28 июня: день в истории культуры и искусства

Значимые события этого дня:

1644 — директор «Блистательного театра» Жан Батист Поклен, подписывая контракт с нанимаемым профессиональным танцовщиком, впервые расписался как Мольер.

Новое имя стало его сценическим и авторским псевдонимом, но до признания предстоял еще долгий путь. Сын королевского обойщика и камердинера должен был унаследовать его должность. Отец стремился не только передать старшему сыну свои навыки, но и дать превосходное образование. Потому после приходской школы записал его в Клермонский коллеж — престижную иезуитскую школу, в которой превосходно обучали латыни и прочим наукам, а имевшийся в коллеже театр развивал у воспитанников навыки ораторского мастерства, умение фехтовать, танцевать, музыке. У юного Поклена появились новые друзья, которых так же, как его самого, влечет театр. Среди них — его первая любовь Мадлена Бежар, Поль Скаррон, Сирано де Бержерак. Он младший в этой компании. Возможно, желая вырвать сына из ее рядов, отец отправляет сына изучать право в Орлеан. Но если знать, что почти все сочинители пьес для театра были адвокатами, то можно предположить, что это был сознательный выбор самого Мольера, уже предвидевшего свою судьбу. Наследник, получив ученую степень, не пожелал заняться ни какой–либо юридической деятельностью, ни продолжить дело отца, и в 21 год окончательно выбрал сцену. Говорят, отец пытался вразумить сына, направив к нему своего счетовода, прежде обучавшего Мольера премудростям ведения дел, но все вышло наоборот: тот сам бросил бухгалтерию и ушел в создаваемый театр.

Жан Батист, Мадлена, ее брат и другие столь же увлеченные молодые люди создали труппу из 10 человек, назвали ее «Блистательным театром», надеясь составить конкуренцию двум существовавшим в Париже театрам. Актерская профессия не считалась престижной, на подмостках не раз возникали скандалы. Весьма вероятно, что смирившийся с выбором сына отец попросил его взять себе псевдоним, чтобы фамилия королевского служащего Поклена не могла стать предметом пересудов. Есть разные объяснения рождения имени Мольер. Имелся такой сорт вина; так звали сочинявшего для театра прежде, еще до рождения Жана Батиста, малоизвестного автора, убитого в кабаке; наконец, прозвище можно буквально прочитать как комбинацию «слово–плющ». Опасения отца были не напрасны: новый театр быстро прогорел, и Мольер оказался в тюрьме.

Выпущенный под залог, он рассчитывался с долгами 20 лет. Сам с верными друзьями стал членом бродячей труппы комедиантов. В скитаниях потребность в репертуаре заставила Мольера самого взяться за перо. В Париж вернулся через 13 лет, чтобы покорить его. Он ушел из жизни, не доиграв последнего спектакля. Церковь запретила хоронить его как нераскаявшегося грешника, и только после личного указа короля тело великого драматурга было предано земле.

1669 – композитору Р. Камберу и поэту П. Перрену выдан королевский патент на организацию постоянного оперного театра. В 1671 году он откроется под названием «Королевская академия музыки», а с 1875 года будет носить современное название «Гранд-опера».

1941 – впервые прозвучала песня «Священная война».

Музыку к ней написал Александр Александров, что известно совершенно точно. А со словами оказалось не так однозначно: есть мнение, что претендующий на авторство текста пролетарский поэт Лебедев-Кумач эти стихи присвоил. Некий стихотворец принес свое произведение Василию Ивановичу, дабы тот посодействовал ему в поисках композитора. Стихи были посвящены первой мировой войне. Лебедев-Кумач положил их на полку, не торопясь оказывать содействие. Тем временем автор, так и не дождавшийся обещанной помощи, умер, а его пролетарский коллега приспособил чужой поэтический труд к своим нуждам. Вся его работа над текстом заключалась в замене слов «тевтонской силой темною» на «фашистской силой темною».

Похоже, что это все-таки козни недругов поэта: его родственники через суд восстановили авторство и доброе имя одного из авторов самой знаменитой песни Великой Отечественной войны.

В этот день ушли из жизни:

1834Осип Бове (род. 1784), архитектор.

1922 — Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (род. 1885), русский поэт и прозаик.

1942Янка Купала (род. 1882), народный поэт Белоруссии.

1971Александр Сигаев (род. 1893), кинооператор. Самой знаменитой его работой стали съемки фильма «Чапаев».

В этот день родились:

1577 — Питер Пауль Рубенс (ум. 1640), знаменитый фламандский живописец.

Он родился в немецком городке Зигене. Его отец, старшина города Антверпена, был вынужден покинуть родину предков по религиозным соображениям. Год спустя после рождения Питера он умер, и мать с тремя детьми смогла вернуться назад. Первыми наставниками Рубенса стали дальние родственники, потом за его обучение взялся лучший местный мастер Отто Ван Веен. Став свободным мастером, Рубенс отправился совершенствовать мастерство в Италию. «Когда он вернулся на родину, — писал первый биограф художника, — слава его стала уже повсеместной, и эрцгерцоги Альберт и Изабелла, желавшие, чтобы он их писал, назначили его придворным художником и привязали к себе золотыми цепями, дабы он не возвратился в Италию, куда его могли привлечь высокие цены на его картины».

Такое положение вполне удовлетворяло художника. Его стали звать королем живописцев и живописцем королей. Но смерть 12–летней дочери и спустя три года потеря горячо любимой жены во время эпидемии чумы заставила Рубенса в корне изменить свою жизнь, бросить живопись и стать дипломатом. Только новая любовь к 16–летней Елене, родственнице покойной жены, вернула его к творчеству. «Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе, но я испугался этого бедствия знатности и особенно надменности… Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти…» Она до его последних дней хранила тепло домашнего очага. Как писал критик, «в женских образах Рубенса всегда соединялись черты Изабеллы и Елены: в первой он как бы предвосхищал черты второй; во вторую вложил как бы неизгладимое воспоминание о первой. Почти ни одно полотно позднего Рубенса не обходится без Елены: он писал ее Магдалиной и Вирсавией, в шубке, едва прикрывающей наготу, в чопорном платье фламандской дамы…».

1712 Жан Жак Руссо (ум. 1778), французский писатель и мыслитель эпохи Просвещения, музыковед, композитор и ботаник. Жорж Санд называла его святым, Вольтер — чудовищем, а Лев Толстой как-то заметил, что самое большое влияние на него оказали Руссо и Евангелие.

1819 Карлотта Гризи (ум. 1899), итальянская балерина, первая исполнительница роли Жизель.

1924Вадим Сидур (ум. 1986), скульптор.

1926 — Артем Карапетян (ум. 2011), актёр.

1946 — Виктор Бутурлин, режиссёр («Убойная сила», «Улицы разбитых фонарей-2» и т. п.).

1949 Александр Панкратов-Чёрный, режиссёр и актёр («Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «За прекрасных дам»), президент Фонда социальной защиты детей.

При подготовке публикации использованы материалы ресурса http://www.citycat.ru/historycentre/

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним