Композитор Владимир Захаров: Донбасские корни хора имени Пятницкого

В октябре 2016 года исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося композитора Владимира Захарова. Песни, музыку к которым он написал, стали по-настоящему народными, а прославленный хор имени Пятницкого, где долгие годы композитор Захаров являлся музыкальным руководителем и хоровым дирижером, — известным всему миру. Донецкий край занимает особое место в его биографии – именно на территории современного Донецка и появился на свет будущий  Народный артист Советского Союза.

Предлагаем вашему вниманию эксклюзивный материал о Владимире Захарове донецкого журналиста-краеведа Анатолия Жарова.

 Сын крестьянина Смоленской губернии родился в донецком крае

Владимир Григорьевич Захаров родился 5 (18 — по новому стилю) октября 1901 года, как просто записано в официальных справочниках, — при руднике на Богодуховой балке Таганрогского области Области Войска Донского. Эта территория относится сейчас к современному Буденновскому району города Донецка. Напомним, во времена Российской империи по реке Кальмиус проходила административная граница между Екатеринославской губернией и Областью Войска Донского. Таким образом, тот же поселок Юзовка входил в состав губернии, а указанный выше рудник при Богодуховой балке – к административно-территориальной единице уже донских казаков. Но, безусловно, это абсолютно достоверный факт, что будущий композитор и хоровой дирижер является уроженцем донецкого края. Документальным подтверждением этого является метрическая запись о его рождении, хранящяяся в Государственном архиве Донецкой Народной Республики в фонде Успенской православной церкви при Богодуховой балке Донской консистории.

Метрическая запись за № 295 гласит, что 5 октября (по старому стилю) рожден, а 21 числа того же месяца крещен мальчик, который был наречен именем Владимир. Новорожденный был сыном крестьянина Смоленской губернии, Юхновского уезда, Рубихинской волости, деревни Семеновской Григория Николаевича Захарова и его законной жены Евдокии Семеновны, оба родителя православного вероисповедания.

В официальной биографии будущего композитора сказано, что его отец был горным штейгером на руднике. В «метрике» об этом ничего не указано, но названы имена и фамилии крестных Владимира Захарова. Ими были – Екатеринославской губернии, города Бахмута крестьянин Алексей Иванович Зинченко и Харьковской губернии, города Изюма мещанка Дмитрия Федотовича Пушкарева жена Таисия Васильевна.

Будущего композитора крестили в первом храме Донской стороны близ Юзовки

Документально зафиксировали рождение и провели обряд крещения Владимира Захарова первые священнослужители Успенской церкви на рудниках при Богодуховой балке — священник Александр Александрович Матвеевский с псаломщиком Александром Павловичем Моисеевым. Они осуществляли церковную службу с самого начала открытия прихода этой церкви в ноябре 1896 года.

Свято-Успенская православная церковь была первым храмом Донской стороны на территории современного города Донецка. Николаевская церковь Рыковских рудников и православный молебный дом на станции Мушкетово появились позже.

Деньги для строительства же Успенской церкви были выделены  Кальмиусско-Богодуховской каменноугольной копью «Алексеевского горнопромышленного общества», «Чулковской компанией» и горным инженером подполковником Даниловым. Это был пятикупольный деревянный храм в древнерусском стиле с такой же деревянной колокольней, но они стояли на каменном фундаменте. В этой церкви было три пристола: главный купол – во имя Успения Пресвятой Богородицы, южный – во имя Святителя и Чудотворца Николая, северный – во имя Святой Троицы. При храме с 1900 года работала приходская школа.

В современном городе Донецке в том районе на улице Балаклеевской сегодня есть Свято-Успенский православный храм (см. фото), который продолжает традиции того первого деревянного храма при рудниках на Богодуховой балке.

Начало музыкального пути

Донецкие историки и краеведы сегодня не имеют достоверных данных о детских годах Владимира Григорьевича Захарова, проведенные им в наших краях. Эта тема для будущих исследований и в этом нужна помощь московских коллег, где в одной из музыкальных школ столицы России есть мемориальный музей композитора , да и в самом хоре имени Пятницкого, наверняка,  имеется информация об их многолетнем хоровом дирижере и композиторе.

В этот раз, опираясь на официальную биографию Владимира Захарова, расскажем о его первых шагах в музыке. Известно, что в 1912 году семья будущего известного композитора переехала из наших мест в уездный город Таганрог. Почему это случилось и чем там занимались родители – неизвестно.

А у юного Володи обнаружился талант к музыке. Он учился в мужской гимназии, где когда-то набирался знаний великий Антон Чехов, а затем началось параллельное обучение Захарова в музыкальной школе Валериана Молла.

«В первых классах гимназии в обязательном порядке проходили хоровое пение, — вспоминал композитор. — Пел я не так уж и плохо, но нот не понимал, и преподаватель пения буквально мучился со мной, называл меня тупицей». Однако дирижер местного симфонического оркестра Валериан Гаэтанович Молла увидел в мальчике задатки музыканта и начал бесплатно обучать его игре на фортепиано, знакомил с теорией музыки, гармонией. А вторым человеком, который оказал большое влияние для определения пути в музыке уже юноше, стал великий композитор Сергей Васильевич Рахманинов, побывавший в Таганроге проездом. Молла представил ему Захарова, и тот сыграл перед выдающимся музыкантом его прелюдию. «Рахманинов, — рассказывал потом известный композитор и хоровой дирижер, — посоветовал поступить в консерваторию. «Нужно серьезно овладеть му­зыкальной культурой, как следует изучить теорию и композицию», — напутствовал он. Я понял, что без этого нечего даже мечтать о каких-либо свершениях или достижениях в избранной профессии, поехал учиться в Донскую консерваторию к профессору Николаю Захаровичу Хейфецу. Это были незабываемые годы. Передо мной открылись новые широкие горизонты музыкального творчества», — вспоминал через многие годы Владимир Григорьевич.

Донскую консерваторию в Ростове-на-Дону по классу он закончил в 1927 году. Дальше началась профессиональная музыкальная деятельность Захарова. Сначала он работал на Московском радио. Но главной в его жизни стала другая культурная организация.

Главный хор жизни композитора

С 1931 года началась и продолжалась всю его жизнь деятельность с Государственным академическим орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов Русским народным хором имени Митрофана Ефимовича Пятницкого, где Захаров был много лет музыкальным руководителем и композитором. Именно здесь самым ярким образом раскрылся его талант мастера песенного искусства. «Он писал крупные оркестро­вые сочинения, фортепианные пьесы, романсы. Но с наибольшей силой дар самобытного художника проявился в песнях, каждая из которых — жемчужина в золотом фонде советской музыкальной культуры. Захаров был непревзойдённым знатоком народной многоголосой песни и умело сочетал в ней лучшие традиции хорового искусства с современным пониманием его. В результате появлялись на свет выдающиеся произведения, отмеченные неповторимым захаровским стилем», — вспоминала через много лет Людмила Зыкина.

И какие это были песни! Большинство из них были написаны на стихи Михаила Исаковского, Александра Твардовского, Сергея Михалкова. Многие из них стали по-настоящему народными. Захаров считал песенное искусство «большой ответственной трибуной». Вот почему он относился к нему чрезвычайно строго, не терпел скороспелости. В год он писал две-три песни, лишь иногда больше. Но всегда писал легко, заразительно, как правило, несколько вариантов. Бывали случаи, когда песня «не шла» и исполнение ее оставляло желать лучшего. Тогда она безжалостно возвращалась на письменный стол для доработки, а в иных случаях и в ящик стола — «для архива».

Его песня «Ой, туманы , мои» стала своего рода гимном всего советского партизанского движения во время Великой Отечественной войны.  А были еще и «И кто его знает», «Песня о России», «Шел со службы пограничник», «Русская красавица», «Дайте в руки мне гармонь», «Зелеными просторами» и многие, многие другие, в т.ч. и народные песни в «захаровской» обработке, в которой он сохранил самобытность этих фольклорных произведений.

К слову, недавно стало известно, что еще при жизни Владимира Захарова хор имени Пятницкого приезжал в 1953 году на гастроли в Сталинскую область, в частности артисты дали концерт в Еленовке. Может быть и Владимир Георгиевич тогда побывал в местах своего детства. Но это уже — предмет дополнительного исследования...

Владимир Захаров дал путевку на большую сцену Людмиле Зыкиной

Наш земляк фактически вывел на большую сцену легендарную певицу всего Советского Союза Людмилу Георгиевну Зыкину. Этот факт она подтвердила в своей книге воспоминаний «На перекрестках встреч». Вот какие слова она написала о нем: «Владимир Григорьевич Захаров, крупнейший музыкальный и общественный деятель страны, вывел меня на профессиональную сцену, сделал артисткой. Поэтому годы, проведенные в хоре имени М. Пятницкого, музыкальным руководителем которого он был более двух десятилетий, самые дорогие и, наверное, самые важные для меня.

Отношение его ко мне было по-отечески теплым и трогательным — от самого первого, радостного дня, когда он, заговорщически подмигнув Петру Михайловичу Казьмину, допустил меня к конкурсу, и до того, самого грустного, когда я прощалась с ним, расставаясь с хором.

Помню, как после смерти моей мамы он подошел, ласково обнял за плечи:

— Чем тебе помочь?

А тут, как на грех, пропал голос — вероятно, от нервного потрясения, от первой настоящей беды. И я не то чтобы петь, даже говорить громко не могла. Два месяца Владимир Григорьевич не хотел верить, что я потеряла голос, звал врачей, подбадривал, поддерживал, как мог.

В его характере проявлялось много хороших качеств: с одной стороны, это требовательность, серьезность, озабоченность, с другой — открытость, простодушие, доброта. И во всем этом — какая-то особая самобытность. Он как бы аккумулировал в себе лучшие черты российского народа. И такими же народными были его произведения.

Выходец из шахтерской семьи, он начинал свой путь в гуще рабочей жизни, и искусство народа еще задолго до того, как определилось художественное призвание будущего композитора, оказало громадное воздействие на его впечатлительную натуру, на формирование таланта».

О композиторе Владимире Захарове помнят на его Родине

Музыкальная деятельность Владимира Григорьевича Захарова была отмечена высокими правительственными наградами и почетными званиями.  Народный артист СССР, лауреат трех Сталинских премий, награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. С 1948 года являлся секретарем и членом правления Союза композиторов СССР.

Скончался Владимир Григорьевич Захаров 13 июля 1956  года (в текущем году исполнилось 60 лет со дня его смерти) и на памятнике, установленном на его могиле, на Новодевичьем кладбище в Москве, высечены следующие слова, характеризующие кредо жизни композитора и хорового дирижера: «Я любил свой народ, я служил ему».

Увы, в бытность независимой Украины имя композитора Владимира Захарова не очень широко упоминалось в бывшей Донецкой области. Об этом музыкальном и общественном деятеле и его причастности к нашему краю мало кто знал.

В молодой Донецкой Народной Республике Владимира Григорьевича Захарова не забыли. Его биографические данные были включены в содержание, изданного в 2016 году Министерством культуры ДНР, красочного фотоальбома «Земляки», в котором собрана информация о выдающихся уроженцев Донбасса.

А песни Захарова продолжают жить в народе.