«Большая и светлая»: Памяти Натальи Крачковской

Сегодня, 3 марта 2016 года, не стало всенародной любимицы, талантливой актрисы Натальи Крачковской. На небосклоне отечественного кинематографа погасла еще одна яркая звезда…

Наталья Белогорцева (девичья фамилия Крачковской) родилась 24 ноября 1938 года в актерской семье. Ее мать, актриса Мария Фонина, хотела, чтобы Наталья стала архивистом. После окончания школы она подала документы в Историко-архивный институт и одновременно – во ВГИК. Проучилась она там, правда, совсем немного — после того, как юная Наталья попала под машину и временно потеряла зрение, ей пришлось прекратить учебу. Однако с кино она не рассталась. Сначала играла в небольших эпизодах в производственных драмах, которые широкая публика сейчас почти и не помнит, потом дошла до ролей в картинах более высокого уровня — вроде «Женитьбы Бальзаминова» или «Операции «Трест». При этом работала Крачковская тогда совсем не в кино, а была лаборанткой в институте металлургии, а потом — на кафедре геологии МГУ.

Настоящий творческий успех к актрисе пришел после роли мадам Грицацуевой в гайдаевских «12 стульях». Подходящий типаж режиссер Леонид Гайдай искал весьма долго – пока звукооператор Владимир Крачковский не познакомил его со своей колоритной супругой. Сама актриса не сразу согласилась сниматься у знаменитого режиссера. Поначалу она подыгрывала актерам на пробах, пока окончательно не вжилась в роль. После выхода экранизации романа Ильфа и Петрова актриса, что называется, «проснулась знаменитой». Она обрела свое амплуа и полностью переключилась на творчество.

Гайдай позвал Крачковскую и в свой следующий фильм — «Иван Васильевич меняет профессию», где ей досталась роль скандальной жены Бунши, которая не заметила подмены и очень вольно общалась с царем; а наличие двух одинаковых мужей даже свело ее с ума («Нас всех вылечат»). Фильм по праву считается классикой отечественной киноиндустрии, а фраза героя Юрия Яковлева «Оставь меня старушка, я в печали» стала крылатой. После «Ивана Васильевича» Крачковская окончательно стала комедийной актрисой, ее отношения с кинематографом были определены на много лет вперед, а ее героини гарантированно вызывали улыбку одним фактом своего появления на экране.

В фильмографии Натальи Крачковской – более ста картин, в которых она сыграла после первого сотрудничества с Гайдаем (у него она снималась и в «Не может быть!», и в «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»). Впрочем, играла Крачковская не только в комедиях — яркие эпизоды с ее участием есть в приключенческих «Двух капитанах» по Вениамину Каверину, в телевизионном детективе «Следствие ведут знатоки», в культовом «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина. Но комедий было большинство — «Берегите мужчин», «Покровские ворота», «Будьте моим мужем», «Человек с бульвара Капуцинов»...

Свою полноту она воспринимала как часть образа и приводила в пример остановку съемок «Ивана Васильевича» — после того, как из-за болезни она сбросила двадцать килограммов: Гайдай ждал, когда Крачковская вернется в форму.

«Ко мне всегда режиссеры относились, как к веселому пустячку, поэтому снимали, в основном, в комедийных и нелепых образах, — вспоминала актриса в одном из интервью. — Но снимали много, потому что людям все время хочется видеть что-нибудь большое и светлое: как я, например».

Министерство культуры Донецкой Народной Республики скорбит в связи со смертью Натальи Крачковской.

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним