Министерство культуры Донецкой Народной Республики поздравляет православных христиан с Рождеством Христовым

7 января весь православный мир отмечает великий праздник  Рождества Христова – день, когда в Вифлееме на свет появился Богомладенец, пришедший на землю, чтобы ценой собственных страданий спасти человеческий мир от гибели и указать людям путь к вечной жизни. В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество считается вторым по важности после Воскресения Христова – Пасхи.

Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Дева Мария и праведный Иосиф, происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота. Когда же они там расположились, Марии наступило время родить. Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос. Пресвятая Дева спеленала Богомладенца и положила в ясли — кормушку для скота.

Среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился Ангел и сказал: "Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Когда Ангелы исчезли, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось. И, поспешив, они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Младенец, лежащий в яслях.

В это же время, согласно Евангелию от Матфея, с дарами к Богомладенцу шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь мира. Увидев необыкновенную звезду, восшедшую над Вифлеемом в момент рождения Иисуса, волхвы (по преданию, их звали Гаспар, Мельхиор и Валтасар) направились в Иерусалим, чтобы расспросить, где нужно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал их к себе. Он выведал у волхвов время появления Вифлеемской звезды — возможный возраст будущего царя, которого он опасался как соперника своему царствованию. Ирод лицемерно просил, чтобы волхвы известили о месте рождения младенца, "чтобы и мне пойти поклониться Ему". Следуя за путеводной звездой, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем ушли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

Начало празднования Рождества Христова относится ко временам апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятаго месяца" (от марта).

В первые три века новой эры во время гонения христиан в некоторых церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 19 января (6 января по старому стилю) под общим именем Богоявления. И лишь в 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления). Русская православная церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю — по юлианскому календарю (так как Русская православная церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января по новому григорианскому стилю.

Празднику Рождества Христова предшествует 40-дневный Рождественский пост, необходимый для того, чтобы душа христиан очистилась молитвой и покаянием, а тело — воздержанием в пище. Празднование православного Рождества традиционно начинается вечером 6 января – в Рождественский Сочельник. По строгим давним традициям, на протяжении дня, предшествующего Рождеству, до появления в небе первой звезды верующие должны  отказываться от пищи. Первая звезда является символом звезды Вифлеемской, ознаменовавшей рождение Богомладенца. Когда она загорается в ночном небе, на праздничный стол, за который с молитвой садится семья, подается 12 постных блюд – центральным среди них является так называемое сочиво (кутья). Оно готовится из риса или пшеницы с добавлением меда, засахаренных фруктов, изюма и цукатов. К традиционной рождественской трапезе, готовятся, как правило, узвар (компот из сухофруктов), постные голубцы с грибами, блюда из рыбы, винегрет, вареники с картофелем и грибами, печеные яблоки.

В день рождественского сочельника начинаются Святки – почти две недели праздников, которые длятся вплоть до дня Крещения Господня 19 января. В обывательском сознании святки зачастую ассоциируются с гаданиями – однако общеизвестно, что православная церковь не одобряет подобных занятий, равно как и безудержного веселья с возлияниями. Слово «Святки» происходит от слова «святить», и, по православной традиции, период Святок – это время, когда нужно освящать свою душу молитвой и добрыми делами, заниматься благотворительностью, помогать больным и обездоленным.

В старину на Рождество дети традиционно колядовали и ходили по домам с рождественскими представлениями – «вертепами». За свои выступления колядники получали угощения и подарки, и эта традиция актуальна и по сей день. Церкви и дома на Рождество красиво убирают хвойными ветвями и елями, которые символизируют вечную жизнь. К слову, мало кто знает, что Рождественская ёлка является символом райского дерева, «наряженного» яркими плодами.

Интересно, что в Советском Союзе до 1929 года Рождество оставалось государственным праздником и выходным днем и отмечалось по григорианскому календарю. Однако после того, как постановлением СНК СССР от 24.09.1929 выходные в религиозные праздники были официально отменены, большинство рождественских символов и обычаев (ёлка, подарки) стали относить к празднованию Нового года. Вновь день Рождества Христова стал выходным в 1991 году: в декабре 1990 года, ровно за год до распада Советского Союза, Верховный Совет РСФСР издал соответствующее постановление, и уже 7 января 1991 года было нерабочим.

Министерство культуры Донецкой Народной Республики и входящий в его структуру Сектор национальностей и религий поздравляют всех православных христиан со светлым праздником Рождества Христова! Мира и любви вашим семьям, добра и благоденствия!

Христос родился! Славим Его!

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним