Солисты Мариинского театра в Донецке: Мы – послы музыки, и наша цель – донести людям правду о Донбассе
7 июня столица Донецкой Народной Республики приняла эстафету «Концерта дружбы» - благотворительной культурной акции солистов прославленного Мариинского театра в рамках проекта «Музы против пушек». Ранее баритоны Владимир Самсонов, Эдем Умеров и наш земляк, уроженец Донецка Виктор Коротич выступили с концертом в Крыму; свое продолжение акция получит в ближайшее время в Санкт-Петербурге и Москве.
В рамках пребывания в Донецке российские гости дали совместную пресс-конференцию, в ходе которой подробно рассказали о цели проекта, о своих впечатлениях от Донецка и об отношении к происходящим в Донбассе военно-политическим событиям.
Вашему вниманию – ключевые высказывания участников пресс-конференции.
О рождении проекта «Музы против пушек» и его главной идее
Владимир Самсонов: - То, что сегодня мы здесь перед вами сидим, – это очень необычная история, знак свыше. Дело в том, что мы, солисты Мариинского театра, слава Богу, люди достаточно востребованные и постоянно находимся в разъездах – несмотря на то, что служим в одном театре, мы часто не видимся друг с другом годами, поскольку наши гастрольные режимы не совпадают. И вдруг в начале этого года я в служебном подъезде встретил Эдема Умерова. Был очень удивлен, а на следующий день мы встретились снова. Это уже было сверхсовпадение – не видеть человека несколько лет, а потом встречать его два дня подряд в одном и том же месте! И буквально через день я иду на очередную репетицию, и опять встречаю Эдема Умерова… И я вдруг подумал, что встретил три раза подряд крымского татарина из Мариинского театра не зря. Он – крымский татарин, я – русский, всю жизнь проживший в Севастополе, отслуживший на Черноморском флоте. И тут же у меня возникла мысль про Виктора Коротича, который из Донецка. И все трое мы – баритоны, солисты Мариинского театра. Все паззлы сошлись, и появилась идея – сделать то, что, я считаю, увы, пока не так широко делается. Я вспомнил известную фразу «Когда говорят пушки, музы молчат» и решил, что мы должны ее переиначить. Поэтому наш проект и носит название «Музы против пушек». То, что мы сейчас приехали к вам, лично для меня является первым, очень маленьким шагом. Я убежден, что со стороны России эти шаги должны быть более грандиозными и масштабными – для того, чтобы культура вмешалась в эту страшную войну и остановила ее.
Хочу сразу подчеркнуть, что во главу угла акции «Музы против пушек» нами единогласно поставлено то, что мы везде выступаем абсолютно благотворительно. Это сделано для того, чтобы лишить тех людей, которые ищут любую зацепку, чтобы оболгать, очернить, использовать тот или иной повод в пропагандистских целях, возможности сказать, что мы спекулируем на войне и используем сложившуюся ситуацию, чтобы заработать деньги и обеспечить себе какие-то дивиденды.
О программе «Концерта дружбы»
Владимир Самсонов: - Программа акции является единой для всех концертов. Она была сформирована в Петербурге, мы проделали огромную, очень серьезную подготовительную работу, которая продолжалась более трех месяцев. Нужно было скоординировать и синхронизировать 4 разных музыкальных коллектива – оркестр Крымской республиканской филармонии, оркестр Донецкого оперного театра, оркестр в Петербурге и оркестр в Москве. Всем должны были рассылаться ноты, партитуры… Конечно, самым простым было бы отрепетировать в Петербурге с одним оркестром, приехать с ним сюда – и никакой головной боли. С партитурами, с голосами, с дирижерами, которым не надо узнавать темпы каждого произведения – а концерт состоит из более 20 сложнейших произведений. Но я специально захотел сделать так, чтобы каждый мог вместе с нами выступить – и крымский оркестр, и оркестр Донецкой оперы. В этом и есть наше единение – а не то, что приехали солисты великого театра и показывают тут всем, что надо делать.
Мы хотели в небольшом концерте охватить как можно больший объем академической музыки, и в связи с этим программа включает несколько блоков. Кроме инструментальных произведений, мы включили в нее блок российской оперы, куда входят произведения таких авторов, как Бородин и Рахманинов, а также опера украинского композитора Гулака-Артемовского. В программу включен и блок западноевропейской оперы – Россини, Бизе и Верди. Будет блок классической оперетты, куда войдут арии из знаменитых произведений Штрауса и Кальмана. И также в программу входит блок советских песен. Апогеем концерта является специально написанное для данного проекта музыкальное попурри из народных песен – крымско-татарских, русских и украинских. Всё это будет заплетено в большую песенную ораторию, которая станет финалом нашего концерта.
О параллелях с форматом «Три тенора»
Владимир Самсонов: - Дело в том, что после действительно знаменитого в 90-х годах концерта Паваротти, Каррераса и Доминго появилась масса концертов-клонов. Но все мы понимаем, что копия всегда хуже оригинала. И то, что сегодня состоится концерт трех баритонов (я видел даже концерты трех басов) – это, по сути, всё те же копии, аналоги.
Нашей целью было не копирование. То, что перед вами сейчас сидят три баритона – это просто случайность. Мы формировали концерт не по типу голосов, а по национальному признаку. Нам было важно, что представители разных национальностей, представленные в стенах Мариинского театра, прекрасно уживаются, дружат, ходят друг к другу в гости и не убивают, не оскорбляют друг друга, не ищут какие-то исторические прецеденты для того, чтобы ссориться. То есть наш «Концерт дружбы» – в чистом виде межнациональный проект. Это – концерт представителей трех национальностей, которых сейчас пытаются столкнуть и сделать врагами.
О впечатлениях от Донецка
Владимир Самсонов: - Я очень рад посетить Донецк, и при этом быть не просто туристом, а артистом, который впервые у вас выступит. Я давно мечтал посетить ваш город – ещё когда жил в Севастополе, у меня было много друзей из Донецка. Они рассказывали, как прекрасен Донецк, и сегодня я лично в этом убедился. Город красивейший, чистейший, с замечательными доброжелательными людьми. Это совершенно не вяжется с тем, что нам зачастую приходится слышать за пределами вашей Республики. Хочу поблагодарить Министерство культуры Донецкой Народной Республики за содействие и такой радушный прием, который нам здесь устроили.
О стереотипах и реальности
Владимир Самсонов: - Когда мы с ребятами совещались о том, как лучше сделать эту акцию, было очень много непростых моментов, надо было найти компромиссы и совместное понимание ситуации, потому что у всех оно было разным – я не буду этого скрывать. Если о том, что происходит в Крыму, мы прекрасно знали, то что происходит здесь, мы доподлинно не знали. И мы сюда ехали с одним желанием: узнать, какова тут ситуация на самом деле. Я никому не верю, кроме как своим глазам и ушам, и события последних трех лет убедили меня в этом принципе окончательно…
Когда Витя Коротич у себя в соцсети выложил афишу донецкого концерта, один человек ему написал: «Для бандитов едете петь?». Мне очень хотелось ответить: «Да, будет полный оперный театр бандитов». Но все же я решил, что пока ничего не буду отвечать, и Вите сказал: «Пока ничего не пиши – вот мы проведём эту акцию, и тогда». Хотя отвечать таким людям в принципе бесполезно – их не переубедишь. Находящиеся вне этого города не понимают. Они считают, что здесь живут бандиты. Одна моя подруга, родом из Харькова, живет в Париже. Она мне написала: «Что ты делаешь? Куда ты едешь – там же одно быдло живет!». Я ей ответил: «Дорогая, ты интеллигентнейший человек. Ты закончила Харьковский университет. Как ты можешь так говорить обо всем населении?! Например, у меня в Донецком оперном театре коллеги работают – они что, по-твоему, тоже «быдло»? И дирижер, и концертмейстер?..».
Повторюсь, переубедить таких людей словами невозможно. Но, может быть, возможно убедить поступками. Поэтому, когда мы вернемся в Петербург, я обязательно размещу у себя в фейсбуке наш концерт, видео наших прогулок по Донецку – красивейшему, чистейшему городу, невзирая на войну. Я давно не видел таких чистых городов! Я за два дня ни одного окурка и ни одного плевка на тротуаре не увидел. И об этом люди, находящиеся «там», совершенно не знают. Они видят только материалы, сделанные по заказу того или иного канала, у которого в свою очередь есть своя политика – что-то освещать, а что-то не освещать.
Мы же, артисты, ничем не ограничены. Мы – послы доброй воли, послы музыки. Мы приехали сюда для того, чтобы потом рассказать людям правду о том, как вы здесь живете. И что здесь живут замечательные люди, которые любят музыку. Маленькие ручейки, подобные нашей акции, должны разрушить эту огромную плотину дезинформации. И тогда ворвется лавина правды. Журналистам и политикам в подавляющем большинстве веры нет – а кого еще слушать, если информацию о ситуации озвучивают только политики и журналисты? Поверить должны артистам, потому что они непредвзяты. Им не нужны министерские кресла, они не зажаты рамками редакционной политики. Мы – певцы, мы просто поем и мы ни в чем не заинтересованы. Поэтому я надеюсь, что нам поверят. Возможно, мы идеалисты, но мы считаем так.
О неразрывной связи братских народов
Владимир Самсонов: - Всё, что происходит в украинском и российском медиапространстве, и то, что я вижу на российском телевидении, увы, работает на разъединение наших народов. А меж тем мы – одна нация, мы столько прожили друг с другом, и как же нам разделяться?.. Поэтому мы и испытываем такую боль, и такая кровь льется – потому что рвут по живому, разрывают единый организм. А мы – едины, и потому так всё тяжело…
Эдем Умеров: - Мы хотим своим искусством остановить происходящее и помочь вам уйти от точки невозврата. Хотя бы – создать предпосылки, чтобы вернуться к нормальному состоянию между народами. Очень тяжело воспринимаются новости с обеих сторон, и не радуют российские федеральные каналы, отрицательно отзывающихся об Украине – потому что нельзя так говорить о людях, которые когда-то были к нам по-братски настроены.
О культурной блокаде
Владимир Самсонов: - У меня очень много друзей – солистов Киевской оперы, Одесской оперы. Мы вместе выступали в Европе, в Америке… И я прекрасно знаю, что они хотели бы сейчас сидеть здесь, с нами, за одним столом. Но я знаю и то, что потом будет с ними и с их карьерой. Когда их спросят: почему вы пели с «бандитами», с «агрессорами»?..
Если бы мы могли, если бы нас пустили, мы бы с удовольствием выступили на Крещатике. Я бы пригласил своих друзей – я не буду называть их фамилии, потому что даже этим я могу им навредить. Мы бы спели с этими прекрасными певцами – все вместе, взяли бы еще певцов из Донецка – и это был бы вообще полный «боекомплект»… Но у нас нет такой возможности.
В сложившейся ситуации надо прорываться «туда». Но нас там боятся и никогда туда не пустят. Потому что правда – самое страшное оружие, страшнее, чем русские солдаты…
О дальнейшем участии в культурной жизни Донбасса
Виктор Коротич: - Конечно же, очень хотелось бы сюда возвращаться по возможности. Вплетаться в спектакли, которые в данный момент восстанавливаются в театре, – это было бы хорошо и для театра, и для публики. Ведь зритель всегда хочет новых лиц – либо хорошо забытых старых. Я уверен, что многие наши коллеги тоже захотят сюда приехать – даст Бог, возможности для этого будут. Надеюсь, что и у театра будет возможность активно вводить приглашенных солистов в свои спектакли. Но в конечном итоге, всё это – для радости зрителя. Ради кого мы еще существуем, работаем, совершенствуемся? В Донбасс Опере сейчас небольшая труппа, многие уехали – у каждого своя ситуация, своя жизнь, свои решения… И хорошо бы, если бы существующую нехватку восполняли приглашенными солистами.
До последнего момента я не верил, что такое выступление и сам приезд сюда реальны. Но это случилось, и я счастлив возможности попасть на родную землю – где я учился, женился, вырос профессионально, где живут мои друзьями, с которыми я по сей день поддерживаю отношения. И театр, в котором мы сегодня будем выступать – мой родной театр, где я вырос.
Я знаю обо всем, что здесь происходит. И то, к чему нас пытаются склонить, всегда казалось каким-то нонсенсом, потому что люди ведь думают совершенно по-другому. То, куда нас направляют, – это не наш путь. Здесь, в Донбассе, живут действительно сильные люди, и я это знаю не понаслышке. Они – из железа, из гранита…
Я рад, что мы приехали сюда втроем. Это – как сон, который я еще буду осмысливать и переживать. Надеюсь, что зритель получит удовольствие от нашего выступления, и мы ещё сюда вернемся, и не раз.