Опера, которая всегда актуальна
Яркая опера Дж. Верди «Бал-маскарад» приобрела известность во всем мире. Со времени ее первой премьеры прошло 160 лет, а она до сих пор сохранила актуальность, по-прежнему востребована и интересна нашим современникам. К юбилею классического шедевра Дж. Верди Донбасс Опера приурочила исполнение «Бала-маскарада» 3 февраля.
Премьера оперы «Бал-маскарад» состоялась 17 февраля 1859 года в римском театре Аполло. Успех был огромный, благодаря замечательной музыке Верди.
Известный итальянский драматург Д’Аннунцио дал очень точное определение «Балу-маскараду», назвав его «самой мелодраматической из мелодрам». Автор либретто оперы Сомма превзошел всех либреттистов Верди смелостью и выразительностью языка. Чувственность, мрачность, блеск, жажда крови, легкомыслие и трагическое напряжение — все соединилось в этой «физически осязаемой картине». Остается к этому добавить характер сюжета, стоившего больших неприятностей Верди из-за вмешательства неаполитанской цензуры. С самого начала опера была предназначена для театра «Сан-Карло», но сюжет, почерпнутый в драме Э. Скриба, в центре которой стоит убийство шведского короля Густава III, показался довольно опасным. Были изменены место событий и персонажи.
Действие приводится в движение благодаря великолепному распределению главных героев. Все нити держит Ричард: пока он жив, действуют и другие, пусть даже чтобы сокрушить его. Когда он умирает, все, и друзья и враги, цепенеют от горя. Он очаровывает Амелию, благоприятствует заговору, бросает вызов смерти на поле казней, воспевая гимн жизни (это один из самых пылких любовных дуэтов). Он вкладывает нож в руку своего лучшего друга и назначает роковой бал, в котором принимает участие с непоколебимой верой в себя. Амелия существует лишь ради него. Очарованная Ричардом, хотя и верная мужу, она стряхивает с себя колдовские чары (но не освобождается от любви к Ричарду), только когда осознает свой материнский долг. Ренато, который находится рядом с ней, представляет собой защитника чести семьи. Ричард виновен и обречен, но его это не волнует. Он действует словно во сне, и ничто не может разбудить его. В течение всей оперы он постоянно, но спокойно рискует, и мастерство Верди придает его вокальной партии особую смелость. В наши дни при постановках оперы ее действие переносится либо в Италию начала XVII века, либо в Швецию XVIII века.
Музыка оперы отличается живостью, красотой и богатством мелодий, выразительностью оркестровых красок. Увертюра построена на двух противостоящих друг другу лейтмотивах — лирической теме любви Ричарда и зловеще звучащей теме заговорщиков. Действие изобилует яркими контрастами: мрачные сцены сменяются радостными, драматическая развязка происходит на фоне бала. Композитор широко использовал песенные и танцевальные жанры, что придало музыке особую выразительность. Драматургическое мастерство Верди наиболее полно проявилось в превосходных хоровых и ансамблевых сценах.
Несомненные достоинства «Бала-маскарада» привлекают внимание оперных театров всего мира. Не стала исключением и Донбасс Опера. Первая премьера «Бала-маскарада» состоялась 23 декабря 1956 года при участии прославленных певцов. Партию Ренато исполнил солист Донецкого театра, будущий народный артист СССР Юрий Гуляев. Образ графа Ричарда воплотил заслуженный артист РСФСР Александр Коробейченко, учитель народного артиста СССР Анатолия Соловьяненко. Эту постановку осуществил режиссер — народный артист УССР Александр Здиховский.
В наши дни постановка этой оперы на Донецкой сцене прошла сложный путь. Театр собирался открыть новый сезон в сентябре 2014 года премьерой «Бала-маскарада». Был приглашен итальянский режиссер Итало Нунциата. Уже были разработаны эскизы декораций, изготавливался реквизит, театральные мастера шили роскошные костюмы, оркестр осваивал музыкальный материал. Но внезапно начались боевые действия в Донбассе, повлекшие за собой тяжелые последствия и для театра, и для каждого жителя нашей области. К планам о постановке «Бала-маскарада» Донбасс Опера вернулась уже летом 2015 года. Из Санкт-Петербурга приехал новый режиссер-постановщик – народный артист России Юрий Лаптев. Он увидел связь между оперой Дж. Верди и событиями в Донбассе. Сюжет спектакля, помимо любовного треугольника, говорит о том, что люди перестали друг другу доверять. Когда нет понимания, человек начинает мстить за события, которых на самом деле не было, что приводит к непоправимой трагедии.
30 октября и 1 ноября 2015 года в Донбасс Опере состоялась долгожданная премьера «Бала-маскарада». Партию благородного графа Ричарда удачно воплотил на сцене молодой солист Евгений Бойко. Сильное впечатление произвел на зрителей Сергей Дубницкий в образе Ренато. Нежной и женственной увидела публика Амелию в исполнении лауреата международных конкурсов Элоны Коржевич. На одном из премьерных спектаклей с огромной психологической точностью передала душевное состояние Амелии заслуженная артистка Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Татьяна Плеханова.
В 2016 и 2017 годах Донецкий театр представил «Бал-маскарад» на гастролях в России, где публика приветствовала спектакль овациями.
3 февраля в «Бале-маскараде» будут восхищать зрителей своим мастерством: лауреат международного конкурса Андрей Кривохата (Ричард), заслуженная артистка Украины Наталия Нарожная (Амелия), заслуженный артист Украины Евгений Привалов (Ренато), заслуженная артистка Донецкой Народной Республики Анна Максудова (Ульрика), лауреат международного конкурса Екатерина Алексейчук (Оскар), Вадим Воловчук (Сильвано), заслуженный артист Украины Юрий Алексейчук (заговорщик Том), Максим Алексейчук (заговорщик Самуил) и другие.
Этот спектакль вновь подарит публике яркие эмоции и подтолкнет к размышлениям – все, как и 160 лет назад.