19 июля: день в истории культуры и искусства

Значимые события этого дня:

1485 — итальянский мастер Антон Фрязин заложил на Москве–реке первую башню современного Кремля.

Названная Тайницкой, она самая древняя из башен Московского Кремля, более пяти веков являющегося главной достопримечательностью российской столицы. К тому времени белокаменные стены и башни Кремля, сооруженные в княжение Дмитрия Донского, простояли век и разрушились. Великий московский князь Иван III решил положить конец непорядку, когда столица не имела каменной ограды. Из Италии были приглашены опытные зодчие и инженеры, со всей страны собраны лучшие мастера. В течение 10 лет усилиями итальянских мастеров Антона и Марка Фрязиных, Пьетро Антонио Солари, Алевиза Фрязина Миланца были возведены новые башни из красного кирпича, которые соединяла высокая и широкая стена.

Князь приказал сломать вокруг не только все дворы, но и церкви, чтобы между крепостью и городскими строениями было не менее 109 саженей (240 м). Позже на этом пространстве возникла Красная площадь. А в те годы была сооружена Соборная площадь Кремля с пятиглавым Успенским собором, Грановитой палатой, колокольней Ивана Великого.

1825 — в день отъезда Анны Керн из Тригорского Пушкин вручил ей стихотворение «К*» («Я помню чудное мгновенье»). Через 15 лет композитор Глинка написал романс на эти слова и посвятил его женщине, в которую был влюблён, — дочери Анны Керн Екатерине.

1886 — в Люксембурге свой последний концерт дал Ференц Лист. Через два дня он прибыл в Байройт (Германия) для участия в Вагнеровских торжествах. Композитор слёг в постель с сильной простудой, которая перешла в воспаление лёгких, и в последний день месяца скончался на 75 году жизни.

1946 — состоялась первая кинопроба Мэрилин Монро, в результате которой она заключила контракт с киностудией Twentieth Century-Fox.

В этот день ушли из жизни:

1374 — Франческо Петрарка (род. 1304), итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Ренессанса.

1855 — Константин Батюшков (род. 1787), русский поэт («Весёлый час», «Мои пенаты», «Умирающий Тасс») с трагической судьбой.

Он был забыт как литератор еще при жизни, в которой оказался неудачлив и беден, закладывая и перезакладывая свое жалкое именье, хронически несчастлив в любви. Добровольцем пошел в армию сражаться с французами, был адъютантом легендарного генерала Раевского, тяжело ранен. Лучший поэт допушкинской поры издал всего одну небольшую книжку «Опыты в стихах и прозе» в 1817 году на средства своего лучшего друга Гнедича. Но самым ужасным была дурная семейная наследственность: умопомешательство деда, матери (сразу после рождения сына), сестры Александры. Сам поэт сошел с ума на тридцать четвертом году жизни, прожив после этого еще более тридцати лет. В 1830 году поэта навестил Пушкин, но Батюшков не узнал его. В последние годы жизни его состояние немного улучшилось. Лучше всего о трагедии жизни поэта написал он сам: «Что писать мне и что говорить о стихах моих!.. Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было!»

1984 Фаина Раневская /наст. имя Фаина Гиршевна Фельдман/ (род. 1896), актриса, народная артистка СССР.

Современными журналистами Раневская часто именуется «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана». В сознании российского общества актрису, наверное, чаще всего связывают со множеством её изречений, большинство из которых стали крылатыми.

Один из биографов Фаины Георгиевны Матвей Гейзер писал: «Самое парадоксальное в актёрской судьбе Раневской — то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: «Имя её не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе „и др.“».

Зрители и режиссёры заприметили актрису уже после её первой роли в кино — госпожи Луазо в немой драме Михаила Ромма «Пышка» (1934). В кино она играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался». Тем не менее, на киноэкране Раневская перевоплощалась в немалое количество персонажей: она была, помимо многих прочих, вспыльчивой Лялей в комедии «Подкидыш» (1939), экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» (1947), злой мачехой в классической сказке «Золушка» (1947). Примечательным низким голосом Раневской говорит «домомучительница» Фрёкен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся» (1970).

1990 — Георгий Бурков (род. 1933), советский актёр театра и кино (фильмы «Они сражались за Родину», «Калина красная», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»).

2009 Савва (Савелий) Васильевич Ямщиков (род. 1938), русский реставратор, историк искусства, публицист. Открыл жанр русского провинциального портрета XVIII века—XIX веков, возродил к жизни имена забытых русских художников и иконописцев. Был консультантом А. Тарковского на съёмках фильма «Андрей Рублёв».

Большую часть своей жизни С. В. Ямщиков провёл в русской провинции, сначала занимаясь профилактическими реставрационными работами на произведениях иконописи, а затем, обследуя музейные запасники, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР» и отбирая иконы для восстановления в Москве.

За сорок с лишним лет Савве Ямщикову удалось возродить сотни произведений иконописи, уникальные собрания русских портретов XVIII—XIX вв. из различных музеев России, вернуть многие забытые имена замечательных художников. Организованные Ямщиковым выставки, на которых показывались новые открытия реставраторов, стали неотъемлемой частью отечественной культуры. На них воспитывались молодые художники, историки искусства, писатели и все те, кому дорого художественное наследие России.

Кроме реставрационных выставок Ямщиков сумел в советское время познакомить современников с сокровищами частных коллекций Москвы и Ленинграда — от икон до лучших образцов авангардного искусства. Владельцы личных собраний избрали его председателем Клуба коллекционеров Советского фонда культуры. Издав десятки книг, альбомов, каталогов, опубликовав сотни статей и интервью в периодической печати, Савва Ямщиков много лет вёл постоянные рубрики на Центральном телевидении, в частности «Служенье муз не терпит суеты», снимал редкие сюжеты в различных городах России и за рубежом.

Искусствовед, историк, писатель, публицист, С. В. Ямщиков — автор многочисленных научных трудов, книг, альбомов, каталогов о русском искусстве. Савва Ямщиков — устроитель выставок, один из тех людей, чьё имя вот уже несколько десятилетий ассоциируется в обществе с борьбой за сохранение культурного наследия России.

В этот день родились:

1737 — Владимир Лукин (ум. 1794), русский драматург и теоретик театра.

1834 Эдгар Дега (ум. 1917), французский художник.

1878 — Павла Вульф (ум. 1961), заслуженная артистка Республики, учитель Фаины Раневской.

Фаина Раневская говорила о ней: «Имя это для меня свято. Только ей я обязана тем, что стала актрисой... Она учила меня тому, что ей преподал ее великий учитель Давыдов и очень любившая ее Комиссаржевская». Вульф взяла брошенную родными Раневскую себе в дом, заменила ей семью и оставалась ее лучшим другом всю жизнь.

1893 Владимир Маяковский (ум. 1930), русский советский поэт.

1903 Борис Петров (ум. 1973), кинооператор. Среди лучших его работ фильмы «Цирк», «Волга-Волга», «Миклухо-Маклай».

1922 — Павел Панков (ум. 1978), актёр театра и кино (фильмы «Волшебная сила искусства», «Начальник Чукотки», «Агония»).

1934Александр Ширвиндт, советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР. Художественный руководитель Московского театра сатиры с 2000 года.

Его родители родом из Одессы. Отец играл на скрипке в оркестре Большого тетра, мать работала редактором Московской филармонии. Отец его одноклассника Сергея Хрущева год спустя после выпуска возглавил страну, а среди подопечных пионервожатого Ширвиндта был сын прославленного маршала Семена Буденного.

Первым местом работы после окончания Щукинского училища стал московский Театр им. Ленинского комсомола, еще не обретший будущей славы. Год артист выходил на сцену Театра на Малой Бронной, пока, наконец, его сценой не стал Театр сатиры. Здесь в компании Анатолия Папанова, Андрея Миронова, Михаила Державина в полной мере развернулся его талант, а такие кинороли, как в фильмах «Ирония судьбы» или «Вокзал для двоих», только способствовали популярности. Любопытно прочитать письма Ширвиндта–студента, совершавшего свою первую самостоятельную поездку, когда в июне 1953 года он с отцом прибыл на отдых в Юрмалу.

Первое впечатление после прибытия в Ригу: «У вокзала — площадь. По ней ходят троллейбусы, как у нас, и трамваи, больше похожие на гусениц: маленькие и старенькие. У вокзала такси и извозчики. Извозчики ужасно смешные». Юному Ширвиндту странно, что город иностранный: «Вывески иностранные, говорят на чужом языке», может, потому местные жители ему показались злыми. На третий день обнаружил, что бандитов здесь больше, чем в Москве: «Только что на вокзале в Дзинтари убили кассира с деньгами. Каждый вечер режут в лесу и раздевают влюбленные парочки». Но любимая девушка так далеко, от Наташи нет письма даже в день рождения.

Свои 19 лет Ширвиндт запомнил очень хорошо: его забрал милиционер и под взглядами всего дома отдыха увел в отделение милиции. После ряда вопросов начальник достал телеграмму и со словами «Пока свободен!» отдал ее юноше. Текст ставит в тупик: «Продается Откормленный Злой Дог, Рычит Адски Важно, Лает Явно Южно. Радио Отдай Жене, Денег, Если Нет, Используй Ее Молодость. Твоя Умница Тоня». Только дома удалось расшифровать по первым буквам: «Поздравляю рождением, Тут». Тутик, Тут было прозвищем Наташи. В подозрительном тексте разобралась и милиция. Юрмала и Рига навсегда запомнились знаменитому актеру.

1935 — Василий Ливанов, советский и российский актёр театра и кино, режиссёр кино и мультипликации, сценарист, писатель. Народный артист РСФСР. Лучший исполнитель роли Шерлока Холмса, за что в 2006 году был принят в орден Британской империи. Он же вложил душу в крокодила Гену, Удава и Карлсона, который живет на крыше, дав им свой голос.

1938 — Вахтанг Кикабидзе, советский и грузинский актёр, певец, сценарист, режиссёр, автор песен.

Его отец погиб в 1942 году в боях под Керчью. В школе Вахтанг учился 14 лет, так как несколько раз его оставляли на второй год. С эстрады его гнали, а когда увидали фильм с Ивом МОНТАНОМ, стали звать обратно. Родные и близкие зовут его Буба, и когда режиссер Георгий ДАНЕЛИЯ первый раз позвонил ему домой и позвал Вахтанга, никто не понял, о ком идет речь. С Бубой режиссер работал в четырех фильмах — «Не горюй!», «Совсем пропащий» (съемки которого проходили и в Латвии), «Мимино», «Фортуна», потому он прекрасно знает актера.

В жизни и на съемках с ним не раз случались разные истории. Однажды в его квартиру забрались воры и ушли, оставив записку: «Мы думали, что ты шутишь, когда поешь, что твои года — твое богатство». У актера широкая натура и все, что он зарабатывает, уходит на помощь другим. Всю жизнь он прожил в небольшой квартире, а первая машина появилась только в 60 лет, когда ему ее подарили на юбилей.

Кикабидзе все любят, и стоит пронестись слуху о его появлении, как каждый желает с ним встретиться и оказать уважение. Так было во время съемок «Мимино», когда с окрестных гор стали спускаться пастухи, каждый из которых угощал Бубу чачей. Никакие отговорки не помогали, ведь чача — лучшее лекарство для сердца, печени, всего чего угодно. Раз Данелия видит, что пастухи пьют чачу, а Буба — лимонад! Подсел, попробовал и ему плеснуть, как раздался дружный крик: «Бубе не наливай! Ему нельзя!» На следующий вечер пастухи другие, а картина та же: «Что ты?! Что ты?! Ему нельзя!» Режиссеру Кикабидзе поведал, как ему удалось добиться такого результата. Одному пастуху он по большому секрету рассказал, что болен триппером. Устное радио моментально сработало, и теперь горцы не только сами не наливали Бубе, но и следили, чтобы и другие его не поили.

Случалось, Кикабидзе спасал положение и в вовсе безвыходных ситуациях. Так было, когда творческая группа фильма «Не горюй!» приехала в Чехословакию после ввода туда советских войск. На клубный показ явилось три человека, никто не хотел сидеть с ними за одним столом. Буба вышел на сцену и стал петь. Все повернулись к эстраде, на второй песне раздались аплодисменты, и импровизированный концерт продолжался полтора часа. Мир сложен, и после событий в Южной Осетии и на Украине Кикабидзе не дает концертов в России, но это не может изменить отношения к творческому наследию и былым заслугам артиста.

При подготовке публикации использованы материалы ресурса http://www.citycat.ru/historycentre/

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним