14 июня: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1942 — на экраны США вышел мультфильм Уолта Диснея «Бэмби».
В этот день ушли из жизни:
1886 — Александр Островский (род. 1823), драматург.
Что шло на русской сцене до его появления? «Ревизор» и «Женитьба» Николая Гоголя, «Горе от ума» Александра Грибоедова да «Недоросль» Дениса Фонвизина. Имена прочих авторов были забыты при их жизни, а главным жанром даже в репертуаре императорских театров был водевиль. Русский национальный театр всецело обязан своим рождением писателю Островскому.
Драматург называл самым памятным днем своей жизни 14 (26) февраля 1847 года, когда он в доме писателя Степана Шевырева, преподававшего ему словесность в Московском университете, прочитал свою первую самостоятельно написанную пьесу «Картина семейного счастья». Одобрение всех присутствовавших утвердило его в своем призвании: «С этого дня я стал считать себя русским писателем». Через 2,5 года Островский завершил новую пьесу «Банкрот». При ее чтении присутствовал Гоголь, обнаруживший у автора «решительный талант». Когда же друг Островского актер Малого театра Пров Садовский прочел пьесу в нескольких домах, «вся интеллигенция Москвы заговорила об этой пиесе как о чем–то небывалом». Под названием «Свои люди — сочтемся» она была напечатана в журнале «Москвитянин». Прочитав ее, император Николай I наложил резолюцию: «Напрасно печатано, играть же запретить». За автором на 6 лет был установлен полицейский надзор.
Только после нескольких лет ожиданий в январе 1853 года на сцене Большого театра состоялась премьера комедии Островского «Не в свои сани не садись». Она прошла в постановке актеров Малого театра (с той поры Малый театр, где увидели свет все пьесы драматурга, зовут «Домом Островского»). Публика открыла для себя неизвестного автора, увидела на сцене живых людей. «Весь театр плакал, и лучшей рецензии мы не знаем», — писал критик Рафаил Зотов. Впереди были «Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Без вины виноватые»...
1939 — Владислав Ходасевич (род. 1886), поэт, критик и мемуарист («Путём зерна», «Тяжёлая лира», «Европейская ночь»).
1983 — Алексей Сурков (род. 1899), русский поэт, автор песен («Бьётся в тесной печурке огонь»).
2009 — Петр Вельяминов (род. 1926), советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.
В этот день родились:
1811 — Гарриет Бичер-Стоу (ум. 1896), американская писательница («Хижина дяди Тома»).
«Я теперь чувствую, что наступило время, когда даже женщина или ребенок, которые могут сказать хоть одно слово в защиту свободы и человечности, — должны говорить… Угрозы и позор, нависшие над нашей страной в данный момент, хуже, чем римское рабство, и я надеюсь, что ни одна женщина, умеющая писать, не будет молчать», — писала Бичер–Стоу редактору еженедельника, в котором впервые напечатали ее книгу.
К мысли о книге она пришла после принятого конгрессом США закона о беглых рабах, по которому любой проживающий в свободных штатах Севера негр мог быть возвращен прежнему хозяину. Теперь надежным укрытием могла быть только Канада, а за беглыми велась настоящая охота. Преследователи могли их убить, пойманных клеймили, на них надевали ошейник, что не могло не возмущать сторонников отмены рабства. При обсуждении закона Гарриет произнесла: «Надо обращаться не к разуму, а к сердцу, совести людей». Одна из подруг ей ответила: «Если бы я так же владела пером, как ты, то непременно написала бы что–нибудь такое, что заставит наш народ задуматься над тем, какое проклятье это рабство».
Опубликованная в 1852 году «Хижина дяди Тома» стала событием в американской (да и не только) истории, манифестом борцов за отмену рабства. В России роман вышел бесплатным приложением к первому номеру журнала «Современник» за 1858 год и был использован как оружие сторонниками отмены крепостного права. Писательница не только на словах отстаивала дорогие ей принципы, но и первой направила сына сражаться в рядах северян против рабства. Не случайно президент США Линкольн при встрече с писательницей воскликнул: «Так Вы — та самая маленькая женщина, написавшая книгу, из–за которой началась эта большая война?» Лучшей данью памяти писательнице стал венок с надписью «От детей дяди Тома», с которым ее провожали в последний путь.
1820 — Павел Вяземский (ум. 1888), князь, руководитель российской цензуры (1881—1882 гг.), основатель Общества любителей древней письменности.
1835 — Николай Рубинштейн (ум. 1881), пианист, педагог, основатель Московской консерватории.
1881 — Наталья Гончарова (ум. 1962), живописец, график, театральный художник.
1891 – Александр Волков (ум. 1977), детский писатель, создавший цикл «Волшебник Изумрудного города».
Как и в случае с «Золотым ключиком» Алексея Толстого, это была переработка чужого произведения — сказки американского писателя Фрэнка Баума «Мудрец страны Оз». Переработка столь удачная, что герои не только обрели новые имена, но и зажили самостоятельной жизнью, а вслед первой книге вышли 5 авторских продолжений с новыми приключениями сразу полюбившихся героев. Но если Толстой был знаменитым автором и не впервые взялся за сказку, то Волков если и сочинял, то в школьные годы, а сам занимался очень серьезными вещами.
Крестьянский сын, росший на Алтае и в Сибири, был учителем, преподавал историю, литературу и географию, интересы детей знал, как сам говорил, «до дыхания». В 40 лет он круто поменял судьбу, избрав математику. 5–летний курс факультета Московского университета прошел за 7 месяцев и стал преподавателем вуза, доцентом Московского института цветных металлов и золота. Самостоятельно изучил английский язык, читал свободно, но говорить не умел, потому пошел на курсы английского для преподавателей, где ему дали книжку Баума. В СССР этого автора не знали и не переводили, но, пересказав сказку своим детям Виве и Адику, он увидел, с каким восторгом они его слушают, и решил взяться за перевод. Было это в 1936 году.
Основательно переработав сюжет, он за три недели закончил работу и показал ее писателю–земляку Ефиму Пермитину. Получив от него отзыв: «Это литературное событие!», решился отослать рукопись в издательство и обратился к поэту Самуилу Маршаку, курировавшему детскую литературу. Тот ободрил начинающего автора, отметив его знание читателя и юмор. Оказал поддержку и педагог–новатор Антон Макаренко. Много времени ушло на хлопоты с издательством, но в сентябре 1939 года книжка с иллюстрациями Николая Радлова вышла из печати. Вслед первому тиражу в 25 000 экземпляров сразу же срочно напечатали второй, общий довоенный тираж составил 227 000. Из поселка Кук–Терек Ташкентской области автору тогда пришло письмо: «Мне часто снятся удивительные сны, но больше всего я люблю, когда ко мне приходят Элли и ее друзья — герои моей любимой сказки».
Вновь изданная в 1959 году с цветными иллюстрациями Леонида Владимирского книга и сегодня пользуется не меньшей популярностью, чем в год своего выхода. Нам же остается только удивляться, что лучшие детские книжки родились в самую мрачную пору сталинского правления.
1898 — Пётр Лещенко (ум. 1954), певец.
1924 — Владимир Солоухин (ум. 1997), русский писатель.
1929 — Владимир Сошальский (ум. 2007), актёр актер театра и кино. В кино у него более четырех десятков ролей, но главной была сцена. Начинал в 1948 году в Ленинградском ТЮЗе (Ромео в «Ромео и ДЖульетте»), а с 1951 года служил в Центральном театре Советской (Российской) Армии. Известен в первую очередь по фильмам «Отелло», «Михайло Ломоносов».
1951 — Александр Сокуров, кинорежиссёр.
1956 — Елена Сафонова, актриса («Зимняя вишня», «Такси-блюз»).
При подготовке публикации использованы материалы ресурса http://www.citycat.ru/historycentre/