В Донецком краеведческом музее открылась выставка работ ювелира Валерия Леженина

17 февраля, в преддверии Дня Защитника Отечества, в Донецком республиканском краеведческом музее открылась выставка художника-ювелира, мастера высшего класса Валерия Дмитриевича Леженина.

На выставке представлены эскизы барельефов по сюжетам  Ветхого и Нового Заветов, иконы, культовые вещи, ювелирные изделия, выполненные в старинных техниках: скань и зернь.

«Это – Мастер с большой буквы, - сказал об авторе старший научный сотрудник музея Сергей Осадчий. - Его труд вроде бы с первого раза не виден - но при углубленном рассмотрении даёт понимание того, какой это титан. Искусство Валерия трогает. Оно живое само по себе. Мы совместно работали над созданием этой выставки, поэтому я имею основание так говорить».

Свою выставку Валерий Леженин посвящает памяти своих сыновей и всех ополченцев, отдавших свои жизни в борьбе с украинским фашизмом. Оба сына автора отдали жизни, защищая Донецкую Народную Республику: Эдуард погиб в августе 2014 года при отражении атаки на Еленовку, Юрий – спустя месяц, в сентябре, при обороне Донецка. Посмертно сыновья Валерия Леженина удостоены высоких воинских наград.   

В церемонии открытия выставки приняли участие родные, друзья и коллеги Валерия Леженина, а также боевые товарищи его сыновей.

«Сегодняшнее событие – как радостное, так и печальное, но всё равно – в жизни Валерия Леженина, в нашей жизни как сограждан-дончан очень значительное. Это уже не первая выставка Валерия Леженина, и, в частности, в этом музее. Я очень рад, что Донецкий краеведческий музей функционирует, несмотря ни на что», - обратился к присутствующим коллега мастера, ювелир Юрий Кочубей.

«С моей точки зрения, Валерий как художник – уникальный человек. Разноплановость его работ действительно поражает. Я с технической точки зрения могу сказать, что работать с металлом, с гипсом и с воском – это кардинально разные вещи. В каждом направлении надо иметь колоссальный опыт, и только тогда будет получаться подобный результат. Ювелирные работы Валерия технически уникальны ещё и в том плане, что они сложны  конструктивно. Практически инженерные работы. Вы можете увидеть Панагию с закрывающимися-открывающимися элементами, с емкостями, с вращающимися элементами, с большим количеством закреплённых камней, из разных цветов золота… Это всё очень сложно. Это подразумевает знание пластики метала, его свойств – таких, как, например, температура плавления, ведь у разных видов золота она различна. Поэтому здесь – мастерство на высочайшем уровне, практически «на грани бритвы», скажем так. Это – что касается технической стороны, а вот художественную вы можете оценить сами. Причем для этого не надо быть высококлассным искусствоведом – вы можете почувствовать, какое удовольствие получаете от созерцания этих работ», - дал свою оценку произведениям Леженина Юрий Кочубей.

Выставка работ Валерия Леженина открыта для посетителей в течение месяца.

Справка:     

Валерий Дмитриевич Леженин – уроженец Харьковской области. В 1973 году окончил Дагестанское художественное училище (факультет прикладного искусства по специальности художественная обработка металла). С 1973 года живёт и работает в г. Донецке. С 1978 по 1980 занимался преподавательской деятельностью и работал художником-ювелиром.

Леженин – постоянный участник ювелирных выставок в Украине и за рубежом. В 1983 году стал лауреатом конкурса газеты ”Известия“ за участие в международной выставке ювелирных работ народов севера в Монреале (Канада). В этом же году решением квалификационной комиссии Минбыта Якутской АССР ему присвоено звание мастер высшего класса. В 2001 году экспонировал свои работы на международной выставке в Иордании. В 2005 году  в международном выставочном центре г. Киева, стал победителем ювелирной выставки в номинации “Авторские работы” за брошь ”Стрекоза“. Работы мастера украшают православные храмы Киево-Печерской Лавры, Нижнего Новгорода, Харькова, Якутска, Южно-Сахалинска.

В своих ювелирных работах автор использует старинные техники: скань, зернь. Технический приём скани получил своё название в Древней Руси от русского слова «скать» – свивать нити. Ажурные или напаянные на металлический фон узоры, напоминают своей лёгкостью кружева, делают работу утончённой и привлекательной. Часто такие работы обогащают напаянными на них мелкими гладкими шариками – зернью.

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним