24 октября: день в истории культуры и искусства

Значимые события этого дня:

1817 — в Москве на Воробьевых горах в присутствии императора Александра I заложен храм Христа Спасителя по проекту Александра Лаврентьевича Витберга. Этот проект не был осуществлен: через 22 года, когда Витберг заканчивал свой срок отбывания в ссылке, было начато строительство нового храма на новом месте по проекту архитектора К. Тона.

1885 — в Вене прошла премьера оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон».

1928 — в газете «Правда» опубликовано сообщение, что художественно-политический совет Главреперткома принял решение о запрещении к постановке пьесы М. Булгакова «Бег», как «идеализирующей» белогвардейцев. Не помогла и высокая оценка, данная пьесе Горьким, Луначарским, Станиславским, Немировичем-Данченко и др.

1935 — на Спасской башне Московского Кремля установлена звезда, изготовленная в Донбассе (данные согласно Википедии. Альтернативная дата - 2 ноября 1937 года).

До 1935 года шпили кремлевских башен украшали геральдические двуглавые орлы. Первого двуглавого орла водрузили на вершине шатра Спасской башни в 50-х годах XVII века. Позднее русские гербы были установлены на самых высоких проездных башнях Кремля: Никольской, Троицкой, Боровицкой. 23 августа 1935 года было опубликовано решение Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) о замене двуглавых орлов на башнях Кремля пятиконечными звездами.

По новому проекту основной несущей конструкцией звезды являлся объемный пятиконечный каркас, опирающийся у основания на трубу, в которой размещались подшипники для ее вращения. Каждый луч представлял собой многогранную пирамиду: у звезды Никольской башни двенадцатигранную, у остальных звезд - восьмигранную. Перед авторами проекта стояли сложные задачи. Как добиться, чтобы ярко и равномерно была освещена вся поверхность звезды, от центра до острия лучей? Разместить внутри звезд десятки световых точек? Но тогда то и дело придется менять перегоревшие лампы. Установить в середине одну мощную? Но сколь мощную лампу ни поставь, ее свет в конце лучей будет гораздо слабее, чем в центре звезды. И еще: ночью рубиновые звезды будут красивы, а под солнцем их густо-красное стекло покажется почти черным. Остановились все же на одной лампе. С этой целью на Московском электроламповом заводе были разработаны и изготовлены специальные лампы накаливания мощностью в 5 тысяч ватт для звезд Спасской, Никольской и Троицкой башен и в 3700 ватт для звезд Боровицкой и Водовзводной башен. Серьезная задача была поставлена перед стекольной промышленностью: сварить специальное рубиновое стекло для кремлевских звезд. До этого в нашей стране такого стекла в больших объемах не варили. Задание поручили выполнить Константиновскому стекольному заводу в Донбассе.

Рубиновые звезды на кремлевских башнях горят днем и ночью. Капитальный ремонт и реконструкция звезд производились в 1945 и 1974 годах.

1965 — в прокат вышел фильм Элема Климова «Похождения зубного врача» с дебютантом Андреем Мягковым в главной роли.

2000 — в берлинском Египетском музее обнаружен единственный в мире автограф Клеопатры.

В этот день ушли из жизни:

1949 — Ярослав Галан (род. 1902), писатель, публицист.

1957 — Кристиан Диор (род. 1905), французский модельер одежды.

1974 — Давид Ойстрах (род. 1908), советский скрипач, дирижёр и педагог.

1974 Екатерина Фурцева (род. 1910), экс-министр культуры СССР.

2004 Наталия Баранская (род. 1908), писательница, литературовед, искусствовед, ставшая одним из основателей Государственного музея им. А. С. Пушкина. Внучатая племянница Василия Розанова.

В этот день родились:

1862 — Даниэль Сваровски (ум. 1956), основатель австрийской хрустальной империи Swarovski.

1882 — Имре Кальман (ум. 1953), венгерский композитор, автор оперетт («Сильва», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра»).

1899 — Илья Сельвинский (ум. 1968), русский советский писатель, поэт и драматург («Командарм 2», «Пушторг»).

1911 — Аркадий Райкин (ум. 1987), режиссёр, сценарист, актёр, юморист, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Руководитель театра «Сатирикон».

С приближением немцев к Риге (шла Первая мировая война) семья Райкиных, когда Аркаше было 5 лет, переехала в Рыбинск. Много лет спустя артист вновь посетил в Риге дом на Дзирнаву, 16, в котором когда-то жил. (Когда уже в наши дни на здании решили установить мемориальную доску, оказалось, что в воспоминаниях память подвела артиста: он родился в доме на улице Авоту, 4). Хотя дом и стал чужим, но разочарованием та встреча не стала. «Облик той жизни в моем восприятии смутен, — вспоминал Райкин, — при том, что образ ее весьма отчетлив». Детская память не сохранила расположения комнат, их число, находившуюся здесь мебель, но оставила вид из окон на дровяной склад и двор, по которому бегали ученики из расположенной по соседству гимназии. Ослепительным чудом были поездки на трамвае, рождавшие чувство превосходства над пешеходами. Самым же ярким воспоминанием детства осталась Эспланада — парк возле оперного театра, куда его возили в прогулочной коляске. Там играл духовой оркестр.

Вся материнская родня была из коренных рижан. Дед артиста владел аптекой, которая примыкала к жилым помещениям, и запах лекарств также был запахом детства. Один из маминых братьев стал журналистом, другой страстным книжником, ее сестра — скульптором, а она сама была акушеркой. Все заботы по дому и воспитанию детей (их было четверо) ложились на ее плечи.

Отец Райкина был воспитан совсем иначе. Дед по отцовской линии был из какого-то белорусского местечка, изъяснялся на невообразимой смеси идиш, русского, белорусского и немецкого языков, строго держался религиозных обрядов. Деспот по натуре, он требовал соблюдения ветхозаветных истин от всех родных. Прожил до 94 лет, пока на чьей-то свадьбе, танцуя, неудачно спрыгнул со стола. Отец Аркадия унаследовал от него суровость, потому дни рождения детей не отмечались, у них не было игрушек, а фотография считалась дорогим удовольствием. В Рижском морском порту он занимал должность лесного бракера, то есть контролировал отгрузку леса, отбирал и закупал образцы лесоматериалов. Слово «пробс», означавшее особо прочные бревна для крепления сводов шахт, также осталось в памяти с детства.

От матери Аркадию достались умение терпеть и прощать, не унижаться, ее музыкальность и эстетическое чувство. А вот склонность к лицедейству досталась Райкину от отца. У того был несомненный импровизаторский дар, так необходимый для работы с клиентами. Даже когда Райкин стал профессиональным артистом, отец мог подсказать и показать сыну правильную постановку номера.

Раз, точно обмолвившись, он ласково назвал сына Котей. Эта неожиданная нежность так взволновала и запомнилась, что когда у Аркадия Райкина родился сын, его так и назвали — Котя, Костя. Сегодня Константин Райкин руководит созданным его отцом театром «Сатирикон».

В Рыбинске Райкин в 6 лет впервые вышел на сцену, а в 10 лет вся семья Райкиных перебралась в Петроград, скоро названный Ленинградом. Город на Неве стал его домом, если не считать последних пяти лет жизни, проведенных в Москве. Еще студентом Райкин начал выступать на эстраде, а первый успех пришел к нему в декабре 1939 года, когда на I Всесоюзном конкурсе эстрады исполнил комические номера в образе Чарли Чаплина и завоевал 2-ю премию (1-й не досталось никому). И сразу же последовало приглашение выступить на концерте по случаю 60-летия товарища Сталина! Три года спустя уже Райкин пригласил вождя на свой спектакль, но тот с сожалением передал, что очень занят. Это было очень опасное внимание. Режиссер Николай Акимов, ставивший в театре Райкина спектакли, спрашивал друга: «Неужели, Аркадий, мы с тобой такое дерьмо, что нас до сих пор не посадили?»

Почти дружба связывала артиста и с другим генеральным секретарем — Леонидом Ильичем Брежневым. Начало было положено в первый день войны, когда 22 июня 1941 года первый секретарь Днепропетровского горкома партии первым же эшелоном отправил подальше от фронта находившуюся в городу труппу Райкина. Потом артисты и полковник Брежнев встречались в 1943 на Малой земле, а в последние месяцы своей жизни генсек помог театру Райкина обрести свое помещение, что и станет причиной переезда артиста в Москву.

При этом Райкин никогда не прислуживал власти, бичуя со сцены бюрократов, карьеристов, пустобрехов, хамство и невежество, всегда оставаясь лириком в душе. Он не делал громких заявлений, не обличал никого лично, но на его представлениях никогда не было пустых мест, а номенклатура всех уровней тихо ненавидела его и мелочно гадила. Сколько авторов и артистов прошли школу Райкина или были воспитаны на его примере, но все ли из них сумели удержаться на этом уровне? Райкин своей сатирой и добрым юмором защищал человека, тогда как сегодня на эстраде принято потешать зрителя уродливостью персонажей и глупостью произносимых ими фраз.

1921 Лев Гинзбург (ум. 1980), русский советский поэт, публицист, переводчик немецкой поэзии.

1928Инна Гофф (ум. 1991), писательница.

Она начинала со стихов, но долго писала их только для себя, пока друзья ее мужа, поэта Константина Ваншенкина, артист Марк Бернес, композиторы Эдуард Колмановский и Ян Френкель не обратили на них внимание. Тогда и появились на свет песни «Август», «Я улыбаюсь тебе» и «Русское поле».

1929 — Сос Саркисян (ум. 2013), армянский актёр («Солярис», «Михайло Ломоносов»).

1931 — София Губайдулина, композитор, автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов.

1938 — Венедикт Ерофеев (ум. 1990), писатель («Москва-Петушки»).

1942 Динара Асанова (ум. 1985), кинорежиссёр («Ключ без права передачи», «Пацаны», «Не болит голова у дятла»).

1946 Лев Новоженов, тележурналист («Сегоднячко»).

При подготовке публикации использованы материалы сайта http://www.citycat.ru/historycentre/

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним