Памяти «отца» Донецкой муздрамы Марка Бровуна
Сегодня, 9 октября, исполняется 3 года, как ушел из жизни художественный руководитель Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра, народный артист Украины Марк Матвеевич Бровун. Посвятив большую часть своей жизни служению родной муздраме, он вывел ее на качественно новый творческий уровень и сделал одним из самых успешных и посещаемых театров страны.
Обладатель множества наград и почетных званий самого высокого ранга, полный кавалер ордена «За заслуги» и знака «Шахтерская слава», Бровун не гнался за регалиями, не воспринимал их как самоцель. Делом и смыслом его жизни был родной театр - реализованная мечта, требовавшая полной самоотдачи. И он отдавал себя без остатка.
«Руководитель театра – это не профессия, а судьба, – говорил Марк Матвеевич в последние годы. – Нужно быть готовым, что театр будет забирать все твое время, все мысли. Театр, как женщина, не терпит конкурентов и не прощает измен. После 36 лет служения театру я это знаю точно».
Он пришел работать в драматический театр в 1976 году, а спустя 11 лет был назначен его директором. Тогда идеи амбициозного руководителя казались дерзкими и сумасшедшими, а он приглашал российских звезд – Льва Дурова, Леонида Каневского, Ирину Муравьеву, Маргариту Терехову, Евгения Евстигнеева и многих других – играть в провинциальном театре, и в итоге добился результата, сделав театральный Донецк своеобразной гастрольной Меккой. При этом он непрерывно заботился о текущей работе театра и обо всем, что с ней связано, будучи абсолютно согласным со знаменитой фразой Станиславского о том, что театр начинается с вешалки. Марк Бровун неоднократно говорил, что именно сочетание актерского таланта и профессионального менеджмента рождает современный успешный театр. Для своих подопечных он был не только заботливым наставником, но и настоящим другом. Его одновременно и в равной степени интересовало все: разнообразие и качественное наполнение репертуара, личные нужды актеров и духовные запросы зрителей.
«Зрителя потерять легко, а вернуть – тяжелый и долговременный труд. «Публика – вот кому мы храним нерушимую верность и вечную любовь», – это не мои слова, а персонажа нашей последней постановки Фредерика Леметра, гениального и легендарного французского актера ХІХ века. Но я готов подписаться под ними. Я всегда говорил и буду говорить, что Донецкая муздрама – это, прежде всего, театр для людей», – неоднократно подчеркивал Марк Бровун.
Он был талантливым руководителем, мудрым наставником, настоящим другом и заботливым отцом — душой и сердцем театра. Своим безвременным уходом он осиротил весь коллектив Донецкого музыкально-драматического театра.
«Сердце драмтеатра остановилось», - писали тогда в некрологах журналисты, и казалось, что это действительно так. Однако по прошествии времени стало отчетливо понятно – нет. Оно продолжает биться – молодо, горячо, неугомонно. Сегодня дело Марка Бровуна успешно продолжает его дочь Наталья Волкова. Под чутким руководством театр обрел второе дыхание, и Марк Матвеевич продолжает жить – в памяти многочисленных коллег, друзей, почитателей и единомышленников; в новых постановках и творческих успехах своих воспитанников.
«Можно сказать, что Донецкий музыкально-драматический театр сегодня переживает и небывалый творческий подъем, своего рода ренессанс, - сказал Министр культуры Донецкой Народной Республики Александр Парецкий. - Только что труппа муздрамы вернулась с успешных гастролей по России, и уже здесь, в родном Донецке, театр ярко и зрелищно открыл новый сезон… Я убежден, что впереди Донецкую муздраму ждут новые творческие вершины, театр востребован зрителями как нашей Республики, так и зарубежной аудиторией. И все эти успехи в огромной степени – благодаря Марку Матвеевичу, создавшему современнейший, высококлассный театр, достойный признания самых строгих критиков. Светлая память великому Мастеру!».