22 марта: день в истории культуры и искусства
![](http://mincult.govdnr.ru/sites/default/files/styles/news-288-224/public/sherlok_holms_i_doktor_vatson.jpg?itok=Z-91ocPY)
Значимые события этого дня:
1895 — в Париже братья Люмьер впервые показали специально приглашённой публике фильм. На белом экране зрители увидели рабочих, выходящих с фабрики братьев.
1897 — в отдельном кабинете ресторана «Славянский базар» происходит встреча В. И. Немировича-Данченко с К. С. Станиславским. День этой встречи считается днём рождения Московского художественного театра. Инициатором встречи был Немирович-Данченко.
1904 — в лондонской газете «Иллюстрейтед Миррор» впервые в мире публикуется цветная фотография.
1915 — состоялась встреча поэтов Сергея Есенина и Александра Блока, с которой начался взлет есенинской известности.
Прибывшему из Москвы в Петроград Есенину было 19 лет, его имени практически никто не знал, публикаций было ничтожно мало, а Блок — первый поэт России. «Говорил, что еду бочки в Риге катать. Жрать, мол, нечего. А в Петербург на денек, на два, пока партия моя грузчиков подберется. А какие там бочки — за мировой славой в Санкт-Петербург приехал, за бронзовым монументом...» — записал позже рассказ Есенина его друг Анатолий Мариенгоф.
Сойдя с поезда, юноша зашел в книжную лавку на Невском и спросил у продавца адрес Блока. Тот, к счастью, его знал. Не застав дома знаменитого поэта, Есенин оставил ему записку: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. Есенин». И бросился искать Блока в столице. Зайдя в приемную редакции «Огонька» и прождав там какое-то время, нацарапал новую записку: «Я — поэт, приехал из деревни, прошу меня принять», — и вновь отправился на Офицерскую улицу.
Открыл ему сам Блок. В автобиографии Есенин написал: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что первый раз видел живого поэта». Есенин прочитал ему свои стихи и получил рекомендательные письма для поэта Сергея Городецкого и влиятельного журналиста из «Биржевых ведомостей» Михаила Мурашова. А на есенинской записке Блок пометил для себя: «...стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык».
Через месяц из 60 стихов питерские редакции разобрали 51. Один за другим пошли отзывы, «новый юный талант» стали наперебой приглашать в салоны меценатов и на литературные вечера. Когда Есенин возвратится в Москву, все отметят в нем разительные перемены: уверенность в себе и обаяние возмужавшего и окрыленного человека.
1932 — в «Правде» напечатана статья М. Горького «С кем вы, «мастера культуры»? (Ответ американским корреспондентам)».
1948 — в прокат выпущен мультипликационный фильм «Конек-горбунок» режиссера Ивана Иванова-Вано.
1951 — постановлением Совмина СССР создана Центральная студия телевидения, позволившая осуществлять ежедневное телевещание в Москве и Ленинграде. Через пять лет советское телевидение стало многоканальным: началось вещание по 2-й программе, а в конце 50-х — общесоюзным, и Центральная студия сменила свое название на Центральное телевидение.
1963 — The Beatles выпускает альбом Please Please Me, свой первый долгоиграющий альбом в Великобритании, который сразу же занимает лидирующие позиции в британских хит-парадах.
1980 — премьерный показ на Центральном телевидении фильма Игоря Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», героев которого сыграли Василий Ливанов и Виталий Соломин. Осенью того же года последовало продолжение, а следом было снято еще три фильма.
В этот день ушли из жизни:
1832 — Иоганн Вольфганг Гёте (род. 1749), немецкий учёный, писатель и мыслитель («Фауст», «Страдания юного Вертера», «Поэзия и правда»).
Круг его научных занятий был столь широк, что даже позволил Гете занять пост декана факультета естествознания в университете Иены. В Веймаре, столице герцогства Саксен-Веймар-Эйзенах, он занимал пост министра культуры. Ему доводилось руководить военной коллегией и заниматься дорожным строительством. Для мира же он прежде всего поэт и писатель. Вместе с Фридрихом Шиллером он превратил Германию в поэтическую страну. В 25 лет европейскую известность молодому автору принес роман в письмах «Страдания юного Вертера», но главным творением Гете стала трагедия «Фауст», философская глубина которой была по достоинству оценена только в XX веке.
Гете работал над произведением 60 лет, завершив его незадолго до смерти. В виде фрагмента «Фауст» появился в печати в 1790 году, но завершать работу над первой частью Гете не спешил. Только через несколько лет встреча с Шиллером, переросшая в дружбу, подвигла его энергичнее взяться за дело. Первую часть поэт закончил в 1806 году, в 1808-м ее напечатали. Одновременно вышли отдельное издание «Фауста» и содержащий его том сочинений Гете. Отзывы друзей были восторженными, не отставала и критика: «Это высшее и вместе с тем самое причудливое из всего, созданного гением немецкой поэзии».
Уже существовал разработанный план второй части, но поэт опять долго не принимался за его осуществление. Так долго, что у многих появилось желание завершить «Фауста». Был среди них и Генрих Гейне, но его замысел значительно позднее обрел форму либретто балета «Фауст». Гете взялся за вторую часть в 1825 году и через 6 лет запечатал конверт с готовой рукописью, заявив, что не желает печатать ее при жизни. Автор не был уверен, как примут окончание «Фауста» читатели, и его опасения оправдались. Публикация год спустя после смерти Гете встретила холодный прием, книгу сочли скучным старческим сочинением. Только в новом веке на его героя, желающего добра и приносящего горе, обратили внимание. Время тогда поставило вопрос иначе: не в самом ли человеке сидит дьявол, низвергающий из света в мрак и превращающий добро в зло?
«Света! Больше света!» — были последние произнесенные умиравшим поэтом слова.
1862 — Александр Плещеев (род. 1778), композитор, виолончелист, поэт, драматург.
1937 — Владимир Максимов (род. 1880), один из популярнейших актёров дореволюционного кино.
1959 — Ольга Книппер-Чехова (род. 1868), актриса, жена А. П. Чехова и первая исполнительница ролей в его пьесах.
1968 — Илья Сельвинский (род. 1899), русский советский писатель, поэт и драматург («Командарм 2», «Пушторг»).
1972 — Михаил Кедров (род. 1894), актер МХАТа, главный режиссер театра (1946—55), педагог школы-студии МХАТ, народный артист СССР (1948), лауреат четырех Сталинских премий. Также был режиссером и руководителем Оперно-драматической студии-театра им. Станиславского.
1976 — Сергей Смирнов (род. 1915), писатель, рассказавший о подвиге Брестской крепости.
Обелиск над его могилой на Новодевичьем кладбище представляет собой стилизованные Холмские ворота крепости, до последнего защитника сражавшейся против врага. Тех, кто не погиб и выжил, израненным попал в плен, героями не считали, их отправляли в лагеря. Смирнов, который сам прошел всю войну, восстановил доброе имя этих людей, сломал установку, что попавший в плен — изменник Родины и веры ему нет. Он был человеком своего времени, выступал против Бориса Пастернака, Александра Солженицына, Андрея Сахарова. Но таких было много, а того, что сделал он, не смог никто другой. Когда писатель взялся за свое расследование и стал рассказывать о подвигах и судьбах своих героев, на его имя стало поступать больше писем, чем на все Гостелерадио.
Сын писателя Константин рассказывает, что соседи по дому с подозрением смотрели, как к отцу в середине пятидесятых годов шли и шли люди — кто в телогрейке, кто в штопаной шинели со споротыми знаками различия, в грязных сапогах или сбитых кирзовых ботинках, с тертыми фибровыми чемоданчиками, вещмешками казенного вида или попросту с узелком в руках, шли с безнадежностью на лицах, многие из мужчин плакали, бывало, что незнакомцев в доме укладывали спать. Через некоторое время они возвращались, не всегда сумев переодеться в гражданскую одежду, которая была им непривычна, но их фигуры выпрямлялись, а свой взгляд они больше не прятали: на их груди были ордена и медали, вернувшиеся к их хозяевам благодаря поискам и усилиям Сергея Смирнова. Соседи больше не опасались за сохранность своего добра, а улыбались гостям, хотели пожать им руку.
60 лет назад открылся музей Брестской крепости, о подвиге ее защитников узнала вся страна, к 20–летию Победы ей было присвоено почетное звание Крепость-герой, писатель был удостоен Ленинской премии. Помимо Брестской крепости, он поведал нам о подвигах многих ранее безвестных героев, по его сценарию был поставлен фильм «Город под липами», рассказывающий о защитниках Лиепаи. Немалая заслуга Смирнова в том, что 9 мая мы празднуем День Победы.
1991 — Александр Бениаминов (род. 1903), актер Ленинградского театра Комедии, народный артист РСФСР. В кино сыграл совсем мало ролей, но каждый, кто видел фильм «Полосатый рейс», запомнил его дрессировщика. А «Соломенная шляпка» без подарка его дядюшки вообще могла бы завершиться как трагедия. В 1978 году Бениаминов эмигрировал, издал в США свои воспоминания, возглавлял там комитет ветеранов войны. В 1984 году сыграл в картине «Москва на Гудзоне» роль дедушки главного героя, которого играл еще только начинавший свое восхождение Робин Уильямс.
2010 — Валентина Толкунова (род. 1946), советская и российская певица, народная артистка РСФСР (1987).
2015 — Аркадий Арканов (род. 1933), советский и российский писатель-сатирик, драматург, сценарист.
В этот день родились:
1599 — Антон ван Дейк (ум. 1641), фламандский живописец.
1841 — Виктор Клюшников /Ключников/ (ум. 1892), писатель, журналист, издатель.
Самую громкую известность ему принес первый литературный опыт — написанный в 23 года роман «Марево», имевший ярко выраженную антинигилистическую направленность. Автора даже объявили «новым светилом русской литературы», но не прошло и десяти лет, как критики в новых произведениях уже отмечали «убожество содержания и бестолковость изложения». Видимо, он понимал это и сам, потому главной становится журналистская работа, а также предпринимаются попытки собственной издательской деятельности. Последняя быстро прогорела, Клюшников сотрудничает с рядом изданий, но в итоге возвращается в журнал «Ниву». Здесь он останется до конца жизни, обретет славу образцового редактора чужих рукописей, а журнал, который когда-то им создавался как иллюстрированное издание для всей семьи, обретет славу одного из лучших в России.
1842 — Николай (Микола) Лысенко (ум. 1912), выдающийся украинский композитор, фольклорист, основоположник украинской национальной композиторской школы. Автор популярных опер «Наталка Полтавка», «Тарас Бульба», «Энеида».
1880 — Александр Куприн (ум. 1960), живописец, один их учредителей объединения «Бубновый валет». Его работы представлены в Третьяковской галерее — от натюрмортов до индустриальных пейзажей.
1905 — Григорий Козинцев (ум. 1973), кинорежиссёр (немой фильм «Новый Вавилон», «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона», «Дон Кихот», «Гамлет», «Король Лир»), народный артист СССР (1964), лауреат двух Сталинских и Ленинской (1965) премий.
1915 — Георгий Жжёнов (ум. 2005), актёр, народный артист СССР. Начинал как артист цирка, где его заметили и пригласили в кино. Снимался у братьев Васильевых в фильме «Чапаев», но эпизоды с его участием не вошли окончательный вариант. В 1938 году во время съемок фильма «Комсомольск» Жженов был арестован по подозрению в шпионаже и оказался на Колыме. В 1945 освобожден, а 1949 опять арестован. Только в середине 50-х он вернулся в Ленинград, стал играть в театре (им. Ленсовета, а с 1969 он актер Театра им Моссовета) и заново открывать кино. Широкая известность пришла к актеру после фильмов «Берегись автомобиля!», «Ошибка резидента» с продолжениями, телевизионного «Вся королевская рать», «Горячий снег», «Экипаж». В конце 80-х Георгий Степанович раскрылся и как талантливый автор со своими рассказами о пережитом.
1923 — Марсель Марсо (ум. 2007), знаменитый французский мим, выступавший под именем Бип.
1925 — Марат Самсонов (ум. 2013), художник-баталист, художественный руководитель Студии военных художников имени М. Б. Грекова (1973—1990).
1928 — Дмитрий Волкогонов (ум. 1995), политический деятель, писатель («Советский солдат», «Феномен героизма», серия «Вожди» («Ленин», «Сталин», «Троцкий»)), лауреат Государственной премии РФ (посмертно). Отношение к его последним трудам резко полярное: от полного отрицания до неограниченного восторга в зависимости от убеждений читателя.
1950 — Горан Брегович, югославский музыкант, композитор. Его отец хорват, мать — сербка, родился в Сараево (Босния), женат на мусульманке, живет в Париже, его безумный оркестр играет цыганскую музыку. Был лидером самой популярной в Югославии рок-группы, стал всемирно знаменит музыкой к фильмам своего друга Эмира Кустурицы «Время цыган», «Мечта Аризоны». Теперь уже имя Бреговича используют как рекламный бренд. Совсем свежий пример — якобы написанная им музыка для фандоринского фильма «Турецкий гамбит».
1958 — Валерий Сюткин, певец, бывший солист группы «Браво» («Вася», «Дорога в облака», «Король Оранжевое Лето», «Добрый вечер, Москва» и т.д.).