Старший научный сотрудник Донецкого краеведческого музея Ирина Черепахина: Без идеологического воспитания нельзя – теперь мы это знаем точно

5 октября 2016 года в Донецком республиканском краеведческом музее открылся новый экспозиционный зал «Школьные годы чудесные», посвященный истории школьного образования в Донбассе. Экспозиция отличается широким разнообразием материалов и охватывает столетний период – со второй половины ХIХ века и до 80-х годов ХХ века. Представленная коллекция экспонатов интересна даже взрослым, втайне ностальгирующим по своему комсомольско-пионерскому прошлому. А уж для нынешних детей, зачастую не имеющих представления о вышедших из школьного обихода чернильницах, промокашках и кружевных воротничках для форменных платьев, новая выставка – и вовсе terra incognita. Полтысячи экспонатов – и каждый из них несет в себе частичку нашей общей истории…

О том, как создавался новый зал, каково его наполнение и насколько важным подспорьем является данная экспозиция в деле воспитания подрастающего поколения, в эксклюзивном интервью пресс-службе Министерства культуры ДНР рассказала  старший научный сотрудник отдела фондовой работы Донецкого краеведческого музея Ирина Черепахина.

- Прежде всего, расскажите, что в целом представляет собой новый зал?

И.Ч.: - Данный экспозиционный зал рассказывает нам об истории школьного образования Донбасса, начиная от его зарождения и до 80-х годов ХХ века. Здесь представлены как «досоветские» предметы – фотографии, письма, интересные книги, – так и предметы советского периода. Вообще образование в Донбассе зародилось еще в конце ХIХ века. На этой выставке можно увидеть, например, уникальные похвальные грамоты того времени и одновременно – уже совершенно новые, современные материалы.

- Тогда давайте по порядку. Расскажите более подробно об экспонатах досоветского периода.

И.Ч.: - В ряду экспонатов конца ХIХ – начала ХХ века, конечно, в первую очередь следует выделить уникальные фотографии. Вообще, надо отметить, что черно-белые фотографии, которые делались на картонной бумаге, сохраняются великолепно, в отличие от современных. Тогда в процессе создания фотокарточек использовалась ртуть, поэтому прекрасно видны лица, детали одежды.

Во-вторых, ценнейшим экспонатом являются уже упомянутые мной похвальные грамоты, табели успеваемости, свидетельства об окончании учебных заведений. По моему мнению, современным дизайнерам стоит поучиться мастерству у художников, живших 100 лет назад. Каждая грамота имела дизайн на какую-то определенную тему: либо это вехи правления династии Романовых, либо история военных сражений, либо мотивы произведений литературной классики. Например, по одной имеющейся у нас грамоте можно изучать произведения Лермонтова. То есть каждая грамота была тематическая, а не так, как стало потом и продолжается сейчас – зачастую сегодняшние грамоты имеют совершенно неинтересное художественное исполнение.

Конечно, очень интересны перьевые ручки, которыми когда-то писали. У нас есть и гусиные перья – мы их очинили так, как положено. Вы только подумайте: целых 1200 лет человечество писало только гусиными перьями! Потом уже появились перьевые ручки, потом – авторучки и шариковые ручки. На выставке мы в том числе показываем и эту динамику. Также мы постарались собрать все буквари и учебники, по которым училось старшее поколение. Здесь представлены и чернильницы-непроливайки – для современных детей это настоящая диковина. Как мы выяснили, многие дети не знают, что такое готовальня, перочистка… Многие дети уже и мелом на школьной доске не пишут – сейчас ведь повсеместно для этой цели используются маркеры. И очень много предметов, представленных здесь, – казалось бы, только недавно вышедших из употребления, – дети уже не знают.

- …И наверняка имеют весьма смутное представление о школьной форме советского времени…

И.Ч.: - Да, это отдельная интересная тема. Не все знают, что школьная форма была введена в России еще в середине ХIХ века. Были форменные костюмы для мальчишек, а для девочек – коричневые платья в пол с черными фартуками. В праздники надевали белые фартуки. Форма была очень скромная, нельзя было носить никаких украшений. Но когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, прежние общественные устои были разрушены и установлены совершенно новые порядки. Среди прочего, тогда полностью была отменена школьная форма – на целых 30 лет. И только в 1948 году школьную форму снова ввели. Она была, как и до революции, очень строга: для девочек – коричневые платья до колена; в будние дни – обязательно черные фартуки. В косы заплетали либо коричневые, либо и вовсе черные банты – стрижек ни у кого не было, все девочки носили длинные косы. В праздники надевали белые нарядные фартучки и вплетали белые банты. Единственным украшением повседневной школьной формы были белые кружевные воротнички и манжеты. Это также было позаимствовано из досоветских, гимназических времен. Мамы школьниц, конечно, пускались на всякие ухищрения: даже повседневные черные фартуки украшались различными оборочками; формы были и плиссе, и гофре, и совсем коротенькие расклешенные… Мальчики ходили в коричневых форменных костюмах в сочетании либо с белыми, либо с голубыми рубашками.

Пионерская форма была особенной: белый верх, черный или темно-синий низ. Плюс красный галстук и, конечно же, пилотка. А у школьников-комсомольцев форма была обычной коричневой – с той только разницей, что она дополнялась комсомольским значком.

- Чем еще интересна новая экспозиция?

И.Ч.: - Помимо собственно школьной атрибутики, мы собрали и представили вниманию посетителей выставки сведения о выдающихся учителях, работавших в Донбассе. Например, на выставке представлен материал о единственном в Донбассе педагоге – Герое Социалистического Труда Максиме Романовиче Осадчем, он был директором 86 школы в Макеевке. Я вам скажу, что учителю получить это звание было просто немыслимо. Есть у нас в экспозиции и фотография Лидии Овчаренко-Спивак – учителя украинского языка и литературы, в свое время работавшей в 13 школе. А ведь это – не кто иная, как знаменитая на весь мир «хозяйка Бранденбургских ворот». Победной весной 1945-го она была регулировщиком, показывала машинам направление на Берлин, – ее фотографии облетели весь мир.

Отдельной очень интересной частью выставки является интерьер среднестатистической советской семьи, жившей в Сталино-Донецке в середине ХХ века. В этой мини-экспозиции мы собрали действительно уникальные вещи, принадлежавшие нашим писателям, профессорам – людям, имеющим отношение к образованию. Борис Горбатов, Илья Гонимов, различные ученые; наш уникальный историк-краевед Михаил Альтер… Мы показали и кусочек старого Донецка – например, одну из последних водоразборных колонок. Дети вообще не знают, что у нас по всему городу были такие колонки. К слову, даже канализационный люк может рассказать об истории города. Но это – уже другая история…

- Насколько трудоемким был процесс сбора экспонатов, как он осуществлялся?

И.Ч.: - Материалы для этой экспозиции собирались в течение всего периода существования Донецкого краеведческого музея, то есть свыше 90 лет, и этот процесс не прекращался никогда, даже во время Великой Отечественной и нынешней войны. Правда, во время той войны очень многие экспонаты были уничтожены или вывезены фашистами. Во время нынешней войны, как вы знаете, у нас погибли природоведческие экспонаты. А материалы, касающиеся образования, полностью уцелели – только некоторые фотографии и документы посекло осколками. Они тоже есть в экспозиции…

Хочу подчеркнуть, что в этом зале представлена не абстрактная экспонатура, посвященная теме образования – все предметы, которые вы здесь видите, принадлежали людям, жившим или по сей день живущим в нашем городе. Это – главная ценность данной экспозиции. И всю информацию, здесь представленную, дети должны знать. Мы столкнулись с тем, что даже студенты многого не знают. Мы их в этом не обвиняем – слишком стремительно сейчас движется прогресс. Кстати, мы в музее для детей устраиваем мастер-классы по письму перьевой ручкой с чернилами, и им это в радость. Напомню, один из таких мастер-классов состоялся в июне в рамках Недели русского языка в Республике. Здесь, в этом зале, мы тоже будем проводить такие уроки каллиграфии.

- Почему вообще возникла идея создания этого зала? Ведь до нынешней войны его в музее не было?

И.Ч.: - Не совсем так. Раньше у нас была сводная экспозиция, где были материалы и по образованию, и по культуре, и общественной деятельности советской эпохи. Теперь же мы решили сделать акцент исключительно на школьном образовании, потому что школьники – это будущее нашего народа. Сейчас в нашей Республике огромное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения. Ведь что мы сегодня вложим детям в головы, то и получим через 10-12 лет. Большевики в свое время совершили гигантскую работу – они создали совершенно новое поколение образованных людей. На старте это была страна, где пришлось проводить массовую борьбу с неграмотностью, – а через 20 лет жители этой же страны стали победителями, дойдя до Берлина. Школа – это именно тот пласт, который сцементирует все общество. Конечно, образование ребенка начинается в семье и детском саду и продолжается после школы. Но в детсады не все ходят, да и в техникумах, училищах и институтах после школы тоже учатся не все. А вот в школу ходят все – и интеллигенты, и бандиты, как говорится. Поэтому мы решили не распыляться на другие темы и показать нашим посетителям именно школу. Ведь краеведческий музей в первую очередь ориентирован на подрастающее поколение. К нам ходят в основном школьники, и мы хотим, чтобы то, о чем мы рассказываем, им запомнилось, и, возможно, в какой-то мере возродилось. Потому что наше пионерское детство мы ни за что не отдадим. Это была самая прекрасная пора нашей жизни. Октябрята, комсомольцы – сколько там было прекрасных идей! Может быть, стоит  брать оттуда все лучшее, возвращаться к тем истокам? Потому что в свое время мы у детей всё отобрали, не дав им взамен ничего.

Конечно, эта выставка очень важна в плане идеологического, патриотического воспитания. Без него никак нельзя – по прошествии последних двух лет мы это уже знаем точно…

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним