90-летний юбилей: праздничный обзор творческой жизни блистательной балерины и педагога Донбасс Оперы, народной артистки Украины Галины Крамаренко
Юбиляр Галина Семеновна Крамаренко 72 года служит высокому искусству в Донецком государственном академическом театре оперы и балета. Здесь же она и встретила свою судьбу – артиста балета Николая Крамаренко, с которым была счастлива не только на сцене, но и в браке.
Галина Семеновна Крамаренко родилась 4 марта 1930 года в Москве. В 1948 году окончила Московское хореографическое училище при государственном академическом Большом театре СССР. Она могла остаться в родном городе, но главный режиссер Сталинского (Донецкого) театра оперы и балета Здиховский Александр Афанасьевич пригласил ее и еще нескольких молодых специалистов в свой театр, обещая жилье и ведущие партии в спектаклях. Предложение было крайне заманчивым, и восемь выпускников хореографического училища столицы приехали в 1948 году в Донбасс.
У Галины Семеновны было много любимых партий, но первые стали самыми запоминающимися. «Боже, сколько было радости и восторга, – вспоминает Галина Семеновна, – когда я получила свою первую ведущую партию Царь-Девицы в балете «Конек-Горбунок» Ц. Пуни!».
Каждый образ требовал разного подхода, творческого поиска, вклада физических, душевных и творческих сил. Ведь танец и драматическая работа над партией в балете неразрывно связаны, а хорошее исполнение во многом зависит от партнеров по сцене. На протяжении многих лет Галина Крамаренко танцевала с Алексеем Ковалевым, Николаем Третьяковым, а в некоторых спектаклях с Рафаилом Хасяновым.
Обладая прекрасной профессиональной подготовкой, показывая высокую культуру в балетах академического стиля, Галина Крамаренко быстро заняла положение ведущей солистки балета. «Своим успехом я обязана непрерывному труду и моему потрясающему, гениальному педагогу», – рассказывает Г.С. Крамаренко. Педагог Галины Крамаренко – Кожухова Марина Алексеевна подготовила к выпуску учеников, многие из которых принесли славу советскому балету: Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Александр Лапаури и… Галина Крамаренко, солистка балета Донецкого государственного театра оперы и балета. Ее по праву можно считать легендой балета не только в Донбассе, но и на всей территории Украинской ССР.
За большие заслуги в развитии балетного искусства в 1957 году ей было присвоено звание заслуженной артистки УССР, а в 1965 году – народной артистки УССР.
Сценическая жизнь балерины коротка. После того, как во время одной из репетиций, выполняя небольшой прыжок, подвернула ногу и порвала связки, Галина Крамаренко подумала: «Все. Танцевать больше не буду. Пора уходить». Но, подлечившись, снова вышла на сцену.
Последней ее партией стала Китри в балете «Дон Кихот» Л. Минкуса. Как-то Галина Семеновна пришла поздним вечером в театр, вышла на сцену перед пустым залом и осознала – все! Не быть ей больше ни Жизелью, ни Спящей красавицей. Ни-ког-да! И… заплакала. В 42 года она попрощалась со сценой.
Двадцать четыре года в душе героинь Галины Семеновны кипело пламя любви и самопожертвования. Безукоризненное техническое мастерство и виртуозность ее искусства помогали ей «рассказывать» о своих героинях самое сокровенное.
«Уйдя на пенсию, я три месяца переживала, как буду жить без работы» – вспоминает балерина. – А потом главный балетмейстер театра Софья Михайловна Тулубьева позвонила и предложила мне должность педагога-репетитора. Я не оставила балет, а стала педагогом-репетитором в 1972 году. До сегодняшнего дня я с большой благодарностью вспоминаю Софью Михайловну».
Говоря о современных течениях в балете, о труде артиста балета, Галина Семеновна Крамаренко в качестве основной мысли выделяет следующее: «Я понимаю, время движется вперед, жизнь меняется, а вместе с ней и характер танца. Но именно гениальные хореографические произведения, сердцевиной которых является классический танец, опыт, накопленный великими хореографами, стали основой современной школы танца. В танце нужно думать, схватывать все на лету. Нужно понимать, что хочешь сделать. А когда рука там, а нога здесь, это не балет… Балет – это огромный, тяжелый труд до изнеможения. Иногда девочки подходят ко мне, показывают стертые ножки и просят разрешение снять балетные туфли. Наша профессия подразумевает блеск и красоту на сцене, в жизни – это бесконечные изматывающие репетиции, напряжение, порой отчаяние, в кровь истертые пальцы ног. И этим артисткам еще столько надо одолеть, столькому научиться. А кто может научить? Педагог, конечно».
Каждый день Галина Семеновна торопится в балетный класс, чтобы дать молодым танцовщикам урок и показать то или иное движение. Наблюдая за ее работой, лишаешься представления о ее возрасте. «Среди молодежи я не могу себе позволить быть не в форме, – говорит Галина Семеновна. – Они меня держат. Я много двигаюсь каждый день. Организму необходима физическая нагрузка, иначе он дряхлеет. А главное – важно быть нужным профессии и уметь радоваться малому».
Вот такая она, наша глубокоуважаемая именинница! От всего сердца пожелаем Галине Семеновне Крамаренко крепчайшего здоровья, счастья, нескончаемого вдохновения и успешных учеников!