Православный мир празднует Рождество Христово

7 января весь православный мир отмечает великий праздник Рождества Христова – день, когда в Вифлееме на свет появился Богомладенец, пришедший на землю, чтобы ценой собственных страданий спасти человеческий мир от гибели и указать людям путь к вечной жизни. В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество считается вторым по важности после Воскресения Христова – Пасхи.

Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Дева Мария и праведный Иосиф, происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота. Когда же они там расположились, Марии наступило время родить. Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос. Пресвятая Дева спеленала Богомладенца и положила в ясли — кормушку для скота.

Среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился Ангел и сказал: "Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Когда Ангелы исчезли, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось. И, поспешив, они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Младенец, лежащий в яслях.

В это же время, согласно Евангелию от Матфея, с дарами к Богомладенцу шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь мира. Увидев необыкновенную звезду, восшедшую над Вифлеемом в момент рождения Иисуса, волхвы (по преданию, их звали Гаспар, Мельхиор и Валтасар) направились в Иерусалим, чтобы расспросить, где нужно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал их к себе. Он выведал у волхвов время появления Вифлеемской звезды — возможный возраст будущего царя, которого он опасался как соперника своему царствованию. Ирод лицемерно просил, чтобы волхвы известили о месте рождения младенца, "чтобы и мне пойти поклониться Ему". Следуя за путеводной звездой, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем ушли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

Начало празднования Рождества Христова относится ко временам апостолов. В первые три века новой эры во время гонения христиан в некоторых церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 19 января (6 января по старому стилю) под общим именем Богоявления. И лишь в 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления). Русская православная церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю — по юлианскому календарю (так как Русская православная церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января по новому григорианскому стилю.

Празднику Рождества Христова предшествует 40-дневный Рождественский пост, необходимый для того, чтобы душа христиан очистилась молитвой и покаянием, а тело — воздержанием в пище. Празднование православного Рождества традиционно начинается вечером 6 января – в Рождественский Сочельник. По строгим давним традициям, на протяжении дня, предшествующего Рождеству, до появления в небе первой звезды верующие должны отказываться от пищи. Первая звезда является символом звезды Вифлеемской, ознаменовавшей рождение Богомладенца. Когда она загорается в ночном небе, на праздничный стол, за который с молитвой садится семья, подается 12 постных блюд – центральным среди них является так называемое сочиво (кутья). Оно готовится из риса или пшеницы с добавлением меда, засахаренных фруктов, изюма и цукатов. К традиционной рождественской трапезе, готовятся, как правило, узвар (компот из сухофруктов), постные голубцы с грибами, блюда из рыбы, винегрет, вареники с картофелем и грибами, печеные яблоки.

В день рождественского сочельника начинаются Святки – почти две недели праздников, которые длятся вплоть до дня Крещения Господня 19 января. В обывательском сознании святки зачастую ассоциируются с гаданиями – однако общеизвестно, что православная церковь не одобряет подобных занятий, равно как и безудержного веселья с возлияниями. Слово «Святки» происходит от слова «святить», и, по православной традиции, период Святок – это время, когда нужно с особым усердием освящать свою душу молитвой и добрыми делами, заниматься благотворительностью, помогать больным и обездоленным.

В старину на Рождество дети традиционно колядовали и ходили по домам с рождественскими представлениями – «вертепами». За свои выступления колядники получали угощения и подарки, и эта традиция актуальна и по сей день. Церкви и дома на Рождество красиво убирают хвойными ветвями и елями, которые символизируют вечную жизнь. К слову, мало кто знает, что Рождественская ёлка является символом райского дерева, «наряженного» яркими плодами.

Интересно, что в Советском Союзе до 1929 года Рождество оставалось государственным праздником и выходным днем и отмечалось по григорианскому календарю. Однако после того, как постановлением СНК СССР от 24.09.1929 выходные в религиозные праздники были официально отменены, большинство рождественских символов и обычаев (ёлка, подарки) стали относить к празднованию Нового года. Вновь день Рождества Христова стал выходным в 1991 году: в декабре 1990 года, ровно за год до распада Советского Союза, Верховный Совет РСФСР издал соответствующее постановление, и уже 7 января 1991 года было нерабочим.

Министерство культуры Донецкой Народной Республики поздравляет всех православных христиан со светлым праздником Рождества Христова!

Веры нашей торжество Мужеству забвенья нет! «Освободителям Донбасса посвящается» «Они освобождали Донбасс!» Война в Донбассе: Народная летопись Государственные закупки Вывоз культурных ценностей