16 августа: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1501 — 26-летний Микеланджело заключил контракт на создание в течение двух с небольшим лет статуи ветхозаветного царя Давида. Материалом служила глыба мрамора более 5 метров высотой и весом свыше 3 тонн.
В начале лета им был подписан другой договор - о создании 15 скульптур святых и апостолов для кафедрального собора Сиены. Заказ был выгодным, гонорар намного превышал вознаграждение за все прежние его работы, но очень скоро Микеланждело к этой затее охладел. Высота каждой фигуры, размещавшейся в нише, должна была быть метр с небольшим. Своим друзьям он заявил, что не для того появился на свет, чтобы ваять карликов. Сиенский заказ вместе с готовыми эскизами для каждой скульптуры удалось передать другому мастеру. Сам Микеланджело думал о глыбе мрамора, появившейся во Флоренции в год его рождения. За нее брались несколько мастеров, именем одного из них, Дуччо, даже ее назвали, но все бросали работу, не справившись с непокорным камнем. Приезжал посмотреть на глыбу Дуччо даже великий Леонардо да Винчи, но счел мрамор безнадежно загубленным.
Узнав об интересе Микеланджело, поддержал скульптора правитель Флоренции Пьеро Содерини. Только он хотел видеть Давида–триумфатора с поверженным Голиафом у его ног. Скульптор видел образ другим и сумел убедить в своей правоте заказчика. Его герой должен был предстать в канун великого подвига с горящим от гнева взором и легкой тенью закравшегося в душу сомнения перед решающей схваткой. Однажды посмотреть на ход работ пришел Содерини. Походив вокруг, он сказал скульптору: «Не кажется ли тебе, что у Давида нос толстоват?» Микеланджело спорить не стал, взял горсть мраморной крошки и поднялся на мостки. Сделав вид, что работает резцом, он понемногу стал сыпать вниз мраморную пыль. Довольный Содерини снизу крикнул: «Теперь твой Давид мне нравится куда больше, словно ты вдохнул в него жизнь». «Он обязан ею вам», - не без иронии ответил скульптор.
Флорентийцы прозвали беломраморное изваяние Гигантом. Сначала был созван совет, решавший, где разместить статую. Потом встала задача, как в целости и сохранности переместить ее ко дворцу Синьории, месту заседания городского совета. Был рассчитан весь маршрут движения, учтена высота каждой арки по пути, каждая выбоина по дороге. Бригада из сорока грузчиков в течение 4 дней вела по каткам удерживаемую в подвешенном состоянии в специальной клетке статую Давида. Сотня стражников сдерживала зевак, а по ночам защищала скульптуру от попыток забросать Давида камнями, которые предпринимала ханжески настроенная часть горожан.
18 мая 1504 года Давид занял свое место на площади, став символом защитника города и всей эпохи. Его взор был устремлен на юг, откуда постоянно исходила угроза для Флоренции.
1919 — в московском саду «Эрмитаж» состоялся первый концерт Первого Московского Великорусского оркестра, созданного Борисом Трояновским (балалайка) и Петром Алексеевым (домра). В дальнейшем коллектив назывался Оркестр народных инструментов Всероссийского радиокомитета, Государственный оркестр народных инструментов СССР, Государственный академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова. Сегодня это Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова. Николай Петрович Осипов возглавлял оркестр с 1940 по 1945 год.
1930 — создан первый звуковой цветной мультфильм.
1965 — в прокат вышла комедия Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Фильм имел огромный успех: его просмотрели 69,6 миллиона человек. Не помешало даже то, что сделана картина была как альманах. Эту форму режиссер уже опробовал во время съемок «Деловых людей», но на этот раз объединил три новеллы одним героем - студентом Шуриком.
За режиссером прочно утвердилась слава лучшего комедиографа страны. Впервые заговорившая с экрана троица героев Евгения Моргунова (Бывалый), Георгия Вицина (Трус) и Юрия Никулина (Балбес) обрела культовый статус, а молодые актеры Александр Демьяненко и Наталья Селезнева вошли в ряд самых популярных в стране.
Первоначально главного героя в сценарии звали Эдиком, в процессе съемок его переименовали во Владика, а в репортаже со съемочной площадки журнала «Советский экран» комедия была названа «Смешные истории». Актера на роль главного героя режиссеру пришлось искать очень долго, пока после 40 проб ему не посоветовали ленинградца Демьяненко. Тот настолько органично вошел в роль, что его имя досталось и герою картины. А такие фразы, как «Надо, Федя, надо!», «Огласите весь список, пожалуйста!», «Налетай, торопись, покупай живопись!», стали крылатыми.
Кинематографическое начальство первоначально дало картине вторую категорию, что означало существенное снижение гонораров. Лишь когда генеральный директор «Мосфильма» режиссер Иван Пырьев заступился за коллег, фильм получил первую категорию. Но при тех миллионах, которые принес прокат фильма, его создатели получили до смешного мало: Гайдай - 2375 рублей, Демьяненко - 3376, Вицин и Никулин - по 1620, Моргунов - 810, Селезнева - 450 рублей. Больше всех - по 6 000 рублей - выплатили сценаристам Якову Костюковскому и Морису Слободскому. Но наше мнение изменится, если сравнить эти суммы со средней зарплатой в тот год в СССР – 96 рублей.
1976 — на большой экран вышла кинокомедия Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Его премьера состоялась на телевидении 1 января, и с тех пор он показывался чаще, чем какой-либо другой.
В этот день ушли из жизни:
1910 — Сергей Иванов (род. 1864), живописец («Смерть переселенца», «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия»), член Товарищества передвижных художественных выставок, один из основателей Союза русских художников.
1949 — Маргарет Митчелл (род. 1900), американская писательница («Унесенные ветром»). 11 августа направлявшаяся в театр автор самого известного романа о Гражданской войне в США была сбита таксистом, уже закончившим работу. Спустя пять дней она скончалась от полученных ранений.
1969 — Марк Бернес (род. 1911), актёр, певец.
Он знал, что уходит. Но перед тем, как лечь в больницу, из которой уже не выйдет, встал и съездил в студию, чтобы без репетиций и дублей записать свою последнюю песню - гамзатовских «Журавлей». Над каждым образом, каждой песней Бернес тщательно работал, становясь полноправным автором созданного вместе с режиссером, композитором и поэтом. Потому и вошли в золотой фонд советской культуры его роли в фильмах «Человек с ружьем», «Два бойца», исполненные им песни «Тучи над городом стали», «Темная ночь», «Шаланды, полные кефали», «Я люблю тебя, жизнь», «Враги сожгли родную хату», «Хотят ли русские войны», «Сережка с Малой Бронной», «С чего начинается Родина?».
1977 — Элвис Пресли (род. 1935), американский певец.
1987 — Андрей Миронов (род. 1941), актёр театра и кино, Народный артист РСФСР.
В этот день родились:
1876 — Иван Билибин (ум. 1942), художник-график, создавший красочные иллюстрации к русским народным сказкам и произведениям А. С. Пушкин.
1908 — Алексей Романов (ум. 1998), председатель Госкино (1963-72), главный редактор газеты «Советская культура» (1972-83).
1934 — Пьер Ришар /настоящее имя Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей/, французский киноактёр («Высокий блондин в черном ботинке», «Игрушка», «Беглецы»)
1954 — Джеймс Кэмерон, американский кинорежиссер («Терминатор», «Чужие», «Терминатор-2», «Правдивая ложь», «Титаник»).
1957 — Павел Пархоменко, кинорежиссер («Гагарин. Первый в космосе»), художник-постановщик.
1958 — Мадонна (настоящее имя Мадонна Луиза Вероника Чикконе), американская певица.
1973 — Юлия Высоцкая, актриса и ведущая кулинарной телепрограммы «Едим дома». Жена Андрея Михалкова-Кончаловского.
При подготовке публикации использованы материалы сайта http://www.citycat.ru/historycentre/