24 октября: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1817 — в Москве на Воробьевых горах в присутствии императора Александра I заложен храм Христа Спасителя по проекту Александра Лаврентьевича Витберга. Этот проект не был осуществлен: через 22 года, когда Витберг заканчивал свой срок отбывания в ссылке, было начато строительство нового храма на новом месте по проекту архитектора К. Тона.
1885 — в Вене прошла премьера оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон».
1928 — в газете «Правда» опубликовано сообщение, что художественно-политический совет Главреперткома принял решение о запрещении к постановке пьесы М. Булгакова «Бег», как «идеализирующей» белогвардейцев. Не помогла и высокая оценка, данная пьесе Горьким, Луначарским, Станиславским, Немировичем-Данченко и др.
1935 — на Спасской башне Московского Кремля установлена звезда, изготовленная в Донбассе (данные согласно Википедии. Альтернативная дата - 2 ноября 1937 года).
До 1935 года шпили кремлевских башен украшали геральдические двуглавые орлы. Первого двуглавого орла водрузили на вершине шатра Спасской башни в 50-х годах XVII века. Позднее русские гербы были установлены на самых высоких проездных башнях Кремля: Никольской, Троицкой, Боровицкой. 23 августа 1935 года было опубликовано решение Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) о замене двуглавых орлов на башнях Кремля пятиконечными звездами.
По новому проекту основной несущей конструкцией звезды являлся объемный пятиконечный каркас, опирающийся у основания на трубу, в которой размещались подшипники для ее вращения. Каждый луч представлял собой многогранную пирамиду: у звезды Никольской башни двенадцатигранную, у остальных звезд - восьмигранную. Перед авторами проекта стояли сложные задачи. Как добиться, чтобы ярко и равномерно была освещена вся поверхность звезды, от центра до острия лучей? Разместить внутри звезд десятки световых точек? Но тогда то и дело придется менять перегоревшие лампы. Установить в середине одну мощную? Но сколь мощную лампу ни поставь, ее свет в конце лучей будет гораздо слабее, чем в центре звезды. И еще: ночью рубиновые звезды будут красивы, а под солнцем их густо-красное стекло покажется почти черным. Остановились все же на одной лампе. С этой целью на Московском электроламповом заводе были разработаны и изготовлены специальные лампы накаливания мощностью в 5 тысяч ватт для звезд Спасской, Никольской и Троицкой башен и в 3700 ватт для звезд Боровицкой и Водовзводной башен. Серьезная задача была поставлена перед стекольной промышленностью: сварить специальное рубиновое стекло для кремлевских звезд. До этого в нашей стране такого стекла в больших объемах не варили. Задание поручили выполнить Константиновскому стекольному заводу в Донбассе.
Рубиновые звезды на кремлевских башнях горят днем и ночью. Капитальный ремонт и реконструкция звезд производились в 1945 и 1974 годах.
1965 — в прокат вышел фильм Элема Климова «Похождения зубного врача» с дебютантом Андреем Мягковым в главной роли.
2000 — в берлинском Египетском музее обнаружен единственный в мире автограф Клеопатры.
В этот день ушли из жизни:
1949 — Ярослав Галан (род. 1902), писатель, публицист.
1957 — Кристиан Диор (род. 1905), французский модельер одежды.
1974 — Давид Ойстрах (род. 1908), советский скрипач, дирижёр и педагог.
1974 — Екатерина Фурцева (род. 1910), экс-министр культуры СССР.
2004 — Наталия Баранская (род. 1908), писательница, литературовед, искусствовед, ставшая одним из основателей Государственного музея им. А. С. Пушкина. Внучатая племянница Василия Розанова.
В этот день родились:
1862 — Даниэль Сваровски (ум. 1956), основатель австрийской хрустальной империи Swarovski.
1882 — Имре Кальман (ум. 1953), венгерский композитор, автор оперетт («Сильва», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра»).
1899 — Илья Сельвинский (ум. 1968), русский советский писатель, поэт и драматург («Командарм 2», «Пушторг»).
1911 — Аркадий Райкин (ум. 1987), режиссёр, сценарист, актёр, юморист, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Руководитель театра «Сатирикон».
С приближением немцев к Риге (шла Первая мировая война) семья Райкиных, когда Аркаше было 5 лет, переехала в Рыбинск. Много лет спустя артист вновь посетил в Риге дом на Дзирнаву, 16, в котором когда-то жил. (Когда уже в наши дни на здании решили установить мемориальную доску, оказалось, что в воспоминаниях память подвела артиста: он родился в доме на улице Авоту, 4). Хотя дом и стал чужим, но разочарованием та встреча не стала. «Облик той жизни в моем восприятии смутен, — вспоминал Райкин, — при том, что образ ее весьма отчетлив». Детская память не сохранила расположения комнат, их число, находившуюся здесь мебель, но оставила вид из окон на дровяной склад и двор, по которому бегали ученики из расположенной по соседству гимназии. Ослепительным чудом были поездки на трамвае, рождавшие чувство превосходства над пешеходами. Самым же ярким воспоминанием детства осталась Эспланада — парк возле оперного театра, куда его возили в прогулочной коляске. Там играл духовой оркестр.
Вся материнская родня была из коренных рижан. Дед артиста владел аптекой, которая примыкала к жилым помещениям, и запах лекарств также был запахом детства. Один из маминых братьев стал журналистом, другой страстным книжником, ее сестра — скульптором, а она сама была акушеркой. Все заботы по дому и воспитанию детей (их было четверо) ложились на ее плечи.
Отец Райкина был воспитан совсем иначе. Дед по отцовской линии был из какого-то белорусского местечка, изъяснялся на невообразимой смеси идиш, русского, белорусского и немецкого языков, строго держался религиозных обрядов. Деспот по натуре, он требовал соблюдения ветхозаветных истин от всех родных. Прожил до 94 лет, пока на чьей-то свадьбе, танцуя, неудачно спрыгнул со стола. Отец Аркадия унаследовал от него суровость, потому дни рождения детей не отмечались, у них не было игрушек, а фотография считалась дорогим удовольствием. В Рижском морском порту он занимал должность лесного бракера, то есть контролировал отгрузку леса, отбирал и закупал образцы лесоматериалов. Слово «пробс», означавшее особо прочные бревна для крепления сводов шахт, также осталось в памяти с детства.
От матери Аркадию достались умение терпеть и прощать, не унижаться, ее музыкальность и эстетическое чувство. А вот склонность к лицедейству досталась Райкину от отца. У того был несомненный импровизаторский дар, так необходимый для работы с клиентами. Даже когда Райкин стал профессиональным артистом, отец мог подсказать и показать сыну правильную постановку номера.
Раз, точно обмолвившись, он ласково назвал сына Котей. Эта неожиданная нежность так взволновала и запомнилась, что когда у Аркадия Райкина родился сын, его так и назвали — Котя, Костя. Сегодня Константин Райкин руководит созданным его отцом театром «Сатирикон».
В Рыбинске Райкин в 6 лет впервые вышел на сцену, а в 10 лет вся семья Райкиных перебралась в Петроград, скоро названный Ленинградом. Город на Неве стал его домом, если не считать последних пяти лет жизни, проведенных в Москве. Еще студентом Райкин начал выступать на эстраде, а первый успех пришел к нему в декабре 1939 года, когда на I Всесоюзном конкурсе эстрады исполнил комические номера в образе Чарли Чаплина и завоевал 2-ю премию (1-й не досталось никому). И сразу же последовало приглашение выступить на концерте по случаю 60-летия товарища Сталина! Три года спустя уже Райкин пригласил вождя на свой спектакль, но тот с сожалением передал, что очень занят. Это было очень опасное внимание. Режиссер Николай Акимов, ставивший в театре Райкина спектакли, спрашивал друга: «Неужели, Аркадий, мы с тобой такое дерьмо, что нас до сих пор не посадили?»
Почти дружба связывала артиста и с другим генеральным секретарем — Леонидом Ильичем Брежневым. Начало было положено в первый день войны, когда 22 июня 1941 года первый секретарь Днепропетровского горкома партии первым же эшелоном отправил подальше от фронта находившуюся в городу труппу Райкина. Потом артисты и полковник Брежнев встречались в 1943 на Малой земле, а в последние месяцы своей жизни генсек помог театру Райкина обрести свое помещение, что и станет причиной переезда артиста в Москву.
При этом Райкин никогда не прислуживал власти, бичуя со сцены бюрократов, карьеристов, пустобрехов, хамство и невежество, всегда оставаясь лириком в душе. Он не делал громких заявлений, не обличал никого лично, но на его представлениях никогда не было пустых мест, а номенклатура всех уровней тихо ненавидела его и мелочно гадила. Сколько авторов и артистов прошли школу Райкина или были воспитаны на его примере, но все ли из них сумели удержаться на этом уровне? Райкин своей сатирой и добрым юмором защищал человека, тогда как сегодня на эстраде принято потешать зрителя уродливостью персонажей и глупостью произносимых ими фраз.
1921 — Лев Гинзбург (ум. 1980), русский советский поэт, публицист, переводчик немецкой поэзии.
1928 — Инна Гофф (ум. 1991), писательница.
Она начинала со стихов, но долго писала их только для себя, пока друзья ее мужа, поэта Константина Ваншенкина, артист Марк Бернес, композиторы Эдуард Колмановский и Ян Френкель не обратили на них внимание. Тогда и появились на свет песни «Август», «Я улыбаюсь тебе» и «Русское поле».
1929 — Сос Саркисян (ум. 2013), армянский актёр («Солярис», «Михайло Ломоносов»).
1931 — София Губайдулина, композитор, автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов.
1938 — Венедикт Ерофеев (ум. 1990), писатель («Москва-Петушки»).
1942 — Динара Асанова (ум. 1985), кинорежиссёр («Ключ без права передачи», «Пацаны», «Не болит голова у дятла»).
1946 — Лев Новоженов, тележурналист («Сегоднячко»).
При подготовке публикации использованы материалы сайта http://www.citycat.ru/historycentre/