13 октября: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1883 — организовано Всероссийское театральное общество, которое возникло в Петербурге как «Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям».
1930 — образован Ленинградский институт инженеров связи (позднее — имени М. А. Бонч-Бруевича). С 1992 — Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций.
В этот день ушли из жизни:
1865 — Петр Гулак-Артемовский (род. 1790), украинский писатель, педагог, историк, филолог, переводчик, поэт, родоначальник украинской сатиры и баллады. Наряду с Иваном Котляревским Пётр Гулак-Артемовский принадлежит к числу украинских писателей, получивших всероссийское признание.
2013 — Ольга Аросева (род. 1925), актриса театра и кино, пани Моника из телевизионного «Кабачка «13 стульев».
В этот день родились:
1880 — Саша Черный /Александр Гликберг/ (ум. 1932), русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов.
1881 — Вера Муромцева-Бунина (ум. 1961), жена И. А. Бунина, автор воспоминаний. Первый русский нобелевский лауреат по литературе, который «жил, чтобы писать», часто повторял ей: «Без тебя я бы и половины не написал. Скорей всего — пропал бы! Спился».
1884 — Михаил Щелкунов (ум. 1938), журналист, историк книги, библиофил. Один из основателей Российской центральной книжной палаты, один из инициаторов создания Музея книги при Палате был незаконно репрессирован. Посмертно он был реабилитирован.
1899 — Алексей Сурков (ум. 1983), поэт. Песня «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь...») на его стихи стала одной из самых любимых в военную пору.
1918 — Евгений Агранович (ум. 2010), киносценарист, поэт. По официальным документам его день рождения — 14 ноября 1919 года, а самой известной песней стала «Я в весеннем лесу пил березовый сок...», прозвучавшая в фильме «Ошибка резидента».
1921 — Ив Монтан /Иво Ливи/ (ум. 1991), французский актер и певец. Его родители-крестьяне перебрались из Италии во Францию в 1923 году, детство и юность Монтана прошли в Марселе, а его талант был открыт Эдит Пиаф.
1933 — Марк Захаров, театральный и кинорежиссер, руководитель Ленкома. В начале 60-х годов, когда он еще не был знаменит как режиссер, Захаров писал юмористические рассказы (помните такие книжечки-брошюрки из «Библиотеки журнала «Крокодил»?) и выступал на радио в воскресной программе «С добрым утром!».
1934 — Савелий Крамаров (ум. 1995), комедийный киноактер.
Когда в театральный институт его не приняли, Савелий пошел учиться в лесотехнический институт, какое–то время работал по специальности озеленителя. Желая стать артистом, пришел в театральную студию при Центральном доме работников искусств. Сам разослал свои фотографии на киностудии, и однажды пришел ответ. Его запомнили с первых эпизодов в таких фильмах, как «Прощайте, голуби» и «Друг мой, Колька!». Хулиганы и тунеядцы, которых ему предлагали играть, не могли привести к большой роли, но комедийный талант отметили все. Косоглазие, из–за которого у него в школе была тройка по поведению, так как Крамаров дрался с любым, кто называл его косым, стало его фирменной отметиной. После «Неуловимых мстителей» (помните: «А вдоль дороги мертвые с косами стоять… И тишина!»?), «Джентльменов удачи», «Большой перемены», «Ивана Васильевича…» имя Крамарова прочно вошло в число лучших комиков страны. Потом это обстоятельство стало одним из препятствий для выезда из страны, так как слишком много любимых в народе картин, в соответствии с принятой практикой, пришлось бы положить на полку. Свидетельством огромной любви зрителя к актеру стал тот факт, что популярный телепроект «Бенефис» открылся передачей, героем которой стал Крамаров.
Была в его жизни горькая тайна, правду о которой он так и не успел узнать. Отец актера угодил в сталинские жернова и сначала от звонка до звонка отбыл восемь лет на лесоповале, а потом по тому же делу был заново осужден. Повторного удара судьбы он вынести не смог. Мать Савелия сначала заставили развестись мужем — «врагом народа», а вскоре после его гибели ушла и она. В последний раз своего отца мальчишка видел в 4 года. Тот был полностью реабилитирован, но узнать, за что его судили, удалось только после смерти актера. Адвокат Крамаров смел защищать на процессах обвиняемых. Это ему и предъявили в первый раз: «Использовал трибуну советского суда для антисоветской агитации, вызывая недовольство существующим строем у окружающих». На втором суде обвинить было не в чем, потому в приговор записали участие в «меньшевистской эсеровской организации». Судей совершенно не волновало, что это две разные партии». Отец так и не узнал, кем стал его сын.
1939 — Леонид Неведомский, советский и российский актёр театра и кино народный артист России («Красные дипкурьеры», «Цыган»).
При подготовке публикации использованы материалы сайта http://www.citycat.ru/historycentre/