К 455-летию Уильяма Шекспира в Донбасс Опере дают балет «Ромео и Джульетта»

26 апреля отмечается 455-летие со дня рождения выдающегося драматурга мира, национального поэта Англии Уильяма Шекспира – автора 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий.

Многие пьесы Шекспира издавались еще при его жизни. Уже при жизни Шекспир получал похвальные отзывы о своих работах, но по-настоящему он стал популярен только в XIX веке.

Бессмертные произведения Уильяма Шекспира ставят лучшие театры земного шара, они вдохновили на создание многочисленных фильмов кинематограф. А самая известная история Шекспира – это трагедия «Ромео и Джульетта», посвященная двум юным влюбленным из Вероны.

К юбилею великого писателя, 30 марта Донбасс Опера приурочила показ масштабного балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.

«Ромео и Джульетта» Прокофьева – один из самых популярных балетов двадцатого столетия. Сейчас, когда музыку из этого спектакля многие узнают буквально по двум тактам, кажется удивительным, каким нелегким оказался путь этого произведения на сцену. По словам композитора: «В конце 1934 года возникли разговоры о балете с Ленинградским театром имени Кирова. Меня интересовал лирический сюжет. Набрели на «Ромео и Джульетту». 

Композитор поступил мудро, он создал две сюиты (позднее – и третью) из нового балета. Они исполнялись на концертах в 1936, 1937 годах и активно агитировали за будущий спектакль. О дальнейшей судьбе балета Прокофьев вспоминает в своей «Автобиографии»: «Сюиты зазвучали раньше балета, которому не везло: в 1937 году подписало договор Ленинградское хореографическое училище – на постановку в свой 200-летний юбилей, а в 1938 – оперный театр в Брно (Чехословакия). Но хореографическое училище нарушило договор и, таким образом, премьера состоялась в Брно в декабре 1938 года. Театр имени Кирова поставил балет в январе 1940 года со всем мастерством, присущим его танцорам, хотя и несколько уклонившись от основной версии. Это мастерство могло быть еще более ценно, если бы хореография точнее следовала за музыкой».

За долгую и богатую историю Донбасс Оперы на ее сцене состоялось несколько премьер балета «Ромео и Джульетта». Одна из них была приурочена к 75-летию со дня рождения автора музыки С. Прокофьева в далеком 1966 году. О той постановке сохранился отзыв прессы: «Постановочная группа Донецкого театра в составе балетмейстера О. Дадишкилиани, дирижера Б. Лебедева и художника В. Коноваленко подошла к работе с чувством должной ответственности и сумела зажечь весь коллектив. В спектакле много света, воздуха, солнца и ночных просторов. Легким намеком художник вводит зрителя в эпоху, давая пищу для его собственной фантазии и творчества. Не стремясь к натурализму, художник решает костюмы и грим в стиле эпохи, с учетом особенностей хореографии. Интересен творческий поиск балетмейстера-постановщика. О. Дадишкилиани добился того, что в спектакле все решено средствами танца, который нигде не превращается в самоцель. Для каждого персонажа найден свой рисунок, раскрывающий содержание шекспировского образа, органически вытекающий из музыкальной трактовки композитора. Это большая творческая победа постановщика и всего коллектива исполнителей… Зритель покидает театр просветленным». Здесь же отмечается, что партию Джульетты с большим мастерством исполнила Галина Крамаренко, а Ромео – А. Ковалев. (Кстати, народная артистка Украины Галина Семеновна Крамаренко работает в театре до настоящего времени в должности педагога-репетитора по классу балета).

30 марта зрители смогут вновь пережить восхитительные мгновения встречи с этим волнующим произведением. А в атмосферу Вероны, где разыгралась шекспировская трагедия, погрузят ведущие солисты балета Донбасс Оперы: заслуженный артист Украины Максим Вальчик (Ромео), Елена Онищенко (Джульетта), Юлия Сафонова (синьора Капулетти), Тарас Харченко (Тибальд), заслуженный артист Донецкой Народной Республики Роман Белгородский (Меркуцио), Александр Наумов (Парис), Мирослав Грабовский (синьор Капулетти), заслуженный артист Украины Артем Алифанов (синьор Монтекки), Дмитрий Лядский (Лоренцо), лауреат международного конкурса Анастасия Степанова (кормилица Джульетты).

Приглашаем вас, уважаемые зрители, на удивительный вечер балета, чтобы насладиться бессмертным шедевром двух гениев – Уильяма Шекспира и Сергея Прокофьева и в очередной раз убедиться, что «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».

До встречи в Донбасс Опере!

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним