Ученый секретарь Донецкого краеведческого музея Татьяна Рязанцева – о выставке «Дамское счастье»: Что бы ни происходило, женщина всегда стремится быть красивой
В конце октября 2016 г. в зале этнографии Донецкого республиканского краеведческого музея открылась выставка «Дамское счастье», посвященная истории женских нарядов и аксессуаров, охваченной рамками ХХ столетия. Большинству посетителей-мужчин эта выставка вряд ли будет интересна, но для представительниц прекрасной половины здесь – настоящее царство. Наряды и украшения, косметика и многисленные аксессуары – шляпки, сумочки, перчатки, зонтики, кружева... Словом – всё, что использовали наши прабабушки, бабушки и мамы для того, чтобы оставаться красивыми, невзирая на многие испытания, которые принес нам неспокойный ХХ век...
С каждым экспонатом, конечно же, связана своя история. Более того, порой она – гораздо шире, чем можно предположить, и связана не только непосредственно с жизнью обладательницы той или иной вещи. Посудите сами: многие ли из обывателей знают, что бренд советского времени – духи «Красная Москва» – имеет французское происхождение и создавался специально для российской императрицы?..
Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью пресс-службе Министерства культуры Донецкой Народной Республики рассказала ученый секретарь Донецкого республиканского краеведческого музея Татьяна Рязанцева. Вашему вниманию – текст интервью.
- Что собой представляет выставка «Дамское счастье»? Как осуществлялся сбор экспонатов для нее?
Татьяна Рязанцева: - Идея создания выставки у нас зародилась очень давно. Мы ее планировали в течение года, долго вынашивали. Всего на выставке представлено порядка 150 предметов. Основная часть экспонатов – из фондовой коллекции нашего музея, кроме того, мы обратились к неравнодушным жителям нашего города и получили очень большой отклик. Многие приносили брошки, бусы, кольца, серьги, всевозможные варианты сумочек... В итоге получилась очень интересная, насыщенная выставка, на которой представлены все аксессуары, характерные для ХХ века.
- Экспонаты из семейных коллекций горожане принесли на время выставки или передали в дар музею насовсем?
Т.Р.: - По-разному. А было и так, что вещи нам изначально приносили на временное экспонирование, а впоследствии подарили. Таким образом мы пополнили фонды нашего музея.
- Выскажу предположение, что ХХ век, помимо всего прочего, интересен тем, что мода стремительно менялась. Наверное, ни в каком другом веке такого не было?..
Т.Р.: - Да, многие предметы женского гардероба, равно как и аксессуары, в этот период претерпели существенные изменения, несмотря на то, что они появились очень давно, можно сказать, еще на заре человечества. Но именно в ХХ веке они получили активное развитие. В частности, очень стремительно видоизменялась декоративная косметика. Отдельное слово – о духах. На нашей выставке представлена советская парфюмерная классика – духи «Красная Москва». Но мало кто знает, что этот парфюм появился еще до революции, в 1913 году. Причем появился он на заводе «Брокар и Ко», разработчиком-парфюмером был француз Август Мишель, так что «Красная Москва» – это самые что ни на есть французские духи. Они были созданы к 300-летию дома Романовых для императрицы Марии Федоровны, и первое название этих духов звучало как «Любимый букет императрицы». А после революционных событий 1917 года завод «Брокар» получил новое название – «Новая заря». В советские времена это был очень известный завод. Он был национализирован, отошел государству и духи «Любимый букет императрицы» получили свое второе название – естественно, в духе того времени: «Красная Москва». В 1925 году художник Андрей Евсеев разработал новый дизайн флакона и коробочки, по которым мы и знаем эти легендарные духи.
Надо сказать, что парфюмерия была представлена в Советском Союзе намного лучше, чем декоративная косметика, о чем свидетельствуют многочисленные флакончики духов, которые хорошо известны старшему поколению: «Тамара», «Незнакомка», «Милой женщине», «Ландыш серебристый», «Чайная роза»... Ну, а более состоятельные дамы, конечно же, были счастливыми обладательницами французской парфюмерии: «Шанель № 5» дома Шанель, «Опиум» Ив Сен Лорана и «Клима» от Ланком.
- К дорогим духам необходим был и соответствующий гардероб…
Т.Р.: - Да, и обязательно – тщательно подобранные аксессуары. На нашей выставке представлены замечательные головные уборы – в первую очередь, шляпки, причем их использовали даже в повседневном гардеробе, а не только для «выходов в свет». И, конечно же, ярким аксессуаром были перчатки. К слову, перчатки появились на заре цивилизации – первыми их использовали фараоны, у которых ношение перчаток было знаком привилегированности, принадлежности к высшему сословию. Затем перчатки были немного забыты. В частности, в Греции считалось, что перчатками пользуются только неженки. Второе свое развитие данный аксессуар получил после 1807 года, когда Джеймс Винтер изобрел машинку по производству перчаток. В результате это производство было поставлено на поток.
- Но, наверное, мы сейчас больше говорим о дамах, принадлежавших к высшему свету. А что оставалось среднестатистическим женщинам, которым даже при гораздо меньших возможностях хотелось выглядеть красиво?
Т.Р.: - Действительно, в Советском Союзе мода как таковая не особо была развита – шик и гламур считались признаками буржуазии и потому в отношении обычных граждан не приветствовались. Но, тем не менее, женщины всегда старались подчеркнуть свою красоту. Например, ярким акцентом в повседневной одежде являлись броши. «Брошь» в переводе с французского языка означает «длинная игла». В ХХ веке этот аксессуар тоже получил свое второе рождение. Дамы старшего поколения использовали более скромные броши, а женщины среднего и молодого возраста – яркие броши со стразами, с использованием перламутра, янтаря… Ведь женщина всегда старается быть красивой, в любое время, в любую погоду, в любую эпоху.
- Как происходит привлечение горожан к сбору экспонатов?
Т.Р.: - В соцсетях мы анонсируем наши выставки и вовлекаем наших жителей в процесс их подготовки.
- То есть привлекаются не только «знакомые знакомых»? Любой местный житель может прийти в музей и сказать: «У меня есть то-то и то-то, посмотрите»?
Т.Р.: - Конечно. Мы никому не отказываем и всегда рады интересным экспонатам. Тем более, что зачастую люди не понимают исторической ценности той или иной вещи. Думают – хлам. В частности, как на этой выставке: аксессуары 60 – 70-х годов многими еще не воспринимаются как историческая ценность. А между тем – так оно и есть.
- Насколько мне известно, работа этой выставки продлится до Нового года. А потом? Не жаль демонтировать такую красоту?..
Т.Р.: - Музей не стоит на месте, и мы будем идти дальше – стремиться к новым вершинам и открывать новые выставки. Так что дамам нужно за это время успеть посетить «Дамское счастье». Вообще эта выставка планировалась к осенним школьным каникулам – думаю, девочкам будет интересно с ней ознакомиться.
- А коллеги-мужчины идею этой выставки поддержали?
Т.Р.: - Выставка создавалась коллективными усилиями. Но коллеги-мужчины иронично заметили, что дамское счастье – не в нарядах. Правда, в чем оно, по их мнению, – не уточнили (улыбается – ред.).