Гендиректор «Донбасс Оперы» Евгений Денисенко: Музыканты, вставшие в войну плечом к плечу с нами, для меня ценнее всех

30 июня в стенах Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко состоялась большая пресс-конференция, посвященная итогам юбилейного 85 театрального сезона.

Спикерами пресс-конференции выступили генеральный директор «Донбасс Оперы» Евгений Денисенко, заместитель генерального директора по организации зрителей Лариса Феденко, главный режиссер театра Оксана Антоненко, главный дирижер Юрий Парамоненко, солисты оперы Татьяна Плеханова, Юрий Алексейчук и Евгений Бойко, а также артист балета Максим Вальчик.

Предлагаем вашему вниманию ключевые тезисы, озвученные в ходе пресс-конференции.

О премьерах и восстановленных спектаклях

Евгений Денисенко: - За театральный сезон в общей сложности нами было показано 165 спектаклей. За этот год мы создали 4 премьеры – «Фиалка Монмартра», спектакль «Буратино», который нам подарил композитор Алексей Рыбников, «Путеводитель по симфоническому оркестру», направленный на эстетическое воспитание детей, и буквально сегодня у нас состоится новый спектакль «Да здравствует жизнь!» по произведениям Моцарта. Хочу подчеркнуть, что мы очень много делаем постановок для детей, уделяем этому большое внимание, потому что понимаем, насколько важно искусство для воспитания молодого поколения. До Нового года планируем также поставить спектакль «Малыш и Карлсон».

Также мы восстановили балетный спектакль «Вальпургиева ночь». Вообще, некоторые дилетанты от искусства не верили, что во время войны в Донецке может состояться фестиваль балетного искусства «Звезды мирового балета», а он у нас в этом году уже третий раз будет проходить. К этому фестивалю восстанавливается балет Прокофьева «Ромео и Джульетта», который ранее был в репертуаре театра. И мы его обязательно восстановим.

Должен отметить еще один спектакль, который давно в наших планах, – это «Пиковая дама» Чайковского. Ситуация по данному вопросу, к сожалению, не очень простая. Скоро приезжает режиссер, мы оговариваем график репетиций, но на текущий момент у нас не готовы декорации. Это наша беда, потому что, как вы знаете, декорации «Донбасс Оперы» сгорели во время обстрелов. Поэтому сегодня нам приходится восстанавливать очень много декораций, и процесс этот дорогостоящий и крайне трудоемкий.

Еще более сложной является ситуация с оперой «Летучий голландец». Этот спектакль был визитной карточкой нашего театра. Чтобы его восстановить, необходима сумма примерно в полтора миллиона. Мы ищем пути решения этого вопроса. К слову, на следующей неделе к нам приезжает солист из Санкт-Петербурга Владимир Вьюров, который активно нам помогает. Кроме того, мы ведем разговоры с организацией Сары Вагенкнехт из Германии, которая изучает возможности финансирования восстановления этого спектакля. Но в любом случае, раньше, чем к 2020 году, мы его не восстановим.

Что касается практики концертных версий известных оперных произведений, на которую мы вынужденно шли в связи с нехваткой средств, то эти спектакли мы будем делать полноценными постановками. Речь идет о спектакле «Царская невеста», кроме того, мы уже обсуждаем полноценную постановку «Князя Игоря». Хочу подчеркнуть, что в нынешнем репертуаре «Донбасс Оперы» очень много в первую очередь итальянских произведений, а вот русские спектакли не так часто ставились.

О грядущих гастролях

Евгений Денисенко: - В этом году мы открываем новый театральный сезон в конце августа, на День шахтера, потому что с 11 сентября основная масса наших артистов уезжают на гастроли в Волгоград и Воронеж с двумя спектаклями – восстановленной в этом году оперой «Турандот» и оперой «Бал-маскарад». На гастролях будет занято порядка 150 человек – хор, солисты, оркестр, техническая группа. Организатором выступила московская компания «Большие гастроли», оказывающая поддержку русскоязычным театрам, находящимся за пределами России.

Хочу подчеркнуть, что во время войны весьма непросто удерживать высокий творческий потенциал, и гастроли являются для нас большим мотивирующим фактором. Важно отметить, что спектаклей, которые мы повезем, в репертуаре Воронежского и Волгоградского театров нет.

О выездных спектаклях на территории Республики

Лариса Феденко: - На сегодняшний день у нас увеличилось количество выездных спектаклей, которые мы даем на территории Республики, за пределами сцены «Донбасс Оперы». Ведь сейчас у зрителей, проживающих не в Донецке, нет возможности, как раньше, в мирное время, просто взять и приехать в театр. Поэтому мы ездим даже в те города, в которые нам экономически невыгодно ехать. Это очень нужно людям, и отдачу мы получаем невероятную. Тот же Зугрэс – маленький городочек, а эмоций мы оттуда увозим море. Наши артисты приспосабливаются к любым условиям, чтобы порадовать зрителя. Нет гримерных – не беда, нет оркестровой ямы – оркестр садится в первом ряду... Состав труппы на выезде по Республике – такой же, как и на зарубежных гастролях: порядка 150 человек, оркестр, хор, солисты, балет, мастера сцены.

Оксана Антоненко: - Буквально недавно мы впервые за военное время вывезли сказку «Золушка». Отмечу, что сказки более сложны для гастролей в техническом плане, потому что оснащены видеопроекцией. Такое оборудование нам на выезде, естественно, никто предоставить не может. Но «Золушку» нам удалось трансформировать, и мы ее показали в Торезе.

Каждые такие гастроли – это невероятно, происходит колоссальный обмен энергией со зрителем. Нас задаривают цветами, долго не отпускают со сцены и ожидают после спектакля, чтобы поблагодарить... Ведь многие не могут себе позволить приехать в столичный театр и посмотреть наши спектакли. Люди так искренни, и это - огромная радость для артиста. Забегая вперед, скажу, что у нас уже есть задумки выездных спектаклей в Республике на сентябрь-октябрь.

О благотворительной деятельности

Лариса Феденко: - Мы увеличиваем количество благотворительных спектаклей и уделяем особое внимание детям. В частности, для школ Республики мы организовывали ряд допремьерных показов сказки «Буратино». К нам приезжают и дети из прифронтовых районов, для них мы устраиваем экскурсии по закулисной части, показываем спектакль, а в завершение программы наши гости получают сладкие подарки. Эмоции у детей зашкаливают… В такие моменты мы особенно остро понимаем, что не зря служим в театре. К слову, по предварительной заявке у нас можно организовать экскурсию, поэтому – ждем к нам в гости!

О нехватке кадров и преданности театру

Евгений Денисенко: - Когда в 2014 году нас покинули все дирижеры и за пульт встали музыканты, встал вопрос их профессионального обучения. Двоих наших сотрудников мы выучили в Ростове-на-Дону, двоих – в Санкт-Петербурге (они уже защитились, и 7 июля мы будем им вручать дипломы), и одного – в Москве, причем практику он проходил в Большом театре. А профессура, которая учила 2 года Юрия Парамоненко в Ростове, полным составом пришла на сдачу «Бал-маскарад», который он дирижировал...

Замечу, что Сергей Дубницкий не оставит вокальное поприще – он будет совмещать пение с дирижерской работой. Остальные получившие профильное образование сотрудники полностью перейдут в дирижеры.

Таким образом, у нас пять дипломированных дирижеров, и больше нам не надо. Не скрою, сейчас поступают предложения, но я отказываю, потому что эти музыканты в войну встали с нами плечом к плечу, и они для меня - ценнее всех других.

Это же касается и наших солистов. Вот здесь присутствует Женя Бойко – он у нас единственный солист-тенор, который на гастролях в Волгограде и Воронеже будет петь оба спектакля, и замены ему нет. Точно так обстоит дело и с балетом, где на сегодняшний день 21 вакансия, и это для нас – большая беда. Ведь при полной труппе мы могли бы показывать в течении недели 3 балета, а вынуждены показывать лишь один, потому что на тех людях, что остались, лежит неимоверная нагрузка. Каждый день у артиста должна быть тренировка, урок, подготовка к новым спектаклям… Мы организовывали прослушивание, к нам приезжали вокалисты не только из Донецка, но и из Луганска, и определенные наметки мы для себя сделали. Плотно к этому вопросу мы вернемся в новом театральном сезоне. И, кроме того, планируем создание в театре стажерской группы, чтобы «выращивать» своих вокалистов.