8 февраля: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1837 — роковая дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом) на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки близ Комендантской дачи. Дуэлянты стрелялись на пистолетах. В результате дуэли Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер.
Условия поединка были разработаны секундантами противников — лицейским товарищем Пушкина полковником К. К. Данзасом и французом Д'Аршиаком. Первые четыре пункта этого документа гласили:
«1. Противники становятся на расстоянии двадцати шагов друг от друга и пяти шагов (для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется десяти шагам.
2. Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
3. Сверх того, принимается, что после выстрела противникам не позволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергся на том же самом расстоянии.
4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то, в случае безрезультатности, поединок возобновляется как бы в первый раз: противники становятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила...»
Эти условия фактически предопределяли если не смертельный, то тяжелый исход дуэли. Пушкин согласился на все условия, даже не взглянув на них. В день дуэли поэт читал «Историю России в рассказах для детей» Александры Ишимовой, к которой был приглашен в этот день и которой написал письмо с сожалением, что не может принять ее приглашение. В записях В. А. Жуковского отмечено, что Пушкин «ходил по комнате необыкновенно весело, пел песни — потом увидел в окно Данзаса, в дверях встретил радостно. — Вошли в кабинет, запер дверь. — Через несколько минут послал за пистолетами...»
До места дуэли в пригороде Петербурга, вблизи комендантской дачи, было около 8 км. Они отправились на санях. По дороге у Данзаса было блеснула надежда, что дуэль расстроится: на Дворцовой набережной встретили экипаж Натальи Николаевны. Но Пушкин смотрел в другую сторону, а жена поэта была близорука и не заметила мужа. К даче противники подъехали одновременно. Секунданты проторили тропинку в глубоком, по колено, снегу. Противники заняли исходные позиции и по сигналу Данзаса стали сближаться. Дантес выстрелил первым, не доходя до барьера. Пушкин упал лицом в снег, но раненый, он остановил сошедшего с позиции противника, требуя своего права на выстрел. У поэта хватило сил навести пистолет и спустить курок. Увидав падающего навзничь Дантеса, он воскликнул: «Bravo!» — и потерял сознание, не зная, что только ранил противника в руку, которой тот прикрывал грудь.
Секунданты пытались донести истекающего кровью Пушкина до саней, но это оказалось им не по силам. Пришлось вместе с извозчиками разобрать забор, мешавший проехать. Уложив поэта в сани, они шагом отправились в обратный путь по тряской дороге. У дачи встретили карету, посланную приемным отцом Дантеса, голландским посланником бароном Геккереном. Пушкина переложили в нее, скрыв принадлежность кареты противнику. В 6 часов вечера, уже затемно, добрались до дому. Пушкин нашел еще силы успокоить жену и переодеться. А Данзас поспешил за доктором. Оказалось, что пуля попала в живот, и рана смертельна. Медики того времени были не в силах спасти поэта, и он скончался через день.
1874 – в Петербурге, на сцене Мариинского театра, прошло первое представление оперы Модеста Петровича Мусоргского (1839–81) «Борис Годунов», либретто к которой на сюжет пушкинской трагедии написал сам автор.
Идею композитору подал его друг, профессор–историк Владимир Никольский. Работа над оперой была завершена осенью 1870 года, но дирекция императорских театров ее отвергла. Два года спустя такая же судьба ждала вторую редакцию оперы. Премьера состоялась только благодаря энергичным требованиям артистической общественности, когда певица Юлия Платонова выбрала «Годунова» для своего бенефиса. Главные роли в спектакле исполнили виднейшие русские артисты: Иван Мельников (Борис), Осип Петров (Варлаам), Федор Комиссаржевский (Самозванец), сама Платонова (Марина Мнишек). Дирижировал Эдуард Направник.
Авторская концепция и его новаторская драматургия были резко отрицательно встречены критикой и дворянским обществом, найдя отклик лишь в демократических кругах. Вскоре после смерти композитора его творение сняли с репертуара. «Ходили слухи, — писал по этому поводу композитор Николай Римский–Корсаков, — что опера не нравится царской фамилии». Только с 1896 года, когда опера была возобновлена уже в его редакции, началось ее триумфальное шествие по сценическим площадкам мира.
1905 — открылись первые в России курсы для обучения журналистов, организованные профессором Л. Е. Владимировым по примеру зарубежных учебных заведений. Осенью 1905 из-за революционных событий курсы прекратились.
1915 – под названием «Человек клана» в Лос-Анджелесе прошла премьера фильма Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации», включенный кинокритиками в список ста лучших фильмов всех времен и народов.
1960 – вышла в свет первая книга стихотворений поэта Андрея Вознесенского «Мозаика».
1960 — установлены первые 8 звёзд (Оливии Борден, Рональда Колмана, Луис Фазенды, Престона Фостера, Берта Ланкастера, Эдварда Седжвика и Эрнеста Торренса) на голливудской «Аллее славы».
1964 – на экраны вышел фильм режиссера Михаила Ершова «Родная кровь». С него началась всесоюзная слава латышской актрисы Вии Артмане, а игра актеров была столь убедительна, что многие зрители с той поры связали ее нежными узами с исполнителем главной мужской роли Евгением Матвеевым.
1971 – на экраны вышел фильм режиссера Григория Козинцева «Король Лир», в котором играли Юри Ярвет, Эльза Радзиня, Галина Волчек, Валентина Шендрикова, Олег Даль.
1976 – в США в прокат вышел фильм Мартина Скорсезе «Таксист» с Робертом де Ниро в главной роли. В мае картина будет представлена на Каннском фестивале и завоюет Золотую пальмовую ветвь.
2000 – министром культуры Российской Федерации назначен Михаил Швыдкой, занимавший до назначения пост председателя ВГТРК.
2004 – Михаил Горбачев в компании с Биллом Клинтоном и Софи Лорен стал лауреатом премии «Грэмми» за озвучивание сказки Сергея Прокофьева «Петя и Волк» в категории «Лучший детский альбом».
В этот день ушли из жизни:
1886 — Иван Аксаков (род. 1823), публицист, поэт, общественный деятель. Сын автора широко известной сказки «Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова.
1915 — Акакий Церетели (род. 1840), грузинский поэт. Мастер гражданской и любовной лирики («Светлячок», «Сулико»).
1928 — Леонтий Бенуа (род. 1856), русский архитектор-классицист (западный корпус Русского музея в Санкт-Петербурге). Член-основатель и в дальнейшем председатель Общества архитекторов-художников, академик архитектуры, заслуженный деятель искусств Республики.
1935 — Макс Либерман (род. 1847), немецкий живописец и график.
1942 – Николай Майоров (род. 1919), поэт. Погиб на фронте, куда ушел добровольцем.
1968 – Елизавета Тиме /Качалова-Тиме/ (род. 1884), актриса Александринского театра (в советское время — Театра драмы им. Пушкина), мастер художественного слова, педагог.
1983 — Юрий Силантьев (род. 1919), народный артист СССР, главный дирижёр оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
2010 — Анна Самохина (род. 1963), советская и российская актриса театра и кино, телеведущая и певица. Уже после первых сыгранных ролей («Узник замка Иф», «Воры в законе», «Дон Сезар де Базан») Самохина получила негласное «звание» секс-символа советского кино.
2015 – Сергей Муратов (род. 1931), журналист, кинодокументалист, один из создателей игры КВН.
В этот день родились:
1781 – Джордж Доу (ум. 1829), английский живописец, написавший портреты героев войны 1812 года.
1796 – Иван Мятлев (ум. 1844), поэт. Сын богатого помещика, сенатора, он имел репутацию острослова, его куплеты, экспромты и каламбуры ценили Пушкин, Лермонтов, Жуковсикй. Его юмористическая поэма «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границей — дан л'этранже» предвосхитила появление Козьмы Пруткова. Некоторые стихотворения поэта стали песнями, а самой знаменитой стала первая строка его стихотворения «Розы»: «Как хороши, как свежи были розы…». Промчав сквозь годы, эти «свежие розы» появятся в творчестве русского поэта эпохи «Серебряного века» Игоря Северянина, но уже в горько-трагическом контексте:
…Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
(«Классические розы», 1925).
Они же выбиты эпитафией на могиле Северянина в Таллинне.
1828 — Жюль Верн (ум. 1905), французский писатель, основоположник научной фантастики.
1900 – Иван Иванов-Вано (ум. 1987), кинорежиссер-мультипликатор, один из основателей советской мультипликации.
1904 – Игорь Бэлза (ум. 1994), музыковед, литературовед, профессор консерватории. Отец Святослава Бэлзы.
1924 – Леонид Пчелкин (ум. 2004), кинорежиссер («Петербургские тайны»).
1927 – Максим Максимов /Райкин/ (ум. 1999), артист Ленинградского театра миниатюр под руководством А. И. Райкина (1952—80). Брат А. И. Райкина. В дальнейшем работал в дуэте с В. Н. Ляховицким и выступал с баснями собственного сочинения.
1928 — Вячеслав Тихонов (ум. 2009), легендарный советский и российский киноактёр, народный артист СССР.
Мать (воспитательница детского сада) и отец (механик на ткацкой фабрике) не хотели, чтобы сын поступал учиться на актера, желая видеть его инженером или агрономом. В споры вмешалась бабушка, сказавшая родителям: «Не мешайте Славе, иначе он будет всю жизнь ругать вас». Обычный мальчишка, запомнивший падавшую на него со свистом фашистскую бомбу, выучившийся в ремесленном училище на токаря и работавший на военном заводе, о кино знал только по фильмам, которые шли в единственном городском кинотеатре.
На экзаменах во ВГИК он срезался, но на расстроенного паренька обратил внимание набиравший курс профессор Борис Бибиков, взявший Тихонова, когда набор был уже завершен. Бибиков и его жена актриса Ольга Пыжова стали первыми наставниками начинающего актера. На всю жизнь его друзьями стали поступившие в институт годом–двумя ранее Станислав Ростоцкий, Татьяна Лиознова, Сергей Бондарчук. Первой ролью еще в годы учебы стал Володя Осьмухин в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия». В институте в его личном деле написали: «Товарищ Тихонов отличается искренностью и большим актерским обаянием… Будет иметь большие перспективы на роли молодых героев».
Но после дебюта актеру пришлось ждать 9 лет, прежде чем ему досталась первая большая роль. Ростоцкий пригласил Тихонова сыграть тракториста Матвея Морозова в картине «Дело было в Пенькове». С того времени актера полюбил зритель, его стали приглашать другие режиссеры. «Мичман Панин», «На семи ветрах», «Оптимистическая трагедия», а потом пришел черед князя Андрея Болконского в экранизации «Войны и мира», осуществленной Бондарчуком. Строго судивший себя, актер позже признавался, что, будь такая возможность, переиграл бы эту роль, а тогда несколько лет работы вызвали такое опустошение, что Тихонов хотел вовсе уйти из кино, попытаться найти себя в театре. В который раз на помощь пришел Станислав Ростоцкий, предложивший сыграть героя фильма «Доживем до понедельника», а позже и в картине «Белый Бим Черное Ухо». Зрители признали их лучшими фильмами года.
А в промежутке между ними появился культовый телесериал Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», после которого почти всех занятых в нем актеров стали называть именами их героев. Одним из последних увидел фильм генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, столь впечатлившийся его героем, что пожелал, как уверяют многие, присвоить Штирлицу-Тихонову звание Героя Советского Союза.
Всегда остававшийся вне дрязг творческого цеха, не замешанный в номенклатурных и прочих игрищах, не предававший друзей и любимых, тяжело переживавший происходящее со страной, патриотом которой был, Тихонов стал отшельником в последние годы, появившись на широкой публике только на свое 80–летие. Он мечтал снова прийти к зрителю, но роли, достойной таланта актера, никто ему предложить так и не смог.
1932 — Джон Таунер Уильямс, американский композитор, пятикратный лауреат премии «Оскар».
1933 – Борис Потемкин (ум. 1978), композитор-песенник, писавший и слова для большинства своих песен. Самой известной из них стала «Наш сосед» в исполнении Эдиты Пьехи. Первоначально предложенная автором своему институтскому другу Михаилу Бутману (еще одним был Евгений Клячкин) популярности в его исполнении не обрела.
1949 — Ирина Муравьёва, актриса Государственного академического Малого театра, народная артистка России («Москва слезам не верит», «Самая обаятельная и привлекательная»).