В "Донбасс Опере" завершается подготовка премьерного спектакля "Бал-маскарад"
Донецкий государственный академический театр оперы и балета им. А.Б.Соловьяненко на пороге грандиозной премьеры. В субботу, 31 октября, в 17.00, и в воскресенье, 1 ноября в 14.00 на сцене «Донбасс Оперы» будет показана опера Джузеппе Верди «Бал-маскарад».
Премьера данной постановки совместно с итальянскими партнерами планировалась в 2014 году, но всем известные коррективы в планы внесла война. О том, как проходят последние приготовления к премьере, рассказал режиссер-постановщик "Бала-маскарада", народный артист России Юрий Лаптев, который уже практически месяц живет в Донецке.
«Меня пригласили — я и приехал. До этого с Донецком я был в контакте,который можно назвать косвенным. Одна из солисток театра Донецка — Оксана Антоненко — поступила в ГИТИС ко мне на курс учиться режиссуре. Даже такой человек, как Роман Виктюк, вынужден был ей поставить «пятерку» на госэкзамене. Через нее я знал, как и чем живет театр, какая здесь сейчас ситуация. С другой стороны, я имел представление, что из себя представляет Донецкий театр оперы и балета — это действительно один из ведущих советских театров, который имеет большие традиции. Этот театр дал нашему искусству колоссальное количество выдающихся певцов. Можно сказать, что у меня еще была одна связь с Донецком. Я два спектакля сделал в Санкт-Петербурге и Улан-Удэ вместе с главным художником театра Сергеем Спевякиным. Мы с ним сотрудничаем, и через него я тоже знал, как и чем живет сейчас «Донбасс Опера». И после этого мне поступило предложение. Летом на пару дней я сюда приехал, посмотрели несколько «задников» декораций и женских костюмов. После этого я дал свое согласие», — рассказал Юрий Лаптев.
Решение приехать во фронтовой Донецк из далекого мирного Санкт-Петебурга Лаптев принял, несмотря на опасения близких и знакомых.
«Мои родные больше боялись этого. Я не могу назвать себя очень смелым человеком, в этом я - "среднеарифметический". Когда летом приезжал на переговоры, то слышал канонаду и взрывы. У меня в номере окна задрожали. Вышел из номера, и мне на рецепшене отеля предложили спуститься в бомбоубежище. Правда, сказали, что такая стрельба - обычное дело. «Обычное так обычное» — сказал себе я, вернулся в свой номер и пошел спать. Неприятно было, конечно, когда я впервые, идя по бульвару, увидел посеченные осколками скамейки и стены зданий. Честно говоря, я все время думал, что фраза «это было до войны» для моего поколения относится к войне 1941-1945 годов. Когда приехал сюда, то понял, что эта фраза современна здесь. Приходит осознание этого не тогда, когда ты об этом слышишь, а когда ты здесь и смотришь на все это. И ты понимаешь, что люди начинают к этому привыкать, что для них это жизнь, в которой они существуют. Они приходят на работу, выходят на сцену, играют веселые оперетты, романтические оперы — а рядом война, но они здесь. Когда ты с ними общаешься, то понимаешь, что это такая действительность. Но она не прерывает, самое главное, жизнь, которая должна быть. Знаете, как кровоток, — он обязательно должен быть! Я делал два больших концерта — в Москве и Санкт-Петербурге к юбилею снятия блокады Ленинграда, с видео, текстом, звуком. Большие проекты были. Тогда отсмотрел колоссальное количество хроникальных материалов. Постарел лет на пять, это точно! Но я видел людей, которые жили в то время: оркестр играл, артисты играли для зрителя», — говорит Лаптев.
При этом известный российский оперный певец и режиссер не боится того, что его имя, возможно, будет включено в список запрещенных на Украине деятелей культуры и искусства - для многих его коллег данная угроза является камнем преткновения в вопросах сотрудничества с учреждениями культуры ДНР и ЛНР.
«Честно сказать, даже не задумывался над этим. Это будет очень печально и грустно. У меня ведь отец родился в Киеве, часть моей семьи по отцовской линии — с Украины. Мне кажется, что любой угар, туман проходит. Ну как разрезать Украину и Россию? Когда, уверяю, что каждый второй имеет в своей крови или душе частичку там или здесь. И как можно провести линию и сказать: сюда не приходите? Наверное, от этого потеряют не только те, кому запрещают, но и те, кто запрещает», — считает он.
По мнению Юрия Лаптева, постановка оперы «Бал-маскарад» на донецкой сцене — это очень своевременная тема.
«Когда я получил такое предложение — даже немного опешил. Думал, какая связь между «Балом-маскарадом» и сегодняшним днем? Потому что нужно ответить себе на вопрос — зачем мы делаем именно это и именно сейчас? Когда я начал работать с материалом, вдруг обнаружил, что такая постановка действительно может быть очень своевременной темой. О чем он говорит? Помимо сложного любовного «треугольника» спектакль говорит о том, что люди перестают друг другу доверять, когда перестают друг друга слышать, когда не хотят друг друга слышать. Когда их собственные представления начинают доминировать над реальностью. Когда человек вместо того, чтобы довериться проверенному другу или своей супруге, которая любит его и которую он любит, не делает этого. При этом человек взращивает в себе демоническое, начинает мстить за события, которых на самом деле не было, и все это приводит к непоправимой трагедии. Эта тема, мне кажется, сейчас весьма и весьма актуальна. И она относится не только к взаимоотношениям между друзьями или супругами. Это глобально актуально! Для меня «Бал-маскарад», в какой-то степени, может дать пример той картины, к чему мы можем прийти, если идти по этой дороге», — говорит режиссер.
«Конечно, театру очень тяжело, он потерял очень много своего потенциала в техническом смысле — сгорели декорации. Это и материальная составляющая, что очень весомо, когда ты делаешь такого уровня спектакль. Кадры, я понимаю, сейчас все на вес золота. О трудностях говорят все, и они присущи всегда. Но есть объективные причины этим трудностям, либо есть трудности, которыми прикрывают, наверно, не совсем эффективную деятельность. Мне очень понравилось, и очень отрадно, что коллектив Донецкого театра оперы и балета творчески энергичен. Коллектив очень расположен к работе. Понятно, что есть объективные проблемы, которые, может быть, делают эту работу не такой быстрой, стремительной, как хотелось бы, но то, что люди с большой самоотдачей пытаются вникнуть в материал, пытаются выполнить актерскую задачу, пытаются соответствовать тому музыкальному тексту, который написал великий Верди, — это вызывает глубокое уважение! И это позволяет мне сказать, что у нас очень хорошая творческая атмосфера», — подчеркнул Юрий Лаптев.
Напомним, в данный момент идет завершающий этап подготовки к премьерному показу спектакля.
«Спектакль в представлении режиссера — это одно, а спектакль, который получается в реальности, зависит от очень многих причин и факторов. Как до рождения ребенка мы можем знать его пол, его вес, но только когда он родится, тогда мы сможем увидеть его особенности и что он из себя представляет. Мы стараемся сделать все, что можем. Стараемся по-честному рассказать эту историю. И уже потом будет слово за дончанами, которые примут или не примут наш спектакль. Во-всяком случае, хочется максимально хорошо все сделать», — резюмировал режиссер Лаптев.
По материалам ресурса dnr-online.ru