Неизвестная героиня, изображенная на одной из картин Донецкого республиканского художественного музея, спустя века обрела свое имя

10 декабря 2018 года состоялось заседание научно-методического совета Донецкого республиканского художественного музея, на котором рассматривались вопросы, связанные с научно-исследовательской и научно-фондовой работой музея. Важным открытием уходящего года стала представленная старшим научным сотрудником Анастасией Черниковой атрибуция живописного произведения из коллекции западноевропейского искусства. Ранее неизвестная героиня, изображенная на одной из картин, обрела свое имя.

Посетителям Донецкого республиканского художественного музея хорошо знакома картина «Женский портрет» немецкого художника XVIII века Христофа Фридриха Рейнольда Лишевского.

Имя художника, создавшего картину, было известно по подписи и дате на полотне «C.F.R. Lisiewsky», «1760», а имя изображенной им модели оставалось загадкой. В результате работы над произведением, научными сотрудниками музея была раскрыта тайна имени изображенной героини.

Почетный член Берлинской Академии искусств, Кристоф Фридрих Рейнольд Лишевский (1725 – 1794) – один из самых талантливых немецких портретистов XVIII века. Родился в Берлине в семье художника Георга Лишевского. Благодаря своему таланту в 1725 году Кристоф был назначен придворным художником принца Леопольда II Максимилиана Ангальт-Дессаусского. При дворе Ангальт-Дессау он служил 20 лет, в течение которых написал множество портретов членов этой семьи.

На картине в образе богини охоты, плодородия, растительного и животного мира Дианы с её постоянными атрибутами – изящным луком и колчаном со стрелами за спиной, изображена дочь Леопольда II Максимилиана, принцесса Генриетта Екатерина Агнесса Ангальт-Дессауская (1744-1799), в замужестве баронесса фон Лоэн. 

На картине изображена 16-ти летняя принцесса в традициях XVIII века,  с присущей юной даме изяществом. Идеализируя модель в духе своего времени, художник передаёт открытость её характера, живую улыбку, весёлый нрав. С безупречным мастерством и умелой передачей фактуры тканей и деталей, написан наряд принцессы – переливающийся сиреневый шёлк её пышного платья, изящные кружева и украшения.

«Не один музейный работник не может смириться с тем, что в фондах сохраняются произведения с определением «неизвестный художник», «портрет неизвестного». Научные сотрудники музея готовы разыскивать утраченные свидетельства прошлого и сопоставлять полузабытые факты. После ответов на все вопросы можно передавать новоатрибутированный артефакт в реставрацию и представить его в музейной экспозиции. Когда все удается, это и есть награда», - рассказала заместитель директора по научной работе ДРХМ Марина Третьякова.

Картину Христофа Фридриха Рейнольда Лишевского можно увидеть на выставке Донецкого республиканского художественного музея с новым названием: «Портрет немецкой принцессы Генриетты Екатерины Агнессы Ангальт-Дессауской с атрибутами богини Дианы».

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним