14 марта: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1830 – вышел 13-й номер «Литературной газеты» — последний, который редактировал А. С. Пушкин.
1844 – начало публикации романа Александра Дюма «Три мушкетера» в парижской газете «Ле Сьекль» (Le Siecle).
Дюма шел 42–й год, он был знаменит как драматург, но его обращение к жанру романа не было случайным. Сложилось все: интерес читателя к историческим произведениям, заинтересованность издателей в публикации романов-фельетонов, главы которых печатались из номера в номер, появление в окружении Дюма человека с интересными идеями. Примером для французских авторов служил Вальтер Скотт. До Дюма к историческому жанру обращались Виктор Гюго («Собор Парижской Богоматери»), Оноре де Бальзак («Шуаны»), Проспер Мериме («Хроника царствования Карла IX»), но только Гюго сумел завоевать публику. Издателям было важно привлечь автора, умело выстраивающего интригу действия, способного к неожиданной развязке, избегающего многословных описаний, поддерживающего энергичный диалог. Драматург Дюма как никто другой годился для этой роли. В редакции «Ле Сьекль» помнили, как в 1838 году сочиненный им мимоходом приключенческий роман «Капитан Поль» за три недели увеличил число подписчиков на 5 тысяч. Дюма не был ни эрудитом, ни исследователем. Про историю он говорил, что «это гвоздь, на который я вешаю свои романы». Для полета воображения ему требовался исходный толчок, подсказка сюжета, который он мог бы развить и превратить в захватывающее чтение. Таким источником для него стал Огюст Маке, сын богатого фабриканта, интересовавшийся литературой и историей. Для начала Дюма, не раз помогавший неопытным драматургам, переписал его пьесу, потом переработал предложенный молодым человеком роман «Шевалье д’Арманталь». Ради выгоды по требованию издателя его выпустили под именем Дюма, но Маке получил огромный по тем временам гонорар в 8 000 франков. Тогда он был безмерно доволен, но после «Трех мушкетеров» решил оспорить славу Дюма.
Маке утверждал, что именно он предложил план романа, заимствовав идею из поддельных «Мемуаров господина д’Артаньяна», сочиненных Гасьеном де Куртилем. Дюма далеко ушел и от Куртиля, и от Маке, попытавшегося было представить свой вариант ключевых сцен романа. В мастерстве оба никак не могли сравниться с ним, превратившим авантюристов в героев многих поколений читателей. Четверых братьев он заменил мушкетерами, ввел новых героев. Писателю платили построчно, так у него появился слуга Атоса Гримо, изъяснявшийся односложными фразами. Когда издатель не пожелал с этим мириться, Дюма едва не лишил слугу жизни. Публикация романа была завершена в июле. С него началась не меркнущая и поныне слава Дюма как сочинителя увлекательных историй. В ближайшие годы им были написаны «Граф Монте–Кристо», «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять», «Черный тюльпан», завершена трилогия о мушкетерах. Маке пытался претендовать на соавторство 18 романов Дюма, но все судебные процессы проиграл, не сумев представить ни одного доказательства своего литературного таланта.
В России Дюма знали и прежде. Среди его переводчиков был Виссарион Белинский, пьесы Дюма шли на российской сцене. Но когда писатель написал роман «Учитель фехтования», героями которого стали будущие декабристы, роман в России был запрещен, а его автор стал невъездным. Триумфальную поездку по России Дюма удалось совершить только после смерти Николая I и амнистии декабристов. В советское время напрочь была забыта драматургия писателя, печатались только самые известные его приключенческие произведения, но удовлетворить спрос все никак не удавалось. Потом оказалось, что собрание сочинений Дюма насчитывает более 300 томов.
1920 — началось строительство Шуховской башни на Шаболовке в Москве.
1949 — в Ленинграде в Кировском театре состоялась премьера балета Р. М. Глиэра «Медный всадник». Написанный для него «Гимн великому городу» с текстом Олега Чупрова в 1992 году стал официальным гимном города.
1966 — на экраны вышла первая часть эпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир» — «Андрей Болконский» с Вячеславом Тихоновым, Людмилой Савельевой и самим режиссером в главных ролях.
Фильм собрал в тот год 58 миллионов зрителей, дебютантку Савельеву зрители признали лучшей актрисой года, а награды картина получала как до своего выхода в прокат, так и после того, как она прошла по всему миру. Работа еще не была завершена, когда режиссера заставили показать первые две части на Московском кинофестивале 1965 года. Там работе Бондарчука достался Большой приз. Прошло несколько лет, и в 1969 году эпопея «Война и мир» стала первым советским фильмом, удостоенным «Оскара» как лучший иностранный фильм. В последующие 15 лет советские картины еще 8 раз номинировались на высокую награду, а «Дерсу Узала» и «Москва слезам не верит» завоевали ее. Американцы, прикинув размах батальных сцен, назвали картину самой дорогой в истории: на ее постановку было истрачено более полумиллиарда долларов в современном исчислении.
После выхода фильма на экран режиссер рассказал, чем он руководствовался в своем выборе и каким принципам следовал. Бондарчук отверг упреки, что он на несколько лет (съемки начались в 1962 году) ушел от современной тематики, углубился в историю, так как глубокая человечность, народность, антивоенная направленность произведения Льва Толстого близки всем людям, как и его мысли о месте человека на земле, о жизни и смерти, о любви и долге, об искренности и лжи, о правде и красоте, о счастье, наконец. Он признал, что экранизация появилась как ответ на американскую версию романа, осуществленную Кингом Видором. Тот фильм прошел и по советским экранам, тогда нам полюбилась Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой, но из картины исчезли национальный дух романа, глубина его философских обобщений. Неожиданными сторонниками Бондарчука оказались генералы, видевшие его фильм «Судьба человека» и написавшие письмо с требованием, чтобы именно ему была поручена экранизация романа.
Режиссер назвал эту работу самой трудоемкой и сложной в своей жизни. Он отказался работать «по мотивам», переосмысливать автора, выдвигать на первый план побочные линии, осовременивать героев. Очень тщательно были изучены литературные и исторические документы, мемуары. Главная задача состояла в согласовании языка Толстого с языком кинематографа. Именно поэтому по постановкам Бондарчука можно изучать эпоху Наполеоновских войн и участие в них России. Были минуты, когда нервы не выдерживали (дочь Наталья говорит, что в тот период отец дважды пережил состояние клинической смерти), но потом он забывал о мучениях и благодарил судьбу, что столько лет дышал Толстым. К моментам, когда удалось добиться подлинно толстовского чувства, Бондарчук относил сцену предложения Болконского Наташе, снятую за один раз и не потребовавшую дублей. Делясь планами на будущее, он говорил, что хотел бы обратиться к современной теме, взяться за «Братьев Карамазовых», продолжить работу над чеховской «Степью», которую отложил ради «Войны и мира». Постановка «Степи» была осуществлена, но случилось это десятью годами позже, так как Бондарчук продолжил тему войны и мира в других своих работах — сначала в «Ватерлоо» с участием звезд мирового кино, потом в «Они сражались за Родину» по роману Михаила Шолохова.
1986 — в прокат вышел фильм Вадима Дербенева «Змеелов» по одноименному роману Лазаря Карелина. Александр Михайлов, сыгравший главного героя Павла Шорохова, через год был назван актером года по опросу читателей журнала «Советский экран».
В этот день ушли из жизни:
1888 — Виктор Гаевский (род. 1826), литературный критик, историк литературы. Всю жизнь со времен лицея дружил с М. Е. Салтыковым-Щедриным. Был одним из учредителей Общества для пособий нуждающимся литераторам и ученым (Литературного фонда), его председателем.
1905 — Фёдор Комиссаржевский (род. 1838), русский оперный певец музыкальный педагог.
1994 — Игорь Шаферан (род. 1932), поэт-песенник. Широко известен по песням «На тебе сошелся клином белый свет…» (Э.Пьеха), «Зачем вы, девушки, красивых любите?» (О. Воронец), «Я у бабушки живу» (исп. ВИА «Верасы»), «Бродячие артисты» (ВИА «Веселый ребята»), «То ли еще будет» (А.Пугачева), «Ты замуж за него не выходи» («Электроклуб»), «Мы желаем счастья вам» (ВИА «Цветы») и многим другим. Кроме того, Игорь Шаферан – автор стихов песни из мультфильма «Новогодняя сказка» («Ёлочка, ёлка, лесной аромат…») и множества других известных стихов для детей.
2015 — Валентин Распутин (род. 1937), русский писатель, прозаик, представитель «деревенской прозы» («Прощание с Матерой», «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Пожар»). Герой Социалистического Труда, лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии России и Премии Правительства РФ. Член Союза писателей СССР с 1967 года.
В этот день родились:
1804 — Иоганн Штраус (ум. 1849), австрийский композитор, скрипач, дирижёр, создатель венского вальса. Он был одним их популярнейших мастеров танцевальной музыки, автором 152 вальсов, но еще большей славы достиг его сын, носивший такое же имя и названный современниками «королем вальса».
1886 — Владимир Фаворский (ум. 1964), художник, лауреат Ленинской премии. Иллюстрировал произведения А. С. Пушкина, «Слово о полку Игореве».
1891 — Амвросий Бучма (ум. 1957), украинский актер и режиссер, народный артист СССР (1944), лауреат двух Сталинских премий.
Свою творческую деятельность начинал во Львове, в Первую мировую угодил в русский плен как австрийский солдат, работал в Виннице, Харькове, Киеве, но большая часть его театральной деятельности связана с Театром им И. Франко. Несколько лет был художественным руководителем Киевской киностудии. В кино заметными стали роли немецкого солдата в «Арсенале», Алексея Басманова в «Иване Грозном» и Лещука в «Подвиге разведчика».
1915 — Вероника Тушнова (ум. 1965), русская советская поэтесса, писавшая в жанре любовной лирики. Переводчица. Член Союза писателей СССР. На её стихи были написаны популярные песни: «А знаешь, всё ещё будет!..», «Сто часов счастья», «Не отрекаются, любя» и другие. Наиболее известное стихотворение Тушновой, обессмертившее её имя — «Не отрекаются, любя» (написано в военном 1944 году). Романс на музыку Марка Минкова впервые прозвучал в 1976 году в спектакле Московского театра им. Пушкина, но суперхитом стал в 1977 году в исполнении Аллы Пугачёвой. На протяжении десятилетий шедевр пользуется неизменным успехом у слушателей. Сама Пугачёва позже называла песню главной в своём репертуаре, признавалась, что во время исполнения её прошибает слеза, и что за это чудо можно дать Нобелевскую премию
1930 — Василий Песков (ум. 2013), советский писатель, журналист, фотокорреспондент, тележурналист, телеведущий программы «В мире животных» (1975—1990), путешественник. Лауреат Ленинской премии (1964) и премии Правительства Российской Федерации 2013 года в области средств массовой информации (посмертно).
1980 — Нелли Уварова, российская актриса («Не родись красивой», «Таинственный остров»).