7 декабря: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1764 - День рождения Эрмитажа.
Основательницей знаменитого на весь мир грандиозного музея стала императрица Екатерина II. День памяти небесной покровительницы императрицы — святой великомученицы Екатерины Александрийской (24 ноября по старому стилю, в наше время это 7 декабря) и считается датой основания музея. Императрица всегда помнила, что великими называли правителей, покровительствовавших наукам, философам и искусствам. В феврале 1764 года она приобрела коллекцию берлинского купца Иоганна Гоцковского в зачет его долга русскому правительству. До Екатерины первые холсты западноевропейских мастеров приобрел еще Петр I, но даже в собирании музейных редкостей первый российский император, воин и строитель, отдавал предпочтение другим экспонатам, составившим основанный им первый музей России — Кунсткамеру.
В коллекцию купца входило 225 полотен. Он собирал ее по заказу прусского короля Фридриха II. Но тот еще в правление Елизаветы Петровны проиграл России Семилетнюю войну. Тогда русские войска в первый раз вступили в Берлин, а король сказал о противнике: «Это железные люди, их можно убить, но не победить». Королю с опустошенной казной стало не до высоких материй, а Гоцковский потерпел убытки, неудачно вложив средства в покупку хлебных магазинов (складов), оставленных русской армией в Берлине. Продажа коллекции могла покрыть значительную часть его долга, а для Екатерины II ее приобретение становилось еще одним подтверждением победы русского оружия, свидетельством прочности империи и укрепляло ее славу просвещенной правительницы.
Вел переговоры с купцом посланник императрицы в Пруссии князь Владимир Долгоруков. Летом коллекция прибыла в российскую столицу. Ей было выделено помещение в Зимнем дворце, которое на французский манер стало называться Эрмитажем, то есть «местом уединения». Вскоре по соседству с дворцом было возведено специальное здание для размещения коллекции, которое стало зваться Малым Эрмитажем.
Сделав первый шаг, Екатерина не остановилась. Поиском новых сокровищ занялись посланники по всей Европе, императрица советовалась со своими великими собеседниками-корреспондентами. Посланник в Париже князь Дмитрий Голицын приобрел «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Другой шедевр художника — «Даная» — попал в коллекцию Эрмитажа по рекомендации Дени Дидро, посоветовавшего обратить внимание на наследство семейства баронов Кроза.
Коллекция быстро росла, к концу правления Екатерины в ней было почти 4 000 картин, но галерея еще долгое время оставалась недоступной для всеобщего обозрения. Поэт Александр Пушкин смог увидеть ее только потому, что его старший товарищ Василий Жуковский был наставником цесаревича. К Малому были пристроены Большой и Новый Эрмитажи. Последний, воздвигнутый при императоре Николае I, стал первым в России зданием, отведенным под публичный музей. В 1852 году он был открыт для публики. Император лично отобрал скульптуры в залы первого этажа. Через четверть века музей посещало 50 000 человек в год. Сегодня число его посетителей превышает 3 миллиона человек. В мировом рейтинге зрительской популярности Эрмитаж находится на 12 мест, опережая такие популярные места паломничества любителей искусства, как Прадо (Испания) и галерея Уффици (Италия).
1769 — Российская императрица Екатерина II учредила «Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия» - высшую воинскую награду России с четырьмя степенями отличия.
В центральном круге орденского креста помещен всадник, поражающий копьем змея. Это Георгий Победоносец, еще со времен Киевской Руси считающийся небесным покровителем русского воинства. Черно-оранжевые цвета орденской ленты стали в России символом воинской доблести и мужества, а с недавних пор и символом Победы (Георгиевская лента). В Георгиевском зале Большого Московского дворца на мраморных досках увековечено более 11 тысяч фамилий офицеров, удостоенных этой награды. 650 из них стали кавалерами 3-й степени ордена, 125 — 2-й, а 25 человек — высшей, 1-й степени. Но только четверо полными кавалерами ордена святого Георгия: генерал-фельдмаршалы Михаил Кутузов, Михаил Барклай де Толли, Иван Паскевич и Иван Дибич. Могли бы возглавить этот список князь Григорий Потемкин и генералиссимус Александр Суворов, а дополнить его граф Леонтий Беннигсен, но каждого из них сразу же наградили орденом 3-й степени, минуя младшую.
Прежняя наградная система, упраздненная с Октябрьской революцией, стала возрождаться в современной России. Как высшая военная награда Российской Федерации орден Святого Георгия был восстановлен в 2000 году, а первые награждения произведены в 2008 году после боевых действий в Южной Осетии по «принуждению Грузии к миру».
1877 — Томас Эдисон продемонстрировал граммофон.
1919 — Почетное звание Академический театр было присвоено шести старейшим русским театрам: Большому, Малому, Художественному в Москве, Александринскому (ныне им. А. С. Пушкина), Мариинскому и Михайловскому (ныне им. М. П. Мусоргского) в Петрограде (Сакнт-Петербурге).
1972 — На экраны вышел фильм Эльдара Рязвнова «Старики-разбойники» c Евгением Евстигнеевым и Юрием Никулиным в главных ролях.
1991 — создана Петровская академия наук и искусств в Санкт-Петербурге.
В этот день ушли из жизни:
1917 – Людвиг Федорович Минкус (наст. имя Алоизий Людвиг) (род. 1826), австрийский композитор, скрипач и дирижёр, долгие годы живший и работавший в России. Минкус хорошо чувствовал специфику балетного театра, обладал высоким профессионализмом. Его балеты, наполненные жизнерадостной, мелодичной, ритмичной музыкой, до сих пор входят в репертуар ведущих театров России и мира.
Основные сочинения (указываются только самостоятельно написанные партитуры): «Дон-Кихот», «Золотая рыбка», «Фиаметта», «Баядерка», «Волшебные пилюли», «Камарго», «Калькабрино», «Фетида и Пелей». Наиболее известные вставные номера в балетах других композиторов: Вариация Жизели (вариация с волчками) в балете А. Адана «Жизель», Детский полонез и мазурка, Grand pas и фрагменты Pas de trois в балете Э. Дельдеве «Пахита». Музыка Л. Ф. Минкуса также была использована в балете «Корсар» (возобновление 1899 г.) — Вариация Медоры в сцене «Оживленный сад» (музыка из балета «Приключения Пелея»).
1978 – Леонид /Алексей/ Хмара (род. 1915), диктор Центральной студии документальных фильмов. Им озвучены многие документальные киноленты, авторский текст к таким художественным фильмам как «Нормандия — Неман», «Живые и мертвые».
1995 – Олег Теслер (род. 1938), художник-карикатурист. Сотрудничал с журналами «Смена», «Крокодил»; с «Литературной газетой». Был одним из главных художников Олимпиады-80, а также советских журналов «Пионер», «Советский экран» и газеты «Известия». К слову, Будущий Патриарх Алексий I крестил Олега Теслера в одном из ленинградских храмов[
2001 — Анна Шилова (род. 1927), советская телеведущая, заслуженная артистка РСФСР.
2010 — Татьяна Комарова (род. 1952), корреспондент, комментатор, обозреватель, ведущая программы «Время».
В этот день родились:
1905 – Михаил Габович (ум. 1965), артист балета, педагог. Он был партнером великой Галины Улановой, а самый знаменитый из его учеников — Владимир Васильев.
1910 – Екатерина Фурцева (ум. 1974), министр культуры СССР с 1960 по 1974 годы.
1926 – Петр Вельяминов (ум. 2009), актер. В кино он дебютировал уже в зрелом возрасте в телесериале «Тени исчезают в полдень» (1972) и сразу завоевал любовь зрителей. Потом были «Вечный зов», «Время выбрало нас», «Зимняя вишня», «Бандитский Петербург»…
1959 — Сергей Мазаев, советский и российский актёр, музыкант, певец, солист группы «Моральный кодекс». Заслуженный артист России.