11 января: день в истории культуры и искусства

Значимые события этого дня:

1700 — в России вместо византийского календаря введён юлианский календарь. После 31 декабря 7208 года наступило 1 января 1700 года. Начало года перенесено на 1 января.

1891 – дебют 17–летнего Федора Шаляпина как профессионального певца, когда в Уфе в опере Станислава Монюшко «Галька» он исполнил партию Стольника.

Юноша к тому времени освоил скорняжное, столярное и сапожное ремесло, навыки переплетчика, поработал грузчиком на баржах, но чаще всего ему приходилось бывать писарем. Церковный хор, службы и празднества стали его музыкальной школой, но в театрах предлагалось только место статиста и хориста. Последней в перечне театральных трупп, куда Шаляпин пытался устроиться, стала опереточная в Уфе, которой руководил Семен Семенов-Самарский. Этот «интересный мужчина с черными нафабренными усами, роковыми глазами и манерами заядлого барина», как описал его Шаляпин, особо не преуспевал, но сумел разглядеть талант юного певца. Хор уже был набран, когда в его дверь вошел «застенчивый, неуклюжий, длинный, очень плохо одетый, чуть ли не на босу ногу сапоги, в калошах» (это уже описание, данное Семеновым), молодой человек. Он покорил антрепренера своей искренностью и необыкновенным желанием быть на сцене. Первые появления в спектаклях были краткими, потому имя в афишах не значилось. Через месяц, когда у начинающего актера уже не тряслись ноги, ему стали давать крохотные роли на два–три слова.

Так продолжалось бы долго, но на Святки решили ставить оперу Монюшко. На репетиции исполнитель партии Стольника заартачился, мол, в его контракте нет участия в операх. Это был шантаж в надежде повысить гонорар, так как замены певцу не было. Но руководитель труппы угрозам не поддался и поручил партию Федору. Шаляпин выучил роль за день, пришел за три часа до спектакля гримироваться… и впал в отчаяние: худой юноша никак не походил на пожилого вальяжного польского магната. Семенов–Самарский успокаивал: «Бояться не надо. Веселей! Все сойдет отлично!» Но волнение не прошло, даже когда раздались аплодисменты. Лишь шипение дирижера: «Кланяйся, черт! Кланяйся!» — привело артиста в чувство. Публика впервые приветствовала его! После благодарных поклонов Шаляпин отошел в глубину сцены, чтобы сесть в кресло, но кто–то из хористов его отодвинул, и под громовой хохот публики чинный Стольник свалился на пол! Смех не был обидным и сопровождался новой волной аплодисментов. Шаляпин на склоне лет написал: «Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак — новичку в первом спектакле при публике сесть мимо стула».

1940 — в Ленинграде состоялась премьера балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»

В этот день ушли из жизни:

1979Александр Столпер (род. 1907), кинорежиссер, сценарист («Парень из нашего города», «Жди меня», «Повесть о настоящем человеке», «Живые и мертвые», «Четвертый»), народный артист СССР.

В этот день родились:

1875 — Рейнгольд Глиэр (ум. 1956), композитор, дирижёр, педагог (учитель Сергея Прокофьева), музыкально-общественный деятель.

С именем Глиэра связана одна занимательная история, ныне воспринимаемая как курьез – хотя в то время она могла обернуться для автора весьма серьезными последствиями. В 1927 году он написал «Красный мак» — первый балет на революционную тему с местом действия в Китае. В 1950 году композитору довелось присутствовать на просмотре этого балета группой китайских руководителей во главе с известным идеологом Чэнь Бода. Увидев актеров в гриме, гости возмутились: «Неужели эти страшилища — китайцы? Это такими вы нас представляете?! Это чудовищно!» С трудом советские дипломаты удержали китайцев от скандального демарша — ухода из Большого театра. После спектакля товарищ Чэнь заявил: «Само название «Красный мак» нас обескураживает. Растение мак китайцами воспринимается как олицетворение опиума. Опиум — наш злейший враг, он веками губил наш народ!» И китайские товарищи отказались знакомиться с другими шедеврами советского театрального искусства. А балет Глиэра после этого переименовали в «Красный цветок», оставив содержание без изменения.

1912Леонид Галлис (ум. 1977), актер Театра им. Ермоловой, народный артист РСФСР.

1920 — Владимир Венгеров (ум. 1997), советский кинорежиссёр и сценарист («Кортик», «Два капитана», «Балтийское небо», «Порожний рейс», «Живой труп»).

1945 — Георгий Тараторкин, советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР.

1972Константин Хабенский, российский актёр, народный артист России («Убойная сила», «Статский советник», «Белая гвардия», «Адмирал»,  «Бухта Филиппа», «Ирония судьбы. Продолжение» и др.).

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним