17 августа: день в истории культуры и искусства

Значимые события этого дня:

1898 — заложен первый камень в строительство здания нынешнего Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве (по проекту архитектора Романа Клейна).

1903 — известный редактор и издатель газет Джозеф Пулитцер завещал Колумбийскому университету свое состояние на создание Школы журналистики при университете и учреждение премий в области журналистики, литературы и музыки «в целях содействия идеалам общественного служения, совершенствования общественной морали, развития американской литературы и прогресса в образовании». Школа была открыта в 1912 году, а Пулитцеровские премии вручаются с 1917 года. Ежегодно присуждается восемь премий в области журналистики (включая карикатуры и газетные фотографии), шесть в области литературы различных жанров, и одна в области музыки. Лауреату премии вручаются также 3 тыс. долларов.

1954 — вышедший на экраны фильм «Мы с вами где-то встречались» стал первым выходом к массовому зрителю Аркадия Райкина.

1978 — на экранах появился фильм Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга». В экранизации пьесы Николая Гоголя «Ревизор» были задействованы Сергей Мигицко (Хлестаков), Анатолий Папанов (Городничий), Нонна Мордюкова, Вячеслав Невинный, Анатолий Кузнецов, Валерий Носик, Леонид Куравлев, Леонид Харитонов, Олег Анофриев, Сергей Филиппов, Александр Ширвиндт.

1978 — в этот же день в прокате появился фильм Александра Файнциммера «Трактир на Пятницкой», в котором играли Геннадий Корольков, Тамара Сёмина, Константин Григорьев, Лев Прыгунов, Николай Ерёменко-младший, Александр Галибин, Марина Дюжева, Глеб Стриженов.

В этот день ушли из жизни:

1769Василий Тредиаковский (род. 1703), писатель, придворный поэт при императрице Анне Иоанновне, реформатор русского стихосложения.

Родившийся в Астрахани, в семье священника, он в 20 лет прибыл в Москву для учебы в Славяно-греко-латинской академии, которую бросил через два года и самовольно уехал в Голландию, откуда уже пешком из-за бедности добирался в Париж. Он первым из незнатных россиян получил гуманитарное образование за рубежом, проучившись три года на богословском факультете Сорбонны, одновременно обучаясь математике и философии. По возвращении в Россию Тредиаковский издал перевод романа французского писателя Поля Тальмана «Езда в остров любви» — первое произведение, написанное не книжным церковно-славянским языком, а литературным, близким к разговорной русской речи.

В 1733 году указом императрицы Анны Иоанновны он был принят в Академию наук на должность секретаря, а в конце 1735 года выпустил труд под названием «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний». В приложении он привел примеры новых в России поэтических жанров — сонета, мадригала, любовной элегии и т. д. Учтя критику М. В. Ломоносова, он через двадцать лет переработал свой труд, а в промежутке между двумя изданиями стал первым в России профессором элоквенции (красноречия) и напечатал еще одну свою работу — «Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой...», предложив реформировать правописание на фонетической основе. После смерти Анны Иоанновны Тредиаковский лишился работы в Академии, но зато смог всецело посвятить себя литературному труду. Много времени он уделял переводам, а в 1766 году написал эпическую поэму «Тилемахида», впервые применив в русской поэзии гекзаметр. А. С. Пушкин считал, что о русском стихосложении Тредиаковский имел «обширнейшее понятие, нежели Ломоносов и Сумароков».

1886Василий Богданов (род. 1837), поэт (стихотворение «Дубинушка»: «Эх, дубинушка, ухнем!..»).

Сын священника выбрал профессию врача, студентом Московского университета давал уроки в семействе Софьи Андреевны Берс — будущей жены Льва Толстого, которой он «горячо толковал, что бога нет, что весь мир состоит из атомов и тому подобное». Уже тогда он был ловким стихотворцем, но литературная деятельность так и не стала его основным занятием. Богданов более 20 лет прослужил врачом на Балтийском флоте, в 1865—67 совершил кругосветной путешествие на винтовом клипере «Изумруд». Как автор он активно сотрудничал с журналами «Искра», «Будильник», в котором в 1865 году опубликовал «Дубинушку». Пройдет более 20 лет — и стихотворение, переработанное ссыльным адвокатом Александром Ольхиным и положенное на кандальные и бурлацкие напевы, станет революционной песней, обретшей особую популярность в годы первой русской революции (1905—07) после исполнения Федором Шаляпиным.

1978 — Вера Марецкая (род. 1906), народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда. С 1940 года она служила в Театре им. Моссовета, а в кино сыграла главные роли в фильмах «Член правительства», «Она защищает Родину», «Сельская учительница», «Мать».

1983Айра Гершвин (род.1896), старший брат композитора Джорджа Гершвина.

Их родители были эмигрантами из России. Когда Джордж к 20 годам стал известен как композитор и музыкант, он попросил старшего брата, смолоду проявившего литературный дар, стать соавтором его песен и мюзиклов. В первые годы Айра писал под псевдонимом Артур Фрэнсис, и они вместе создали более 20 мюзиклов, поставленных на Бродвее и для кино. Самые известные песни Джорджа были написаны на стихи брата, в том числе и первая национальная американская опера «Порги и Бесс».

2002 — Валентин Плучек (род. 1909), режиссёр, более 40 лет возглавлявший Театр сатиры, ученик В. Мейерхольда, двоюродный брат английского режиссёра Питера Брука.

2011Никита Емшанов (род. 1983), российский актёр театра и кино.

В этот день родились:

1787 — Максим Воробьёв (ум. 1855), русский живописец, один из пионеров русского романтического пейзажа.

1798Антон Дельвиг (ум. 1831), поэт, автор романсов, издатель, друг Александра Пушкина. Издатель альманаха «Северные цветы», первый редактор «Литературной газеты».

Детство барона прошло в Кремле, в комендантском доме. Там нес службу его отец, дослужившийся до генерал–майора. Неподалеку жили Пушкины, но оба мальчика встретились только в Царскосельском лицее. Если Пушкина за знание языка прозвали Французом, то Дельвиг (лицейское прозвище Тося) языков не знал, к наукам склонности не проявлял, но, как и товарищ, знал наизусть все творчество Гавриила Державина. В лицее они вместе издавали журнал «Неопытное перо», потом «Юные пловцы», а самым долговечным стал «Лицейский мудрец». Редактировавший его Дельвиг стал вместе с Иваном Малиновским и Иваном Пущиным самым близким другом великого поэта.

Высокий, грузный и неуклюжий Тося «никогда не вмешивался в игры, требовавшие проворства и силы. Он предпочитал прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами, коих умственные склонности сходствовали с его собственными». К тому же он был близорук, а лицеистам запрещалось носить очки. С XVIII века в России взгляд через очки приравнивался к разглядыванию чужого лица в упор, то есть дерзкому жесту. Приличия запрещали младшим по возрасту или чину смотреть через очки на старших — это воспринималось как наглость. Зато Дельвигу-лицеисту все женщины казались красавицами, почему, окончив лицей и приобретя очки, он был сильно разочарован.

Лень была его отличительным свойством, товарищи так и называли его — «ленивец сонный», «сын лени вдохновенный», но все это никак не влияло на живость ума. Отличный рассказчик и выдумщик, он в способности к импровизации и выдумке превосходил всех. Мог выдать себя за очевидца военных походов и рассказывать об этом так ярко и образно, что увлекал не только друзей, но и директора лицея. С подкупающей, доброй и умной улыбкой, он никогда не обижал людей, не завидовал им, умел улаживать споры и устранять давние обиды.

Сам даровитый поэт, которому лицеисты доверили написать выпускную песню и на слова которого Александр Алябьев написал знаменитый романс «Соловей», он первым понял гениальность друга, воспел его в стихах и стал одним из немногих, кто не просто пользовался дружбой поэта, но и не меньше давал ему сам. «Великий Пушкин, малое дитя. Иди, как шел», — писал Дельвиг в письмах. Он провожал поэта, когда тот отправлялся в южную ссылку. Во время опалы заехал к нему на 10 дней в Михайловское. Пушкин не мог не ценить такой дружбы, не раз обращаясь к другу в стихах, никогда не прерывая с ним переписки, часто бывая в доме Дельвигов, служившем местом встреч литераторов.

В последний раз они свиделись в августе 1830 года, когда, провожая уезжавшего в Москву с целью женитьбы Пушкина, прошли 25 верст от Царского Села до столицы. Подкосило Дельвига столкновение с шефом жандармов Александром Бенкендорфом, который увидел крамолу в публикациях «Литературной газеты», закрыл издание, вызвав редактора, обращался к нему на «ты», обещал отправить Дельвига, Пушкина и других авторов, «если не теперь, то вскоре», в Сибирь. Когда в январе 1831 года в Москву пришла страшная весть, Пушкин отозвался: «Вот первая смерть, мною оплаканная… Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Изо всех связей детства он один оставался на виду — около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели».

1935 — Олег Табаков, советский и российский актёр театра и кино, Народный артист СССР, художественный руководитель МХТ им. Чехова.

Выпускник Школы-студии МХАТ, где его наставником был Василий Топорков, он еще студентом не только сыграл свою первую роль в кино, но и был взят Олегом Ефремовым в созданную им студию молодых актеров, вскоре ставшую театром «Современник». Более четверти века актер служил на его сцене, а когда тот стал изменять своим принципам, предпринял самостоятельную попытку возродить студийный дух. Так на свет появилась знаменитая «Табакерка» — театр в подвальном помещении-хранилище угля на углу улицы Чаплыгина.

Табакову, начавшему с набора школьников и воспитавшему два курса ГИТИСа, для официального признания потребовалось более 10 лет. В течение всего этого времени все — от приведения в порядок помещения до постановки спектаклей — строилось на энтузиазме руководителя, его помощников и учеников. Когда по вечерам во дворе выстраивалась очередь желающих попасть на очередное представление, несведущие спрашивали: что дают? за чем стоите? А бывало, увидев у освещенных окон в полутьме собирающихся для проведения очередных работ или репетиций молодых людей, им задавали вопрос: «Кого хороните?» Школу «Табакерки» прошли Елена Майорова, Евдокия Германова, Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Безруков.

Всем любителям кино памятны роли Табакова в таких картинах, как «Живые и мертвые», «Гори, гори, моя звезда», «Семнадцать мгновений весны», «Мэри Поппинс, до свидания!», фильмах Никиты Михалкова. Когда в 1981 году его «Несколько дней их жизни Обломова» демонстрировали в Нью-Йорке, случился конфуз. Никто не ожидал, что советское кино в то сложное для советско-американских отношений время может вызвать такой интерес. На фуршет в здание представительства СССР при ООН вместо ожидаемых 10—20 человек с премьеры явилась вся публика в вечерних платьях и драгоценностях. На столах в избытке была лишь водка. Когда после приема к исполнителю главной роли Табакову один за другим стали подходить американцы, то у них хватало сил только стукнуть себя в грудь, воскликнуть со слезою в голосе: «Олег, я — Обломов!», чтобы немедленно рухнуть.

И все же главным табаковским киногероем стал кот Матроскин из деревни Простоквашино. Художница мультфильма рисовала его с... голоса Табакова. А сам актер о всеобщем любимце говорит: «У него емкий человеческий характер. Мне близки трезвость, самоирония, энергия, с которой он борется за достижение своей цели. Иногда мне кажется, что это существо начало перестройку. Он первым начал опираться на свои силы, давно предлагал экономить и был одним их тех, кто начал работать».

1941Николай Губенко, актер, режиссер, народный артист России. В 1989—91 годах занимал пост министра культуры СССР.

1942 — Муслим Магомаев (ум. 2008), советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), народный артист СССР.

1943 Роберт де Ниро, известный американский актер.

Его родители были художниками, расстались, когда сыну было два года, но оба принимали участие в воспитании сына. Картины матери, Вирджинии Адмирал, можно встретить в музеях мира, а отец, прививший сыну любовь к кино, долгое время был гораздо известнее его как художник–абстракционист, почему актеру на первых порах приходилось добавлять к имени слово «младший». Выросший в квартале богемы Гринич–Виллидж, Де Ниро рано стал самостоятельным, в школе успехами не блистал, зато обрел друзей среди крутых парней в соседнем квартале, звавшемся Маленькая Италия. Артистом решил стать чуть ли не в 8–9 лет, но даже после двух актерских студий долго ждал успеха. Впервые о нем всерьез заговорили в 25 лет, и было это связано со сценой.

Первое его появление на экране никто не заметил, а самый первый фильм, в котором он снялся и получил гонорар в 50 долларов, «Свадьба» Брайана де Палма, и вовсе ждал выхода в прокат 4 года. Де Ниро снимали, его игру отмечали, но успеха и признания у зрителя не было. Решила все встреча на съемочной площадке с Мартином Скорсезе, набиравшим актеров для фильма «Злые улицы». Обоим было под 30, но они признали друг друга: подростками встречались в итальянском квартале, хотя и состояли в разных группировках. После успеха картины последовало приглашение на роль Вито Корлеоне во второй части «Крестного отца». Де Ниро получил «Оскара», к нему пришла настоящая слава. Когда в наше время актеру решили присвоить почетное итальянское гражданство, встрепенулись истинные патриоты, поддержанные премьером Сильвио Берлускони, заявив, что артист не достоин такой чести, так как изобразил на экране выходцев из Италии в образе гангстеров.

1968  Андрей Кузьменко (ум. 2015), украинский певец, писатель, телеведущий, продюсер, актёр. Лидер группы «Скрябін». Более известен под псевдонимом Кузьма Скрябин.

При подготовке публикации использованы материалы сайта http://www.citycat.ru/historycentre/

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним