Таинственная «Пиковая дама» снова на сцене Донбасс Оперы

Донбасс Опера приглашает зрителей 8 декабря 2018 года на очередную премьеру «Пиковой дамы» П.И. Чайковского. Накануне такого важного события в культурной жизни Донбасса мы пообщались с главным дирижером театра Юрием Парамоненко.

- Совсем недавно, 6 и 7 ноября состоялась главная театральная премьера года в Донбассе – опера «Пиковая дама» П.И. Чайковского. И вот уже 8 декабря зрители снова смогут увидеть этот грандиозный спектакль на сцене Донбасс Оперы. Что для Вас как для дирижера этой оперы значит эта постановка?

- Постановка оперы «Пиковая дама» является для нас долгожданной, поскольку процесс подготовки длился более двух лет. Когда видишь масштаб декораций, великолепие костюмов екатерининской эпохи, которых пошито более 200 штук, то понимаешь, на что было потрачено два года. А когда слышишь эту сложнейшую музыку великого Чайковского, разбираешь партии солистов, хора, оркестра, осознаешь, что для достижения такого результата было потрачено намного больше времени. Артисты многие годы совершенствуют свое мастерство, чтобы работать в «Пиковой даме». Это счастье, что нам довелось работать с таким гениальным музыкальным материалом. А лично мне эта работа запомнится и тем, что это первая из намеченных театром премьер в этом 87-м театральном сезоне, а первая всегда особенно запоминается.

- Какие эмоции Вы испытали после того как с оглушительным успехом прошли две премьеры «Пиковой дамы»? Удовлетворены ли лично Вы результатом?

- Результатом я однозначно доволен. Каждый из участников этого грандиозного проекта смог показать свои сильные стороны. В некоторых моментах было очень сложно, поскольку, когда речь идет о таком полотне, легко быть не может, но мы очень старались. И в итоге мы все смогли. Театр в очередной раз поднял планку. Я действительно горжусь тем, что в нашем репертуаре появился этот спектакль. А эмоции были разные. Весь репетиционный период перед премьерой был напряженным. Чувствуешь себя натянутой струной. Затем настает «час Икс». Все волнение уходит, и ты отдаешь всего себя действу, которое происходит здесь и сейчас. Некоторое время после спектакля еще не до конца осознаешь, что все сделано – премьера состоялась. И только потом приходит ощущение гордости и счастья.

- В дни первых двух премьер главные партии исполняли прекрасные солисты Донбасс Оперы, а также солист Большого театра Олег Кулько. Кто будет исполнять ведущие партии в этот раз?

- Составы солистов очень сильные и удачные – голоса артистов прекрасно звучат вместе, визуально они убедительны, а энергетика просто потрясающая. Считаю, что пока не стоит вводить других солистов, ведь исполнявшим партии 6 и 7 октября нужно их «закрепить». Это такая практика. Уверен, что те зрители, которые не видели первые два спектакля, будут приятно удивлены уровнем мастерства наших солистов, а те, кому уже посчастливилось побывать на этом спектакле, придя на него снова, обязательно смогут открыть для себя что-то новое. В «живом» театре так всегда бывает.

- Юрий Юрьевич, расскажите, как проходят репетиции спектакля и подготовка в этот раз?

- Репетиционный процесс – это всегда сложный и многогранный процесс, к которому мы всегда подходим очень ответственно. Все начинается с планирования, поскольку одновременно репетируется несколько спектаклей. Составляется расписание уроков, спевок, корректур, мизансценических и оркестровых репетиции. Затем идет четкое следование намеченного плана. Помимо этого каждый артист самостоятельно повторяет свою партию. Это касается абсолютно всех – солисты-вокалисты, артисты оркестра, хора, балета. Помимо репетиций важна и индивидуальная подготовка артиста – режим питания, сбалансированное расписание работы и отдыха, поскольку нельзя перетрудиться накануне спектакля, но нельзя и без тренировки. А сейчас, в период простудных заболеваний, нужно еще и обезопасить себя, работать над укреплением иммунитета, избегать контактов с простуженными, да и вообще стараться не находиться в местах массового скопления людей. Только соблюдая подобный, порой жесткий, режим подготовки к выходу в спектакле можно достичь желаемого результата.

- А думали ли Вы несколько лет назад, еще будучи артистом оркестра, концертмейстером группы валторн, что будете стоять за дирижерским пультом и руководить огромным коллективом в должности главного дирижера Донбасс Оперы, ставя такие полотна как «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Пиковая дама» П. Чайковского и другие?

- Вопрос простой и сложный одновременно. Как говорил русский литератор Александр Фомич Погосский «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». Так и в театре – некоторые артисты оркестра иногда представляют себя за дирижерским пультом. Конечно, хочется творить, мы ведь люди творческие. И я не исключение. Не знаю, как сложилось бы все в другой ситуации. Но случилось то, что случилось, и осенью 2014 года театр остался без единого дирижера. Тогда, чтобы не остановился театр, четыре артиста оркестра и солист-вокалист решили рискнуть и попробовать свои силы на этом поприще. Хочу сказать, что все мы имеем определенную дирижерскую подготовку еще со времен обучения в консерватории. Это, конечно же, помогло. Но решающей стала поддержка коллег и руководства театра. Нам был дан такой кредит доверия, что мы просто не могли подвести театр и наших зрителей. Работа закипела – репертуарные спектакли выучивались один за другим, благодаря распределению объема работы. Параллельно все пять дирижеров поступили в высшие музыкальные учебные заведения России, чтобы получить дополнительное дирижерское образование и необходимые для новой работы знания. А вскоре началась работа и над премьерой – оперой «Бал-маскарад» Дж. Верди. Это был очень насыщенный и сложный период. Зато теперь у нас в театре пять квалифицированных дирижеров, которые ведут весь текущий репертуар театра, работают над премьерами и полны творческих идей. На гастролях в России многие удивлялись: «Как вам удается все то, что вы делаете, да еще на таком высоком уровне?». А мы отвечали: «Мы же из Донбасса!».

- Бытует мнение, что опера – это элитарный вид искусства, понять который дано не каждому, а лишь избранным. Но как же хочется нам простым смертным прикоснуться к высокому оперному искусству. Что Вы можете посоветовать в этом случае?

- Знаете, для того, чтобы простым смертным, как Вы говорите, прикоснуться к высокому искусству, нужно, прежде всего, заставить себя прийти в театр и послушать оперу. Почему я говорю «заставить»? Общаясь с друзьями, знакомыми, просто со зрителями, не раз слышал: «Ой, я не понимаю, это не для меня… и т.д.» А почему не для тебя? В таких дискуссиях я приводил пример отношения к оперному искусству представителей западного мира из числа болельщиков во время Евро-2012 в г. Донецке. Когда руководство нашего театра обращалось к органам власти выделить немного денег, чтобы подготовить театр к чемпионату, они говорили: «Да кто там к Вам придет в театр? Болельщики будут пиво пить». И театр все, что мог, сделал самостоятельно. Но главное, подготовил классический репертуар на все дни чемпионата. И какова была наша радость, когда болельщики массово пришли на наши оперные спектакли, т.к. это мировая классика, и у иностранцев это внутренняя потребность слушать оперу и наслаждаться музыкой и игрой актеров.

Так чем мы хуже иностранцев? Поэтому я рекомендую нашим жителям, которые говорят, что они не любят и не понимают оперу, поставить перед собой эту высокую планку – приобщиться к высокому искусству! И каково будет ваше внутреннее удовлетворение от преодоления своих надуманных стереотипов. Чтобы полюбить оперу, ее нужно прослушать много раз. К счастью, у нашего зрителя есть такая возможность.

Классика живет вечно, и все наши оперы – это показатель высокого искусства, которого достоин каждый человек, живущий у нас в Донбассе.

- А что Вы скажете по поводу «Пиковой дамы»? Можно ли с нее начинать знакомство с оперой?

- Однозначно, да. И этому есть ряд причин. Во-первых, повесть «Пиковая дама» А.С. Пушкина всем знакома со школьной скамьи. Сюжет несложный и увлекательный. Во-вторых, опера исполняется на русском языке. В-третьих, спектакль богат сложными декорациями, замысловатой видеопроекцией, шикарными костюмами. Все это делает оперу «Пиковая дама» невероятно привлекательной. Я от всей души рекомендую зрителям 8 декабря посетить этот спектакль. А если кому-то снова не удастся приобрести заветный билетик, то не отчаивайтесь, следите за нашим репертуаром, и в этом театральном сезоне Вам обязательно повезет. До встречи в Донбасс Опере! Ваш Юрий Парамоненко.

Прямая линия с Денисом Пушилиным Веры нашей торжество Мужеству забвенья нет! «Освободителям Донбасса посвящается» «Они освобождали Донбасс!» Война в Донбассе: Народная летопись Вывоз культурных ценностей