Биограф Анны Герман Иван Ильичев: Этот голос останется с нами навсегда

14 февраля 2016 г. исполнилось 80 лет со дня рождения легендарной певицы Анны Герман. Человек редкого таланта, красоты и судьбы, счастливой и трагической одновременно, - это о ней. Творческий дар певицы в сочетании с неповторимой энергетикой принесли ей колоссальную славу при жизни, и теперь, спустя десятилетия после ее смерти, продолжают покорять сердца слушателей по всему миру.

Москвич Иван Ильичев – один из них. Однако в его случае детско-юношеское увлечение творчеством Анны Герман переросло в любимое дело и профессию одновременно: в течение уже 15 лет Ильичев плотно занимается исследованием биографии певицы. Плоды этого труда вылились в его документальную книгу «Анна Герман. Белый ангел песни», и уже готова следующая, под названием «Анна Герман. Сто воспоминаний о великой певице». А автор тем временем продолжает свои поездки по странам, связанным с жизнью и творчеством Герман, собирая новые драгоценные штрихи к ее портрету...

В рамках торжественной программы в честь юбилея Анны Герман в Донецкой Народной Республике Иван Ильичев посетил Донецк и Макеевку, где принял участие в концертах памяти певицы и творческих встречах. А еще – нашел время для эксклюзивного интервью Министерству культуры ДНР, за что выражаем автору искреннюю благодарность.

- Расскажите, с чего началось ваше увлечение творчеством и самой личностью Анны Герман? Почему оно вас так зацепило? Ведь, как я предполагаю, вы родились примерно в те годы, когда певица уже ушла из жизни?

И.И.: - Да, я действительно родился уже после ее смерти. А именно – 14 ноября 1982-го, ровно в тот год, когда она ушла из жизни. Но еще есть такое обстоятельство, которое я недавно осознал, – если 14-е ноября «отмотать» ровно на 9 месяцев назад, то получается 14 февраля 1982 года –  последний день рождения Анны Герман на земле. То есть она отметила свой последний день рождения, и в этот день у моих родителей появился «план» относительно будущего меня (улыбается – ред.). И поэтому, когда мне задают вопрос, как объяснить вот это появление Анны Герман в моей жизни – я не могу это объяснить. Видимо, это какой-то промысел, судьба, которую не выбирают, а которая выбирает тебя.

Мне на самом деле нравится разная музыка, но именно ее голос – он настолько особенный, он вообще для каждого особенный, и каждый в нем находит что-то свое. Но кто-то идет по жизни с песнями Анны Герман, просто получая от них удовольствие, а мне судьбой выпало идти и исследовать ее биографию. Это стало для меня делом жизни. Мне стало интересно, что это за певица, я стал встречаться с людьми, которые с ней общались; я познакомился с ее семьей, съездил в Польшу… Ради того, чтобы понимать, о чем поет Анна Герман, выучил польский язык, подружился с очень многими поляками, и так далее.

Поначалу, в школьные годы, мои одноклассники говорили – мол, пройдет пару лет, и все изменится, «станешь нормальным человеком, который будет слушать все то, что сейчас звучит». Но ничего подобного не произошло, более того – мои одноклассники сами начали мне приносить вещи, связанные с Анной Герман. Кто-то находил дома пластинки, кто-то – какие-то вырезки из газет. И вот так по чуть-чуть, по крупицам собирался архив…

На сегодняшний день в России наибольшее количество фотографий, архив аудио- и видеозаписей об Анне Герман собрано моими трудами – но, конечно же, с привлечением большого количества людей, с их помощью. И здесь бывают совершенно невероятные случаи. Например, как-то я открываю почтовый ящик, а в нем – конверт. Конверт пришел из Варшавы ко мне домой, в Москву. Я его открываю, а там – упакованные слайды, более 100 штук, сделанные польским фотографом в 1974 году. Эти слайды не попали никуда. Просто он сфотографировал Анну Герман, сделал фотосъемку для рекламы – было отобрано 2 или 3 кадра, которые ушли в печать, а эти отдали ему обратно. И они лежали на антресолях. И вот этот фотограф узнал, что существует человек, то есть я, который интересуется этим. И абсолютно бесплатно, просто так, узнал мой адрес и отправил конверт, лично меня не зная.  

- Сейчас, в эпоху тотальной «интернетизации» найти кого-то, пусть даже и в другом государстве, в принципе, не составляет особого труда – разве что искомый человек не пользуется никакими соцсетями. Но 15 лет назад, когда вы только начинали заниматься исследованием биографии Герман, все это было далеко не так просто. Вы говорите, что познакомились с семьей Анны Герман, обзавелись многими контактами в Польше – как же вам это удалось?

И.И.: - На самом деле, конечно, это было очень сложно, пока интернет-технологии еще не были столь распространены. Приходилось искать «обычным» способом – через людей, через знакомых... Кто-то где-то вспоминал кого-то – «вот тот-то там-то был, спроси у него», «вот, может быть, это телефон того, кого ты ищешь», и так далее. Через Польский культурный центр в Москве – в те годы, когда я начинал этим заниматься, на рубеже 2000-х, там работала прекрасная женщина, очень много сделавшая для поклонников Анны Герман, Малгожата Шняк. Она в первый раз взяла на себя организацию приезда родственников Анны Герман в Москву. В 2001-м году мы познакомились с мужем и сыном Анны Герман, они приехали на вечер ее памяти. То есть все начиналось с такого обычного общения, и впервые я тогда попал в Польшу – они же, родственники, дали мне какие-то контакты, рекомендации, куда можно обратиться и к кому поехать. И вот те люди меня встречали, дальше передавали другим, и на протяжении полутора месяцев тогда, в 2002 году, я, тогда еще не знавший языка, прожил в Польше. Я объездил многие города, встретился со многими людьми, нашел там и однокурсников Анны Герман, и просто ценителей ее таланта, которые так же, как и я, были увлечены, собирали материалы о ней. Более того – я жил в самом доме, где жила Анна Герман! Увы, сама она не успела в нем толком пожить – это тот самый дом, который она называла «Дворец солнца и счастья». В нем – удивительная атмосфера. Все сохранено с тех времен, когда она там жила, – и чашки те же, и ложки, и даже давилка для чеснока, которая досталась Анне еще от бабушки…

- Колоссальные впечатления!..

И.И.:- Да – и когда я возвращался из Польши в Россию, я совершенно забыл о том, что у меня виза была всего на 5 дней! На границе, конечно же, возникли проблемы. Мне хотели поставить депортацию, но когда я рассказал таможенникам, зачем я ездил в их страну, что целью моей поездки был поиск следов Анны Герман, общение с ее семьей, они мне вернули паспорт и сказали: «Считайте, это было предупреждением». То есть я очень серьезно нарушил визовый режим Польши, но все чудесным образом обошлось.

- Очередной знак судьбы?

И.И.: - Именно. Сейчас я бы никогда в жизни не сделал этого. А на тот момент я совершенно не задумывался о том, что могут быть какие-то проблемы. Просто ехал, и всё. Что-то вело.

«Всегда и всю жизнь свято храните память о моей дочери»

- Приходилось читать в прессе, что ближайшие родственники Анны Герман – в первую очередь, ныне здравствующие муж и сын – ведут достаточно закрытый образ жизни и не очень охотно идут на контакт с журналистами, что вполне понятно. Как в такой ситуации вам удалось найти этот контакт?

И.И. – Опять же, повторюсь, что мы были первыми из тех, кто начал общаться с семьей, стали ездить в Польшу. До меня это было от силы несколько человек. И потом – 2002 год, я тогда вообще совсем юным был. И люди смотрели на меня в полнейшем недоумении – какой-то мальчик пришел и спрашивает про Анну Герман. А родственникам было интересно, потому что я начал увлекаться темой, я стал рассказывать им даже какие-то вещи об Анне Герман, которых они сами не знали. Кто-то делился фотографиями, и я приносил, показывал им, они очень удивлялись, давали что-то взамен…  И они пустили меня в свой дом – вот что самое главное и поразительное. Они выделили мне комнату – у них двухэтажный домик – на первом этаже в гостевой комнате я жил, а в соседней комнате жила мама Анны Герман. И мы каждое утро встречались, общались. Она мне пела песни, просила меня, чтобы я напомнил ей что-то из английского языка – она хорошо знала немецкий и польский, а вот английский как-то подзабыла. Мы с ней читали какие-то статьи, посвященные Анне Герман. Я готовил ей завтраки, обеды, ужины… То есть я полностью жил в этой семье, и это, наверное, для меня -  самые дорогие минуты жизни. На прощание мне мать Анны написала: «Всегда и всю жизнь свято храните память о моей дочери». Вот такой автограф у меня остался – своего рода, ее завещание…

Потом она приезжала уже по нашему приглашению вместе с двумя Збигневами (муж и сын Анны Герман, тезки Тухольские - ред.) в Москву, в 2003 году, и был большой концерт, посвященный Анне Герман. Весь зал тогда встал, когда узнали, что мать Анны Герман, которой тогда было 90 с лишним лет, приехала в Москву… Мы ее вели под руку. Удивительная, конечно, женщина была. Я сейчас единственное о чем жалею – что очень мало ей задавал вопросов, мало расспрашивал (Ирма Мартенс умерла в 2007 году, на 98 году жизни - ред.).

- А ведь у нее судьба была, пожалуй, не менее сложная, чем у дочери…

И.И.: - Да, у нее ведь практически всех родственников уничтожили. По линии матери и отца она потеряла в Советском Союзе что-то около 20 человек родных – они были или расстреляны, или пропали без вести. Кроме того, она дважды овдовела. Поэтому, конечно, судьба у пани Ирмы была очень трагическая. Помню, как она садилась за столом и спрашивала у меня, что, например, сейчас на Кубани – там, где она родилась, Невинномысск – сохранилась ли та деревня? Нет… Она плакала. Можно ли вернуться туда?.. Нет… Вы знаете, она все время хотела вернуться на родину. Мать Анны Герман в Польше никогда не чувствовала себя, как дома. Она на польском языке до последних дней своей жизни разговаривала с большим акцентом. Я, ранее не знавший языка, уже на тот момент говорил лучше, чем она. А она всю жизнь там прожила – и говорила по-польски с акцентом. Когда они со Збигневом общались между собой, они разговаривали только на немецком языке.

«Донецкие страницы Анны Герман»

В шахтерской столице легендарная исполнительница бывала дважды. Память о ее выступлениях хранят сцены Донецкой муздрамы и Дворца молодежи «Юность» (фото Герман, сделанное за кулисами «Юности», см. в фотогалерее - ред.). Первый раз она приехала сюда в апреле 1965 года в рамках концерта «Привет весне», приуроченного к 20-летию советско-польского договора о Дружбе. Тогда молодая певица Анна Герман исполнила для дончан со сцены музыкально-драматического театра песни «Танцующие Эвридики», «Вернись в Сорренто» и «Аве Мария». Второй - и последний – визит состоялся в октябре 1977 года.

Мало кто знает, но с Донецком (тогда еще – Сталино) связана и судьба отца Анны, Ойгена Германа. В начале 30-х годов, еще до рождения дочери, он оказался в Донбассе, где в течение непродолжительного времени работал бухгалтером на одной из шахт.

- Вы в Донецке первый раз?

И.И.: - Да, я в Донецке впервые, но мне о нем уже столько рассказывали… С Донецком связаны судьбы многих моих друзей – в частности, моего близкого приятеля Юрия Мартынова, брата Евгения Мартынова. Не так давно концертный зал в Артемовске был назван именем Мартынова, и мы должны были туда поехать – у нас уже были куплены билеты, и начались вот эти все события (переворот в Киеве и война в Донбассе – ред.)… И уже, конечно, мы никуда не поехали. Я сейчас затронул немножко другую тему, но тем не менее. Параллельно с вечерами Анны Герман мы с семьей Мартынова проводим в Москве вечера Евгения Мартынова. И сложилась огромная программа, у нас частично принимали участие и артисты из Донецка. В свое время здесь существовал фестиваль «Отчий дом» имени Евгения Мартынова. Мы активно сотрудничали, и Землячество донбассовцев в Москве принимало горячее участие в судьбе данного фестиваля… И перед тем, как сюда к вам ехать, два дня назад, я с Юрой разговаривал, мол, еду туда. И он со слезами на глазах это выслушал, потому что не может он сейчас попасть на родную землю. Его же вообще туда не пускают…

- Какие лично у вас впечатления остались – от сегодняшнего концерта, от своего визита в Донбасс, и есть ли у вас заинтересованность в продолжении? Понятно, что сегодня все очень шатко в этом мире, но хотя бы – на уровне намерений?

И.И.: - То, что касается сегодняшнего концерта – он был наполнен песнями, многие из которых я даже не ожидал сегодня услышать. Это говорит о том, что люди, которые здесь занимались подготовкой этой музыкальной и хореографической программы (концерт памяти Анны Герман «Легенда при жизни» на сцене Донецкой муздрамы 15 февраля 2016 г. – ред.), хорошо и глубоко вникли в материал. Потому что зачастую мы просто поем песни «Один раз в год сады в цветут» или «А он мне нравится», и на этом наше знание творчества Герман заканчивается. Сегодня же прозвучали редчайшие песни – такие как «Бал у Посейдона»; в начале концерта прозвучала инструментальная музыка – это вообще было потрясающе! Возможно, немногие из зрителей поняли, что это было – но я-то знал, что это – инструментальная музыка из самой последней песни Анны Герман «Идет ребенок по земле». Она прозвучала без голоса – танцевала девушка, и, честно говоря, у меня мурашки по коже пошли, потому что я знаю судьбу этой песни, когда Анна в 1980-м году в последний раз приехала в Союз и записывала эту песню. Это – ее последняя прижизненная запись у нас в стране. И с нее же начался сегодняшний вечер. И он был пронизан такой необыкновенной теплотой, не было ничего лишнего абсолютно. Наверное, именно так было в концертах Анны: все продумано, все выдержано, с большой любовью по отношению к зрителю… Многие из тех, кто сегодня выступал на сегодняшнем концерте, нервничали, это было заметно – но это так естественно, ведь они выходили к людям… Анна Герман, например, ни одного концерта не отпела, чтобы она не нервничала. И это правильно.

А что касается перспектив – мне хочется за эти несколько дней, что я здесь, пообщаться с людьми, которые бывали на концертах Анны. Вот, например, сегодня ко мне подошли женщины, которые были членами танцевального коллектива, выступавшего в 1977 году вместе с Герман на фестивале в донецком ДМ «Юность». Потом – пообщаться с дончанами, которые просто были на концертах, может быть, найти фотографов, которые здесь фотографировали Анну Герман. Может быть, кто-то из журналистов интервью у нее брал… И так далее. Потому что я, когда езжу по городам, всегда нахожу что-то. И после своих поездок, например, в Казахстан, в Узбекистан, неважно куда, в интернете я всегда публикую материалы по следам тех или иных гастролей. И очень надеюсь, что и в этот раз, по итогам моего визита в Донбасс, появится такая основательная исследовательская работа под условным названием «Донецкие страницы Анны Герман».

- Очень хочется увидеть этот материал поскорее…

Вне времени и моды

- И, пожалуй, последний вопрос. Хотя он тоже не совсем имеет отношение к сегодняшнему дню, но, тем не менее, – позволю себе провести параллель между творчеством Анны Герман и Владимира Высоцкого. Ведь очень многие люди выросли на песнях их обоих, и даже даты жизни и смерти у них близкие. И Высоцкий, и Герман, в своем роде были символами эпохи, и творчество этих артистов сыграло большую роль в становлении личности у многих людей. Сегодня их песни – все так же актуальны и интересны многим.

Возвращаясь к Анне Герман, хочу спросить вас: что важного и нужного для себя нынешнее молодое поколение, на ваш взгляд, может найти в ее творчестве?

И.И.: - Знаете, лет 10 назад, когда не было такого повсеместного распространения интернета, мы с моими друзьями как раз обсуждали эту тему и говорили: «Что будет через десять лет, когда вырастет новое поколение, и оно совершенно не будет знать, кто такая Анна Герман?». И вот прошли эти 10 лет. Интернет открыл полный доступ к творчеству Анны Герман: там выложены все ее песни, и на телевидении прошел уже не раз – и в России, и в Польше – сериал, посвященный ее судьбе, и множество документальных фильмов вышло, и посвященных ей концертов, часть из которых широко транслировалась... Когда нынешние молодые артисты начинают петь песни Анны Герман, все это превращается в некий снежный ком, но он все равно оказывает влияние на молодое поколение, и бесследно не проходит.

Наше интернет-сообщество ВКонтакте, посвященное Анне Герман, насчитывает 20 тысяч человек. Я стал анализировать – а кто же эти люди? Стал смотреть страницы участников группы, и зачастую оказывалось, что это – 13-15-летние дети. Когда прошел сериал об Анне Герман, в группе пошли комментарии так активно, как если бы подростки обсуждали новую песню какого-то молодежного исполнителя. И я задал себе вопрос: а что же 13-летних детей привлекает в Анне Герман? Они же никогда ее не видели. Но потом я пришел к выводу, что их привлекло в ее творчестве то же, что и меня в свое время. Я впервые услышал ее песни в 6 лет, и мне было неважно, как она выглядит. Мне важен был голос...

Совершенно точно, что ее голос – вне времени и совершенно вне всякой моды. Поэтому вкусы могут быть у людей разными, но тот тембр, которым обладала Анна Герман, и та энергетика, которую она закладывала в свои песни, – невероятны и неповторимы. Я сегодня рассказывал со сцены зрителям, что Герман все свои песни записывала в алтаре храма (Всесоюзная студия грамзаписи в Москве располагалась в здании бывшей Англиканской церкви святого Андрея – ред.), и это – еще один знак того, что мы имеем дело с певицей, действительно посланной с небес. И совершенно не важны возраст, время… Пройдет еще 10 лет, 50 лет, многих забудут – к сожалению. Но этот голос останется с нами навсегда.

Вопросы задавала Анна Роговская

Фото: Игорь Дыда и личный архив Ивана Ильичева

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним