Донбасский старт Алексея Петренко: материал донецкого журналиста Анатолия Жарова о великом актёре

2 апреля исполнилось 40 дней со дня смерти выдающегося русского актёра театра и кино, Народного артиста РСФСР, Лауреата Государственной премии России Алексея Петренко. Он скончался 22 февраля 2017 года на 79-м году жизни.

В богатой творческой биографии Алексея Петренко есть и страничка, связанная с Донбассом, которую подробно исследовал донецкий журналист Анатолий Жаров.

Предлагаем вашему вниманию материал автора.

Официальная актерская ставка

Алексей Петренко родом из села Чемер Черниговской области. В 1961 году окончил курс Народного артиста СССР Ивана Марьяненко в Харьковском театральном институте. Первым местом работы будущего Народного артиста РСФСР стал Запорожский музыкально-драматический театр имени Щорса, где он проработал два года. Затем в жизни Алексея Петренко началась страница, связанная с Донбассом. А точнее — с Мариуполем, носившего тогда имя советского партийного деятеля Жданова.

В 1963 году молодой актер начал служить в Донецком областном русском драматическом театре. Трудился он там и в 1964 году. Об этом периоде творческой биографии Алексея Петренко сохранилось очень мало сведений, а блокада со стороны Украины не позволяет сейчас донецким краеведам проверить исторические документы в Мариуполе.  В то время Алексей Петренко был молодым, начинающим актером. Надо признать, что в 1963 году в театре только-только формировался репертуар, а ведущие артисты не очень желали, чтобы главные роли в важных с идеологической точки зрения и успешных по денежных сборах театральных постановках доставались молодым актерам.

При подготовке этой статьи удалось выяснить, что в городе Жданове артисту Алексею Петренко была присвоена II-категория. Случилось это на заседании Художественного совета театра 12 октября 1964 года. Все члены Худсовета не были против, чтобы молодые актеры прошли тарификацию. Тогда Алексей Петренко стал получать официальную актерскую ставку в 85 рублей.

«Мы резиновые?»

Алексей Петренко в Донецком областном русском драматическом театре играл эпизодические роли. Точный его репертуар установить не удалось. Достоверно известно лишь об участии Алексея Васильевича в двух постановках. Это были не главные действующие лица спектаклей, но его персонажи занимали большое место в сюжете пьесы. И все они не были «паркетными» ролями, имели свой характер.

В 1963 году на сцене театра Русской драмы в Жданове состоялась премьера спектакля по пьесе Льва Митрофанова «Солдаты без оружия. Экстренный вызов». Ведущая тема драматургии Митрофанова —  романтизация трудовых будней советских людей.

Вот здесь Алексей Петренко играл роль молодого 25-летнего рабочего Пашки Кошкина, участвовавшего в строительстве новой доменной печи в тундре. Появлялся актер на сцене во 2-ом действии, его герой — у костра на островке возле болота. «В грязи по шею! Мы что, резиновые? «Чокнутые» все. И мы, и начальство. Чтобы я полез еще в эту чертову трясину!…», — такая его была первая реплика. По сюжету у персонажа Петренко возникает и любовная линия. В своей роли актер исполнял четверостишия. «Под аккомпанемент гитары съезжались к загсу трамваи, там красивая свадьба была…».

«Их сцены очень колоритны»

Спектакль «Солдаты без оружия» театральные критики признали не очень большой творческой удачей Ждановского театра русской драмы. В большой статье в главной областной газете «Социалистический Донбасс» в номере за 11 декабря 1963 года одна из самых авторитетных тогда театральных критиков региона Г.Костинская написала о слабых психологическом и художественном обосновании авторского конфликта в пьесе. Она отметила искусственное растягивание спектакля. «И вот такая тяжеловесная по композиции и малоубедительная в своих идейных конфликтах пьеса попала в театр. Нужное отдать должное его коллективу и режиссеру В.Крипецу: многое сделано средствами театра для того, чтобы одухтворить героев, воспеть борьбу людей за освоение тундры…», — такой вывод сделала она.

Оценила Костинская и игру молодых актеров. «Хорошо в спектакле обрисована молодежь – Пашка (А.Петренко), Фрося (Н.Белецкая), Сеня (Г.Бодыкин). Их сцены очень колоритны, отлично поставлены режиссером и живо, с огоньком исполняются актерами», — написала она в своей рецензии.

«Лицо умное, оригинал, но с достоинством»

Алексей Петренко играл в классической постановке у известного в будущем донецкого режиссера
Также удалось выяснить и о другой роли Алексея Петренко на мариупольской сцене. Это был персонаж Наблюдатель в пьесе «Последняя жертва» классика русской литературы Александра Островского, написанная им в 1877 году. Автор охарактеризовал персонажа, которого сыграл Алексей Петренко: «шершавый господин, лицо умное, оригинал, но с достоинством».

Об этой роли Народного артиста РСФСР рассказал нам один из самых известных наших режиссеров, Народный артист Виталий Петрович Аверченко.

Он, оказывается, в те годы – 1963 и 1964 – защищал свой диплом режиссера именно в Донецком областном русском драматическом театре . Тогда Аверченко, как и Петренко, только начинали свою карьеру в театре. Всего Виталий Петрович в Жданове поставил два спектакля – «Последнюю жертву» Островского и «Хитроумную влюбленную» Лопе де Вега.

Аверченко запомнил Алексея Петренко как очень аккуратным, дотошным актером. По словам режиссера, Алексей Васильевич в Жданове дружил с актером Виктором Робертовым (1937-2016). Они вместе учились в Харьковском театральном институте на курсе Ивана Марьяненко. Потом некоторое время актеры вместе работали в театре в Жданове. Затем Виктор Робертович стал ведущим актером Харьковского академического театра музыкальной комедии, где сыграл практически во всех ведущих партиях классического и современного репертуара.

А Алексея Петренко в конце 1964 года Игорь Владимиров пригласил в Ленинградский театр имени Ленсовета. И там у актера началась Большая жизнь, как в театре, так и в кино. Но это уже другая история...

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним