кварталов, оттесненных тогда на обочину культурного пространства. Баллады, кантри и «черная» музыка, особенно блюз, стали для него единым целым, но единственным успехом стеснительного подростка в школьные годы оказалось удачное выступление на ежегодном певческом конкурсе. Элвис не умел танцевать, не знал, как вести себя на сцене, и даже в компаниях на вечеринках соглашался петь только при погашенном свете. Не видели в нем таланта ни учительница пения, ни первые подружки. Выделяли парня из толпы яркая одежда (любовь к розовому цвету сохранилась на всю жизнь) и длинные волосы с замысловатым коком впереди.

Когда появилась мысль стать профессиональным певцом, Элвис в июле 1953 года пришел в городскую студию Сэма Филлипса, прежде работавшего диджеем на радио. Сэм записывал свадьбы, похороны, прочие семейные мероприятия, но мечтал создать собственную компанию грамзаписи и находить новые таланты. Среди его открытий — легенды блюза Би Би Кинг и Хаулин Вулф. Филлипс назвал компанию «Сан Рекордз» и выбрал ее эмблемой солнце как символ надежды. Свою первую попытку Пресли, исполнивший популярный шлягер, выдал за намерение сделать подарок матери. После его визита менеджер компании записала: «Хороший исполнитель баллад. Приберечь», но хозяин восторга не проявил. Элвис в тот же день забыл изготовленную по его заказу пластинку у бабушки своего приятеля. Запись обнаружили в 1988 году. Повторную попытку Пресли предпринял полгода спустя. Результат был тем же, только каким–то чудом сохранившийся и второй диск певца был обнаружен еще позже — в 1993–м. Историческим стал третий визит Пресли в студию.

Филлипс продолжал искать «белого певца, способного петь, как негр, с тем же чувством». Он отыскал подходящую песню, но исполнителя для нее не было. Тогда ему и напомнили о приходившем годом ранее Пресли. Едва Элвису позвонили, он сразу явился в студию, но проба не удалась. Вмешался случай: в певце увидели свой шанс другие музыканты, работавшие с Филлипсом. По их настоянию прошла новая встреча, которая едва не сорвалась, когда Пресли явился в розовом костюме, белых туфлях и с огромным чубом. И вновь ни одна из попыток не дала результата. В студии из–за страшной жары было нечем дышать. Во время паузы все потянулись за кока–колой, а Пресли, дурачась, неожиданно запел песню «Все в порядке» блюзмена Артура Крудала, когда–то слышанную им в родном городке Тьюпело. Музыканты присоединились, а Филлипс впервые узнал, что Элвис способен исполнять блюз. Когда запись была выполнена, один из музыкантов произнес: «Люди нас линчуют, когда это услышат».

До мировой славы певцу два года, на родине одни называли его деревенщиной, другие — «косящим» под негра (расовые предрассудки в Америке были в те годы очень сильны), профсоюз музыкантов не хотел допускать Пресли на сцену, так как певец не числился в их рядах. Для степенной публики он словно марсианин, для них его поведение на сцене, вводившее в экстаз женскую аудиторию, непристойно, но когда Элвис спросил свою мать Глэдис, верно ли, что он ведет себя на сцене вульгарно, та ответила: «Нет, сынок, но если ты будешь так извиваться, до тридцати не доживешь».

1965 — Мария Каллас в последний раз выступила на оперной сцене в опере «Тоска», поставленной в лондонском «Ковент Гардене». Врачи настаивали на отмене ее выступлений, так как у певицы уже давно были проблемы с горлом, но она вышла на сцену, фактически совершив самоубийство как певица. Три следующих запланированных представления с ее участием уже не состоялись.

1969 — на месте бывшей деревни Хатынь (Минская область Белоруссии) открыт мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс в память жителей белорусских сел и деревень, полностью уничтоженных фашистскими оккупантами.

В этот день ушли из жизни:

1852 — Михаил Загоскин (род. 1789), писатель, автор исторических романов комедий («Юрий Милославский», «Аскольдова могила»). Был также директором московских театров, а с 1842 года — директором московской Оружейной палаты.

1932 — Саша Чёрный /наст. имя Александр Михайлович Гликберг/ (род. 1880), русский поэт и прозаик.

1969 — Валентина Осеева (род. 1902), детская писательница, лауреат Сталинской премии 1952 года (повесть «Васёк Трубачев и его товарищи»).

2008 — Михаил Вишняков (род. 1945), советский и российский поэт.

2010Виктор Перевалов (род. 1949), киноактер, не пропавший с экрана после яркого дебюта в детстве. «Марья-искусница», «Балтийское небо», «Республика ШКиД», «Я вас любил», «Старая, старая сказка», «Трактир на Пятницкой», «Граффити» — везде он узнаваем и запоминаем.

2014 — митрополит Владимир (Сабодан) (род. 1935), украинский религиозный деятель, предстоятель Украинской Православной Церкви (с 1992 года).

В этот день родились:

1793Павел Пестель (ум. 1826), декабрист, организатор и глава Южного общества, автор «Русской правды» — проекта республиканской конституции. Прежде его относили к самым мужественным и последовательным борцам с тиранией, а ныне все чаще преобладает прямо противоположное мнение: мол, никакой и не герой, как и все декабристы, а лишь подлый цареубийца. С недавних пор заявлять подобное с легкостью необыкновенной стало признаком хорошего тона...

Он был первенцем в семье московского почт–директора Ивана Пестеля и при крещении прлучил имя Пауль–Бухард. Его прадед Вольфганг прибыл в Россию в начале века, принял на новой родине имя Владимир, был назначен первым директором московского почтамта. Ту же должность занимали дед и отец декабриста, но Иван Пестель пошел дальше: стал генерал–губернатором Сибири, членом Госсовета. В царствование Павла I он пережил то, что предстояло до конца пройти его сыну. Один из его недоброжелателей послал письмо с описанием заговора против императора с припиской: «Не удивляйтесь, что пишу по почте; наш почт–директор Пестель с нами». Доложить царю, зная его мнительность и вспыльчивость, Пестель не решился и был сразу уволен, когда Павлу I поведали об устроенной провокации. Эта история аукнулась при Александре I после назначения Пестеля–отца сибирским генерал–губернатором. Как писал Александр Герцен, «ни одно письмо не переходило границы нераспечатанное, и горе человеку, который осмелился бы написать что–нибудь о его управлении». Губернатора назвали «сибирским сатрапом», а после казни сына говорили, что отец заслуживал повешения в большей мере.

Боевым крещением Павла, окончившего первым Пажеский корпус, стало Бородино. 19–летний офицер был тяжело ранен пулей в левую ногу и получил в награду золотую шпагу с надписью «За храбрость». Числившийся пропавшим без вести, он без сознания был подобран на поле боя и чудом выжил, избежав ампутации. Ему еще долго пришлось пользоваться костылями, но это никак не мешало ему в боях. Адъютант графа Петра Витшенштейна, главнокомандующего войсками антинаполеоновской коалиции, доказал свою доблесть в битвах под Дрезденом, Кульмом, Лейпцигом, был отмечен российскими и иностранными орденами. Он стал военным разведчиком, часто выполняя задания командующего на чужой территории.

В тайное общество Пестель вступил накануне своего отъезда в Митаву (Елгаву), где стоял корпус Витгенштейна. Пишут о романтической истории, завершившейся рождением ребенка, но с фактами она никак не согласуется. Зато здесь прошла его встреча с участником убийства Павла I графом Петром Паленом, завершившаяся пророческими словами последнего: «Если хотите что–нибудь сделать путем тайного общества, то это глупость. Если вас двенадцать, то двенадцатый неизменно будет предателем!»

С новым назначением Витгенштейна Пестель оказался в Тульчине, где и создал Южное общество, программой действия которого стала написанная им «Русская Правда». Ее главная суть: «Все люди в государстве должны непременно быть пред законом совершенно ровны, и всякое постановление, нарушающее сие равенство, есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничтоженным». О крепостничестве Пестель писал: «Право обладать другими людьми как собственностью своею… есть дело постыдное». На пути к конституции и двухпалатному парламенту, состоящему из Народного вече и Верховного собора, «должно сперва убить членов императорской фамилии». Этот первый пункт его программы действий был противен рассудку и образу действий многих декабристов, заподозривших Пестеля во властолюбии и назвавших его «человеком, опасным для России».

Можно лишь гадать, пошел ли бы он до конца, если б не был арестован накануне восстания, но уж точно не сидел бы в бездействии, как некоторые вожди Северного общества. Александр ПУШКИН после встреч с Пестелем записал: «Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю». Накануне казни Павел написал родителям: «Я страстно любил мое отечество, я желал его счастия с энтузиазмом, я искал этого счастия в замыслах, которые ввергли меня в ту бездну, где нахожусь теперь».

1901Сергей Образцов (ум. 1992), советский режиссёр, руководитель Центрального театра кукол. Его считают своим учителем многие мастера этого жанра, а на спектаклях «Необыкновенный концерт» и «Божественная комедия» выросло уже не одно поколение зрителей. Образцов первым поднял вопрос о бездомных животных: «Кому он нужен, этот Васька?»

1903 — Владимир Сутеев (ум. 1993), советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор.

1914 Жорж де Годзинский (Георгий Годзинский; ум. 1994) — финский композитор русского происхождения, дирижёр, профессор (с 1985) и пианист.

1937 Алла Будницкая, актриса («Безымянная звезда», «Гараж», «Криминальный талант»).

1938 Николай Немоляев, кинооператор («Ленин в Париже», «Тайна «Черных дроздов»», «Обыкновенное чудо», «Покровские ворота»). Брат актрисы Светланы Немоляевой.

1974 — Тутта Ларсен, российская ведущая и актриса, уроженка Макеевки.

При подготовке публикации использованы материалы ресурса http://www.citycat.ru/historycentre/

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним