9 июня: день в истории культуры и искусства

Значимые события этого дня:

1820 — в апреле А.С. Пушкину за политические стихи («Вольность», «К Чаадаеву») угрожала ссылка в Сибирь или в Соловецкий монастырь, но благодаря хлопотам друзей его выслали в Екатеринослав (ныне Днепропетровск) под надзор генерала И. Н. Инзова. Прибыв туда в конце мая, поэт заболел горячкой. Выздоровев, он вместе с семьей генерала Раевского выехал в этот день на Кавказ.

1826 — А. С. Пушкин писал Вяземскому «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство».

1837 — в Санкт–Петербурге открылся Румянцевский музей. Перенесенный в Москву, он положил начало знаменитой библиотеке, в советское время носившей имя Ленина, а ныне зовущейся Российской государственной библиотекой.

1840 — Ференц Лист перед собственным концертом в Лондоне, который проходил без участия других музыкантов, назвал его английским словом Recital. С той поры оно (в русском варианте как рецитал) применяется для обозначения сольных концертов или выступления почетного гостя музыкального мероприятия.

1846 — в Парижской опере на улице Ле Пелетье открыт памятник Джоаккино Россини. Статую композитора изваял Антуан Эте. Его работу многие восприняли критически, она сгорела во время пожара 1873 года, уничтожившего здание театра дотла.

1876 — в Англии впервые изданы «Приключения Тома Сойера» Марка Твена.

Сразу несколько историй связано с созданием этой книги. Почти все ее герои имели реальных прототипов, которых автор знал в своем детстве. Изображенный в книге городок Сент-Питерсберг — это город его детства Ганнибал на берегу Миссисипи. Когда семья Клеменсов (настоящее имя писателя Сэмюэль Клеменс) в нем поселилась, здесь была всего тысяча жителей. Марк Твен прожил на свете немало — 75 лет. Но если верить исследователям его творчества, то его детские друзья отличались просто завидным долголетием, так как Лора Хокинс, названная в книге Бекки Течер, и Томас Сойер Спиви, давший имя главному герою книги, пережили его на 18 и 28 лет соответственно. И они вполне могли видеть установленный в городке в 1926 году памятник Тому и Геку.

Работа над книгой заняла у Твена несколько лет. Обычно он работал очень продуктивно: за день до 50 рукописных страниц, но с «Томом» вышло иначе. То он собирался создать пьесу, то думал написать книгу от первого лица, то брался осваивать пишущую машинку. Именно Твен стал первым писателем, который сделал ее своим рабочим инструментом. Ее изобрели в 1873 году, на следующий год она, приобретенная за 125 долларов, стояла на его столе. Среди достоинств были компактность текста, его четкость, отсутствие клякс.

Выход книжки в Англии был продиктован особыми обстоятельствами. Когда Твен ее писал, в США не было закона об авторском праве. Писатель часто становился жертвой книжных пиратов: стоило только ему в Америке издать новое произведение, как его вскоре печатали в Англии и Канаде. С помощью друзей удалось устроить книжку в лондонское издательство, где она и вышла в ярко-красном матерчатом переплете. Американское издание увидело свет в конце года, а в Канаде (видимо, по привычке) уже через месяц издали пиратcкую копию без иллюстраций с английского издания.

В заключение маленький штрих к вопросу о морали и нравах. Твену после замечаний друзей пришлось править текст, чтобы избежать обвинений в богухульстве в книге для детей. Выражение Гека «загнала меня в ад» ему пришлось заменить на более благопристойное «загнала меня в могилу». Слов «ад» в пуританской Америке было позволено выговаривать только священнику.

1883 — торжественное открытие Исторического музея в Москве - его строительство продолжалось 10 лет.

1889 — на месте сожжения Джордано Бруно в Риме ему открыт памятник.

1896 — торжественное открытие самой крупной дореволюционной XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде.

1904 — свой первый концерт дал Лондонский симфонический оркестр.

В этот день ушли из жизни:

1870Чарльз Диккенс (род. 1812), английский писатель. Первый же из 15 романов принес ему славу, когда автору юмористических «Посмертных записок Пиквикского клуба» было всего 24 года.

1918Анна Достоевская (род. 1846), жена Ф. М. Достоевского.

Родилась она в семье мелкого петербургского чиновника Григория Ивановича Сниткина, в молодости увлекавшегося театром, литературой и бывшего большим поклонником творчества Достоевского. В семье дочь даже прозвали Неточкой (по имени героини повести Достоевского). Ее мать — Анна Николаевна Мильтопеус, шведка финского происхождения — была полной противоположностью увлекающемуся и непрактичному мужу. Энергичная и властная, она была подлинной хозяйкой дома.

Девушка после окончания гимназии с большой серебряной медалью поступила на физико-математическое отделение Педагогических курсов, но наблюдение за колбами и ретортами ее не интересовало. И поэтому, когда открылись стенографические курсы профессора П. М. Ольхина, она поступила на них, и это сыграло исключительную роль в ее жизни. Когда в том же 1866 году умер отец, профессор рекомендовал ее как лучшую ученицу Федору Михайловичу Достоевскому, писавшему в то время роман «Игрок». Их первая встреча состоялась в середине октября 1866 года. Незаметно возникло чувство глубокой симпатии друг к другу двух человек, недавно потерявших своих близких (старший брат писателя скончался в 1864 году). В феврале 1867 года они сыграли скромную свадьбу. Несмотря на разницу в возрасте в 24 года, тяжелый характер бывшего каторжника, страдавшего к тому же эпилепсией, она сумела наладить их семейную жизнь. Благодаря Анне Григорьевне Достоевский сумел порвать с пагубной привычкой игры в рулетку. Она помогала ему и в работе: стенографировала его романы, переписывала рукописи, читала корректуры и организовывала торговлю книгами.

Смерть мужа стала настоящим потрясением для Анны Григорьевны, и в день похорон она дала обет посвятить всю остальную жизнь популяризации его произведений. Семь раз она издавала собрание сочинений писателя, организовала квартиру-музей, написала воспоминания. Летом 1917 года на юге она заболела малярией тяжелой формы и через год скончалась в Ялте. Похоронили ее вдали от мужа, хотя она просила, чтобы ее захоронили в Александро-Невской лавре, рядом с мужем, и при этом не ставили отдельного памятника, а только вырезали бы несколько строк. Ее воля была исполнена только в 1968 году. Лев Толстой после встречи с ней сказал: «Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были такие жены, как у Достоевского».

1951Ксения Держинская (род. 1889), певица (драматическое сопрано), солистка Большого театра, народная артистка СССР (1937).

1965 — Пётр Алейников (род. 1914), киноактёр («Семеро смелых», «Трактористы», «Большая жизнь», «Донецкие шахтёры»).

Жизненный путь актера в искусство был вовсе не прост и отразил как реалии, так и возможности того времени. В его творческой биографии почти 40 фильмов, но только три главные роли. При жизни ни наград, ни званий, а звездный час уложился в 5 предвоенных лет, когда на экране появились его герои: повар Молибога («Семеро смелых») , Савка («Трактористы»), Ваня Курский («Большая жизнь»), Иванушка («Конек-Горбунок»). Народную любовь завоевали их простодушие, доброта, заразительная улыбка.

Откуда она у родившегося в белорусской деревушке мальчугана, которому после потери отца пришлось, чтобы не умереть голодной смертью, рано уйти из дома, бродяжничать, попрошайничать и воровать? Сначала его устроили в школу-интернат, потом отправили в детскую трудовую колонию, оттуда — во Всебелорусскую коммуну имени Десятилетия Октябрьской революции. Именно они стали его путевкой в жизнь. Кино увлекся, подрабатывая помощником киномеханика. В колонии и коммуне создал драмкружок и ставил спектакли. По легенде (ими окружена вся жизнь Алейникова), на одном из таких спектаклей побывал видный партийный руководитель Сергей Киров и посоветовал учиться актерскому мастерству. Так в 16 лет Петр оказался в Ленинграде и стал учиться у Сергея Герасимова, который привел его в кино, снял в нескольких картинах и даже давал героям актера его имя.

Надобность в острохарактерных актерах отпала в годы войны, а потом лет десять в советском киноискусстве практически отсутствовал комедийный жанр. В другом же амплуа Алейникова мало кто представлял. Неудачей сочли сыгранного им Пушкина в фильме «Глинка», хотя современная критика не находит никого другого, столь близко подошедшего к раскрытию образа поэта. О главной трагедии жизни актера его друг Николай Крючков сказал прямо: «Лучшим советчиком, заменившим искренних и преданных друзей, стала бутылка. Она же и сгубила Петра в самом расцвете жизни, нерастраченного таланта».

1968Георгий Милютин (род. 1903), композитор, автор оперетт «Девичий переполох» (1945), «Трембита» (1949), «Поцелуй Чаниты» (1957), «Цирк зажигает огни» (1960), лауреат Сталинской премии.

1997 — Евгений Лебедев (род. 1917), советский и российский актёр, народный артист СССР, лауреат Сталинской (1950), Государственной (1968) и Ленинской (1986) премий.

2005 — Инна Ульянова (род. 1934), артистка театра и кино, известная по фильму «Покровские ворота» и по многим ярким эпизодическим ролям – в частности, «дамы с лисой» из последней серии «17 мгновений весны». Народная артистка России.

2010 — Марина Семёнова (род. 1908), советская балерина, балетмейстер, профессор Российской академии театрального искусства, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда.

В 16 лет она стал прима-балериной Кировского театра (ныне Мариинский), вскоре – звездой Большого театра, а в 1935 году первой из артистов советского балета покорила Париж. Среди ее учеников  - Наталья Бессмертнова, Майя Плисецкая, Николай Цискаридзе.

2014 Марк Юдалевич (род. 1918), советский российский писатель, краевед.

В этот день родились:

1661Федор Алексеевич (ум. 1682), русский царь (1676—1682).

О нем не то что мало кто помнит, его имени практически не знают: столь несоизмеримы масштабами в сравнении с ним были фигуры отца, царя Алексея Михайловича, и младшего брата Петра I, взошедшего на трон после смерти Федора. Нам даже больше известно о другом брате — слабоумном Иване V, некоторое время бывшем соправителем вместе с Петром. Но если присмотреться к нескольким годам правления Федора, то можно разглядеть в них возможную альтернативу той ломке вековых устоев, на которую решился Петр.

Федор был третьим сыном от брака Алексея Михайловича и Марии Милославской. Царица родила пятерых царевичей, но все они были хворыми и рано сходили в могилу: первенец Дмитрий не прожил и года, Симеон — 5 лет, Алексей не дожил до 16 лет. Иван был слаб не только телесно, но и умственно. Зато дочери все были как на подбор. Та же беда была с сыновьями царя и даже с последним из них — Петром от Натальи Нарышкиной. Здоровье Федора, ставшего наследником престола в 10 лет, подорвал несчастный случай, происшедший через два года. Желая прокатить сестер и теток, он сел на ретивую лошадь, но та не могла сдвинуть с места перегруженные сани. Поднявшись на дыбы, она сшибла седока и сбросила его под тронувшуюся повозку. Видимо, пострадал позвоночник, почему в дальнейшем Федору время от времени было трудно ходить.

Наставником царевича был проповедник Симеон Полоцкий, обучивший наследника латыни и польскому языку, познакомивший его с античными авторами. Все первые Романовы начинали самостоятельно править в 15–16 лет, Федор не исключение, но он выделялся своим образованием. И его восшествие на престол, и уход были связаны с борьбой двух придворных партий — Мстиславских и Нарышкиных. Может показаться, что юные царевичи в этой игре были лишь марионетками. Федор был незаметен в первую половину своего правления, но он даже свою свадьбу сыграл вопреки традициям, пригласив всего полтора десятка человек. Счастье оказалось недолгим: через год после рождения сына Ильи жена скончалась от родовой горячки, а неделю спустя умер и младенец. Спустя полтора года царь заново женился, но сам после этого не прожил и трех месяцев.

Так что же ему ставят в заслугу? Он укрепил властную вертикаль, передав на местах всю полноту власти воеводам, убрав прочих начальников. Отменил телесные наказания преступившим закон: вместо отсечения рук, ног, пальцев их стали ссылать в Сибирь — рабочие руки везде сгодятся. Стрелецкому войску была придана полковая структура, все воинские дела начал вести Разрядный приказ, ставший центром управления войсками. Царь устроил Расправную палату, выведенную из–под власти Боярской думы и призванную следить за соблюдением законов и вершить справедливый суд. Была установлена продолжительность рабочего дня — 12 часов с перерывом на обед и послеобеденный отдых. В Москве началось каменное строение, деревянные мостовые приготовились менять на булыжные, в Кремле провели канализационную систему. При Федоре развернулось массовое строительство на территории Кремля, большинство этих построек сгинуло, но с тех пор обрели свой нынешний облик башни Кремля, получившие шатровые кирпичные верхи. Сами же стены были выбелены известью и сияли белизной, а Красная площадь — очищена от построек.

Главным же достижением правления царя Федора стала отмена местничества, когда все решали заслуги предков, а чтобы они не забылись, были введены родословные книги дворянских фамилий. Совсем не случайно над гробницей царя в Архангельском соборе было выведено: «Братоненавистные, враждотворные и междоусобные местнические споры прекратил».

1672 — Пётр I Великий (ум. 1725), царь России (с 1682 года) и первый российский император, основатель Санкт-Петербурга.

У царя Алексея Михайловича было мало надежд, что два его старших сына смогут управлять государством. Федор был слаб ногами, не мог передвигаться, а Иван и вовсе был слабоумен. Рождение Петра (14–го царского ребенка) было отмечено ударами колоколов кремлевских соборов, подхваченных сотнями колоколов остальных московских церквей и монастырей. Их перезвон и торжественные молебны продолжались весь день. Праздник по такому случаю назывался государской всемирной радостью.

Как же воспитывали будущего правителя? До 5–6 лет ребенок находился под надзором женщин, главной из которых была мамка–кормилица. У Петра их было две, от груди его не отнимали два с половиной года. Среди игрушек малыша были обшитые кожей деревянные лошадки на колесиках, барабаны, пушечки, специально изготовленные для ребенка луки, стрелы, колокольца и музыкальные инструменты. Для игр приставляли сверстников из детей бояр, непременно присутствовали и карлики, забавлявшие царевичей своими выходками.

По достижении 7 лет царевич переходил в мужские руки. Заодно начиналось его образование. Главными воспитателями (дядьками) стали тогда боярин Родион Стрешнев и стольник Тимофей Юшков. Видимо, в то же время царевича начали обучать грамоте. С 11 лет учителями Петра стали подьячий Никита Зотов и Афанасий Нестеров. Особой ученостью они отмечены не были; умение читать, писать, произнести наизусть некоторые богослужебные тексты да кое–что из географии и истории — вот и все, что дал царевичу их курс обучения. Прямо скажем, скудный. Петр до конца жизни так и оставался в неладах с орфографией.

Но мы все прекрасно знаем широту интересов царя, его эрудированность. Предоставленный большей частью самому себе, он всерьез увлекся ремеслами, освоив профессии каменщика, плотника, столяра, кузнеца, особенно виртуозно орудуя топором и управляясь с токарным станком. Еще больше влекло его военное дело. Детские забавы переросли в потешные полки, давшие начало регулярной русской армии. Но ничто не могло сравниться со страстью Петра к мореплаванию и кораблестроению. В Немецкой слободе, в Москве, среди иностранцев нашлись люди, которые научили царевича обращаться с астрономическими и геодезическими приборами, ставить паруса и управлять ими.

Мать Петра, решившая в 17 лет женить сына и тем самым отвлечь его от подобных увлечений, явно опоздала: он уже знал, каким путем пойдет дальше...

1865Карл Нильсен (ум. 1931), датский композитор, скрипач, дирижер, педагог.

1872Котэ /Константин Александрович/ Марджанишвили (ум. 1933), грузинский режиссер.

Свою актерскую деятельность на сцене начал в 1894 году. Работал во многих театрах , в 1901 году поставил свой первый спектакль. Особую роль в его становлении имела работа в театре Константина Незлобина в Риге в 1904—05, когда он познакомился с М. Горьким. С 1910 года он сотрудничает с Московским художественным театром, изучает систему Станиславского. В Грузию он возвращается в 1922 году, где реформирует театр, воспитывает целую плеяду замечательных актеров и режиссеров. В последние годы жизни вновь в Москве. Сегодня его имя носит Грузинский драматический театр в Тбилиси.

1915Лес Пол (ум.2009), американский гитарист, создатель электрогитары.

1940Владимир Тильман, художник-карикатурист, регулярно печатавшийся в журналах «Смена», «Крокодил».

1950 — Юрий Щекочихин (ум. 2003), журналист.

1963Джонни Депп, американский киноактер.

При подготовке публикации использованы материалы ресурса http://www.citycat.ru/historycentre/

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним