Донецкий РАМТ вернулся с гастролей
Завершился гастрольный тур Донецкого республиканского академического молодежного театра в рамках «Больших гастролей», реализованных ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации. С 20 марта по 27 апреля 2022 года Донецкий РАМТ посетил 13 городов России, где представил 26 аншлаговых спектаклей. Труппа проехала по маршруту Новочеркасск – Россошь – Белгород – Курск – Брянск – Смоленск – Великие Луки – Псков – Великий Новгород – Тверь – Калуга – Орел – Воронеж, составившему около 4500 километров.
«Инициатива проведения гастролей исходила от Росконцерта. Они обратились к нам в начале марта и успели провести в кратчайшие сроки огромный объем технической работы – буквально за 5−6 дней разработали график, подобрали площадки, еще неделя ушла на оформление документов, и 21 марта мы выехали в гастрольный тур. С воронежскими театрами мы пока не были знакомы, хотя находимся относительно недалеко друг от друга. Надеюсь, что теперь мы подружимся и коллективами, и театрами. – Для нашего театра такие гастроли уникальны – впервые они проходят в таком объеме и в таком формате. За 50 лет существования театра впервые мы столкнулись с такой обширной географией и сжатыми сроками», – отметил в своем интервью на пресс-конференции в Воронежском областном Доме журналистов генеральный директор-художественный руководитель ДРАМТа Владислав Слухаенко.
При подготовке к гастролям труппа столкнулась с рядом сложностей. Многие технические работники подлежали мобилизации – в театре остались только два монтировщика и женщина-осветитель. В погрузке, разгрузке, установке декораций на равных участвовали и актеры, и звукорежиссер, и другие работники театра. Единый коллектив – единый механизм.
Труппу ДРАМТа ждали абсолютно разные сцены, как по технической оснащенности, так и по размерам. Но абсолютно все площадки объединяло радушие, внимание и забота, с которой встречали коллектив. Планируя гастрольный репертуар, выбор сделали в пользу тех спектаклей, которые легко монтируются на разных площадках. Кроме того, по мнению театра, именно они наиболее полно показывают возможности коллектива театра.
Кроме технических сложностей, приходилось в экстренном порядке решать вопросы по составу актеров. Актриса Оксана Плюха занята в двух спектаклях. Причем, если в постановке «Как боги» она играет со дня премьеры, то к «Человеку из Подольска» ее привлекли прямо перед гастролями – пришлось заменить заболевшую актрису. Учить достаточно большую роль пришлось в автобусе, мизансцены – по видео. Ее премьера прошла на сцене в Новочеркасске – первом городе гастрольной программы.
Актриса Донецкого республиканского академического молодежного театра Оксана Плюха: «Мне повезло участвовать в двух спектаклях. Они совершенно разные – для актрисы это очень интересно. «Человек из Подольска» – это брехтовский театр, абсурдистский. Связать события в логическую цепочку поначалу невозможно. Но второй акт расставляет все по местам. Спектакль поднимает очень актуальные темы. Каждый зритель – а изначально я смотрела спектакль именно как зритель – невольно ассоциирует себя с главным героем, потерявшемся в собственной реальности. Главный посыл спектакля: жить здесь и сейчас, быть благодарным за то, где ты находишься.
«Человека из Подольска» поставил режиссер из Ульяновска Лебедев. В Калуге он навестил труппу, посмотрел спектакль, внес необходимые коррективы».
Евгений Романенко поставил спектакль «Как боги» еще в 2018 году. Все это время он пользовался успехом у донецкого зрителя, но из-за пандемийных ограничений играли его не часто.
Юрий Поляков, автор пьесы «Как боги»: «Несколько лет назад мне позвонили из этого театра: «Хотим поставить вашу мелодраму, но, вы же понимаете, у нас материальные возможности достаточно стесненные, поэтому мы много вам заплатить не сможем…» На это я им ответил: когда дело касается героического Донбасса, разговор об авторских отчислениях вообще неуместен. Я эту пьесу вам просто дарю. Это мой вклад в вашу борьбу за наш русский мир!» Вот такая предыстория».
По словам режиссера, спектакль получился для широкого круга зрителей – история о любви, предательстве, человеческих взаимоотношениях, проблеме отцов и детей.
«Обычно, когда зрители выходят из зала, они говорят: «Как будто посмотрели хороший фильм». Юрий Поляков мне вообще очень нравится, и как писатель, и как драматург. Он чем-то напоминает мне Чехова. Я также играю в спектакле. Не от жадности, я за 30 лет наигрался. Просто у нас возрастных актеров не очень много. Работа над спектаклем идет постоянно: даже в процессе этих гастролей мы изменили его, чтобы действие было динамичным, чтобы выдерживался темпоритм. Мы за то и любим театр, что он живой: ни один спектакль не похож на другой. В кино так не сделаешь, например», – поделился Евгений Романенко.
Во всех городах публика тепло принимала наших актеров, спектакли проходили при полных аншлагах. И если зрители поначалу признавались, что шли на спектакли, чтобы просто поддержать театр из Донбасса, то потом влюбились в него и теперь с нетерпением ждут новые встречи.
- Денис Крамарев (г. Воронеж): «Когда я шёл на пьесу, справедливости ради, я не ожидал никакого серьёзного размаха, однако буквально с первых минут спектакль ввёл меня в перманентный гипноз, который в апофеозе завершился беспредельной эйфорией. Этому способствовало всё: идеальная работа актёров с собственными голосами, прекрасный отыгрыш своих ролей, внимание к деталям (вплоть до того, что невольно создавалось впечатление вымерки пьесы и сцены вплоть до сантиметра), задействие множества ярких декораций (постановщики совершенно не зря не постеснялись прибегнуть к мыльным пузырям, сигаретам, выстрелам, дождю с громом и молниями, дыму, которые прекрасно пробуждали зрителя из забытия) и телеэкрана, который время от времени не просто проводил нам черту между действиями, но и визуализировал мысли персонажей. Особняком стоит и музыкальное сопровождение пьесы, которое пёстро разбавлено не только авторскими песнями, но и каверами на популярные молодёжные хиты – такими же уникальными, глубокими и актуальными для каждого момента. В будущем планирую регулярно посещать их спектакли, даже если они будут где-нибудь в соседней области, ведь такого уровня впечатлений я не получил ни в театре, ни во время просмотра кинофильмов».
- Катюша Осипова (г. Воронеж): «После спектакля «Как Боги» вы влюбитесь в эту труппу. Я в Твери на этом спектакле сидела рядом с девушкой из Донецка, мы с ней плакали в конце спектакля. Отличная игра, приезжайте к нам снова и снова!»
- Лена Казакова: «Вы такие классные! Приезжайте ещё в Смоленск!»
- Сергей Лопачев: «Молодцы, Великие Луки с вами. Мирного неба и творческих успехов!»
- Александр Алексеев: «Ждем осенью в Великом Новгороде!»
Многие театры, в которых побывал Донецкий РАМТ во время гастролей, выразили желание в перспективе приехать со своими спектаклями и сыграть их на сцене нашего театра для наших зрителей.
Генеральный директор-художественный руководитель Молодежного театра Владислав Слухаенко: «По итогам гастролей ДРАМТ получил четыре предложения об участии в театральных фестивалях и восемь предложений об организации обменных гастролей. Но все это будет, когда настанет мир на нашей земле. Обязательно будет. А сейчас мы от всего сердца благодарим всех за организацию и теплый прием и с нетерпением ждем новых встреч со зрителем!»
В настоящий момент театр готовится к участию в VI Международном театральном фестивале «Поговорим о любви…», который проводится Новошахтинским драматическим театром в мае 2022 года.