Грандиозная премьера театральной мистерии «CARMINA BURANA» на сцене Донбасс Оперы

Донбасс Опера завершила 87-й театральный сезон более чем достойно – 6 и 7 июля состоялась громкая, фееричная и ни с чем не сравнимая премьера театральной мистерии «CARMINA BURANA» Карла Орфа в постановке российского режиссера дипломанта Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» Александра Лебедева с хореографией народного артиста Украины Вадима Писарева.

Театр еще на этапе подготовок и репетиций обещал эксклюзивный проект, неординарную постановку, подвижный хор и погружение в эпоху западноевропейского Средневековья. И зритель в некоторой мере понимал, что артисты хора не будут стоять стройными рядами и петь с папками в руках. Ожидалось действо. Но то, что представил коллектив Донбасс Оперы, превзошло все ожидания самых искушенных театралов. Подобной постановки произведения «CARMINA BURANA» в мире просто не существует. Дончане и гости города получили уникальную возможность по-новому услышать и увидеть музыку Орфа.

По задумке композитора главным действующим лицом произведения является хор. Режиссер в своей поставке в полной мере задействовал артистов хора, сделав их не массой горожан, а раздав каждому свою роль, или даже вернее, свою жизнь, поскольку персонажи не играли, а натурально жили жизнью своих героев и органично взаимодействовали друг с другом. Смело утверждаем, что такого в Донбасс Опере еще не было, так с артистами хора еще не работали.

Конечно, выходу на репетиции с режиссером предшествовали длительные репетиции в хоровом классе, где главный хормейстер народная артистка Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Людмила Стрельцова отрабатывала с артистами каждую ноту, каждый звук и сложнейшие тексты на старинных языках – латинском и средневерхненемецком.

Солисты-вокалисты лауреат международного конкурса Владислав Лысак и Сергей Дубницкий, воплощавшие Поэта (баритон по замыслу композитора), и лауреат международных конкурсов Элона Коржевич (Девушка, сопрано) помимо безукоризненного вокала показали чудеса актерского мастерства. Они на протяжении всего спектакля были на сцене, поскольку вокруг истории развития их любви, в некотором смысле, построен сюжет мистерии.

А тенора лауреат международного конкурса Андрей Кривохата и Владимир Хамраев, исполняя партию жареного лебедя, неожиданно для публики предстали в образе Епископа, любителя плотно поесть и хорошенько выпить. Та острая, обличающая пороки духовенства сатира, которая присуща поэзии вагантов, ярко проявилась именно в этом персонаже.

Солистки балета лауреат международного конкурса Валерия Губрий в образе дающего надежду Ангела и Альбина Кирик в роли всеподавляющего и уничтожаеющего Демона были невероятными. Одна – нежная и женственная, другая – яркая и «острая». Они контрастировали и логично дополняли друг друга.

Солист балета Николай Жучков ярко, самобытно передал внутренний мир Поэта, изобразил его развитие как личности – от ваганта-бунтаря до познающего настоящую любовь поэта-романтика. 

Заслуженный артист Донецкой Народной Республики Роман Белгородский и лауреат международного конкурса Виктория Губрий безумно красиво рассказали историю Адама и Евы. Здесь же были и Бог Отец с ангелами, и Злой дух, и Змей искуситель, и прочая нечисть. Что они делают в «CARMINA BURANA»? Такова задумка режиссера, который расширил сюжет и показал, как в Средние века разыгрывались площадные представления, называемые мистериями. Расширился сюжет, значит добавился и музыкальный материал. В данном случае в донецкой постановке появились фрагменты из «Умницы» и «Триумфа Афродиты» Карла Орфа.

Симфонический оркестр под руководством главного дирижера театра лауреата международного конкурса Юрия Парамоненко великолепно передал стиль и характер музыки Орфа. Театральность, которую вкладывал в свое произведение композитор, звучала в каждой ноте, в каждом нюансе.

Фортуна, которая трижды в спектакле явила свою власть над людьми, была, действительно, устрашающей и беспощадной. Фортуна, Судьба… уничтожающая или дающая жизнь и надежду?.. Каждый видит в ней свой смысл.

Генеральный директор театра народный артист Донецкой Народной Республики Евгений Денисенко с гордостью отмечает, что театр за сезон представил семь премьер – пять – на основной сцене и две – в Театральной гостиной. И это не считая множества новых концертных программ и репертуарных спектаклей. Сезон, действительно, выдался насыщенным, и такого не помнят даже старожилы театра. А то, что завершается сезон такой сложной, масштабной премьерой, говорит о мощном творческом потенциале и мотивации труппы.

«Ничего лучшего в жизни не видела!», «Восторг!», «Браво!», «Обязательно приду еще, чтобы детальнее рассмотреть, послушать, раскрыть подтексты этой гениальной постановки!», «Как такое возможно?!», – такие реплики и комментарии были слышны от зрителей в антракте и после спектакля 6 и 7 июля. И, конечно же, море цветов и несмолкаемые овации!

Вот так феерично завершился 87-й театральный сезон Донбасс Оперы. Премьера получилась невероятной, потрясающей. Как сказал Вадим Писарев: «Орф гордился бы такой постановкой своей «CARMINA BURANA»!».

Следующий показ театральной мистерии «CARMINA BURANA» Карла Орфа состоится в октябре 2019 года.

До встречи в Донбасс Опере!

Веры нашей торжество «Искусство Донбасса» Земляки Вывоз культурных ценностей