Ветераны ВОВ - о Дне Победы: Все вокруг обнимались, целовались и никого не узнавали от счастья

В праздничный день 9 мая представители пресс-службы Министерства культуры ДНР пообщались с ветеранами - жителями нашей Республики. Наши герои поделились своими драгоценными воспоминаниями о войне и Победе...

Гусман Сафин, ветеран Великой Отечественной войны, участник героической обороны и прорыва блокады Ленинграда

«Я участвовал в боях под Ленинградом. В 1942 году я был призван в Балтфлот, а войну окончил в связи с ранением досрочно. Ранило меня в правое плечо, мимо сердца навылет... В морпехи ведь набирали самых крепких. Зачастую врачебная комиссия браковала, и я был в таком нервозном состоянии, боялся не пройти, но комиссия сказала – годен. Ранение я получил в 1943 году, потом лежал в госпитале в Ленинграде, а потом через Ладожское озеро меня вывезли за Байкал.

- А в Донецке как оказались?

- У меня в Донецке жила сестра и после выписки я приехал к ней, а в январе 1945г. меня приняли на работу. Я научился писать левой рукой, правая была абсолютно парализована. Это уже потом, спустя годы, мне ее подлечили, и частично она стала функционировать.

- Где трудились после войны?

- В системе министерства финансов СССР.  У меня был строжайший порядок, все несколько тысяч человек подчиненных знали что пощады не будет если залезли в государственный карман. По всему Союзу показывали пример, как мы работаем. Меня даже в Москву хотели забрать, но сестра воспротивилась (смеется - ред.)».

***

Михаил Новоселов, ветеран Великой Отечественной войны

«Я начал войну с Мелитополя, окончил в Берлине. Начинал в пехоте – «царице полей», а потом стал артиллеристом. Участвовал в боях за Берлин, в штурме Рейхстага, где и получил ранение. И 9 Мая, День Победы я встретил в госпитале.

- Ранение было тяжелым?

- Ну как вам сказать – по ногам получил и в голову осколочек...

- Когда вы узнали о Победе – что вы почувствовали?

- У нас 2 мая было задание. На главной магистрали Берлина мы охраняли один квартал. И когда начали выходить немцы из укрытий, мы это видели, и все уже стало понятно. Мы уже к концу апреля чувствовали, что вот-вот.

-У вас не было страха в те дни, когда вы уже понимали, что война вот-вот закончится, не дожить до Победы?

- Я не знаю. Может, он внутри и был, но мы его не осознавали…».

***

Юрий Кононенко, ветеран Великой Отечественной войны

«Что тут рассказывать - воевал, как все. Я доброволец, пошел на фронт в 16 лет. Попал в 271-ю стрелковую, впоследствии Горловскую, дивизию, рядовым в саперный батальон. Потом попал в Ульяновское училище, выучили меня на самоходчика, и я работал впоследствии на Су-76. 1 января 1943 года мы начали наступление под Моздоком. И прошли с боями Ставрополье, Ростовскую область, взяли Чалтырь, а там есть Самбек – такой же укрепленный пункт, как наша Саур-Могила. Штурмовали Самбек, но – неудачно. Много потеряли мы своих там… Потом – Амвросиевка, Дмитриевка, и под Луганском – тогда он назывался Ворошиловград – там Дьяково есть. Там мы были в обороне. За Сталино – нынешний Донецк – я не воевал, потому что наша дивизия прошла правее Саур-Могилы, и мы пошли на Горловку. Горловку мы брали 5 сентября. Там погиб комиссар нашего батальона, капитан Баранов, и похоронен там же.

... А 12 января 1945 года, когда Черчилль обратился к товарищу Сталину за помощью, в 8:00 мы начали наступление. Если под Самбеком нас били, то здесь у нас больше 300 орудий стояло на одном километре, и когда мы ударили, земля вздыбилась - и стоит. Такое впечатление, что она не успевает падать от разрывов, а погода была холодная – дождь со снегом... Штурмовики по 30 штук - прямо над головами. Мы сбили один штурмовик своим снарядом, и когда подошли передовые батальоны на передний край немецкий, взяли пятерых пленных. Из них только один мог разговаривать, остальные были оглушены и контужены. Вот там мы отдали должок и Сталинград, и за Самбек, и за всё! 

- А День Победы где встретили?

О, миленькая!.. Вот в это самое время, только 71 год назад, я был в Циттау на границе с Чехословакией. Там вот так шоссе проходит, вот тут Германия, а вон там Чехословакия. И 8 мая там был тяжелый бой, до 3 часов ночи. В 3 часа ночи мы получили радио (радиограмму – ред.) прекратить огонь в связи с капитуляцией. А наводчик наш в 8 часов вечера 8 мая слушал радио, и там уже передавали, что война окончилась. В 8 часов 30 минут вечера нам дали команду, и мы пошли уже в Чехословакию. К слову, поляки встречали нас холодно. Окна закрыты, из-за ставней выглядывают… Зато чехи - как родных.

Я не дошел до Праги 30 километров. Там река Лаба протекает, и на этой реке Лаба для меня закончилась война. А после войны меня оставили в кадрах, и так я 40 лет прослужил уже в мирное время».

***

Алексей Кужильный, ветеран Великой Отечественной войны, участник Парада Победы 1945 года

«Прошел войну военным сапером. Дошли до Берлина. Что тут говорить - Победа для всех была Победой… Мы-то еще живые, а вот за тех, кто полег на полях сражений, болит душа… А Парад Победы – он был 24 июня, готовили нас к нему около месяца.

- Волновались перед парадом, или после войны уже было ничего не страшно?

Да чего волноваться – там было уже все нормально (улыбается – ред.). Страшного ничего уже не было. Уже была Победа. В 10 часов утра из Спасских ворот выехал на белом коне Георгий Константинович Жуков, принимавший парад. А встретил его командующий парадом Константин Константинович Рокоссовский. Наша коробка, наш батальон стоял у лобного места – мы должны были бросить двести фашистских знамен и штандартов к ногам победителей. А когда Жуков принял рапорт, они поехали поздравлять всех-всех победителей… Это не передашь словами».

***

Валентина Голец, ветеран Великой Отечественной войны

«Мне было 18 лет, когда меня призвали в Донецке. Я окончила курсы санинструкторов, и меня в 1943 году забрали через военкомат. Закончила войну я почти под Берлином, а воевала во многих городах.

Победа... Счастливы были абсолютно все! Мы же были молодые - кричали, радовались, плакали... Домой в Донецк вернулись, когда был получен приказ. В мирное время, сразу как приехали домой, восстанавливали шахты, а потом я работала лесогоном в шахте, но потом здоровье подвело. После 35 лет проработала на молокозаводе экспедитором. Оттуда и ушла на пенсию... Сейчас мне 92 года, и я занимаюсь активной работой в совете ветеранов.

- Что бы вы хотели сегодня пожелать дончанам и всем жителям Донецкой Народной Республики?

- Желаю всем, чтобы не было войны! Чтобы люди пожили. Ведь молодёжи надо работать, работать и жить. Чтобы они не знали тех тягот, что перенесли мы. Дай Бог, чтобы скорее закончилась война!».

***

Бронислав Франкс, ветеран Великой Отечественной войны

«Я прошел всю войну рядовым пехотинцем. Был ранен на Днепре. После ранения меня отправили в рабочий батальон. Но хоть я и не дошел до Берлина, я очень хорошо помню День Победы. Очень счастливым был день. Все от радости плакали и просто ноги не держали. Все целовались, обнимались, никого не узнавали – все были родные. Кое-кто от счастья и лишку хватал, не ограничивался «боевыми 100 граммами». Я тоже выпил – а как же! Но на ногах удержался (смеется – авт.).

- Что бы вы пожелали сегодня Донбассу, нашей молодой Республике?

Пусть Донбасс поскорее освободится, станет самостоятельным, и пускай он расцветет!».

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним