Генеральный директор Донецкой филармонии Александр Парецкий: Мы ответственны за музыку, которую исполняем

Тот, кто скажет, что филармония – заведение для избранных, что называется, аристократов от искусства, коих в промышленном Донбассе найти весьма трудно, – ошибется. Потому что концертный зал Донецкой государственной академической филармонии стабильно полон зрителями всех возрастов. Многие отмечают, что эта тенденция усилилась именно в последние два военных года. Музыка лечит, успокаивает, вселяет надежду, очищает душу. Это ощущаешь, даже не будучи глубоким знатоком классики. Здесь, пожалуй, принципиально лишь одно: чтобы эта музыка исполнялась сердцем, в искреннем желании доставить зрителю радость.

Пожалуй, в этом и заключается главный секрет полных залов Донецкой филармонии. О закулисье непростой, но любимой работы на благо родного зрителя мы поговорили с генеральным директором учреждения Александром Парецким.

– Логично начать нашу беседу с воспоминаний о недавно завершившемся концертном сезоне 2015-2016. Излишне говорить о том, что он был ярким и запоминающемся, но, тем не менее, если выделять какие-то вехи – о чем в первую очередь хотелось бы вспомнить?

А.П.: – Во-первых, этот сезон был настолько активным, что по количеству мероприятий и событий он превзошел даже сезоны довоенные – 2012-го, 2013 годов. И по количеству концертов, и по проводимым фестивалям, и по их уровню. Имеются в виду и фестиваль «Прокофьевская весна», посвященный 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева, и Международный джазовый фестиваль «Джаз-форум», и закрытие сезона, когда у нас состоялся концерт с участием британского пианиста Питера Сейврайта, благодаря чему данное событие приобрело международный уровень. Сезон отличался и своим разнообразием, поскольку у нас практически ни одна программа не повторялась. И симфонический оркестр, и камерный оркестр «Виола», и концертный ансамбль «Ричеркар», и «Септет-джаз» Александра Куслина готовили новые программы, старались разнообразить репертуар, чтобы завсегдатаев филармонии и всех поклонников музыкального искусства порадовать чем-то новым и интересным.

Нас часто спрашивают, не изменилось ли направление формирования репертуара филармонии в связи с нынешними военными и политическими событиями. Я не могу сказать, что оно в корне изменилось, что мы переориентировались на других композиторов, на другие музыкальные направления или жанры. В целом филармония как была организацией, которая пропагандировала лучшие образцы музыкального искусства – и отечественного, и зарубежного – так оно и осталось. В то же время у нас отменилась «обязаловка», навязывание сугубо украинской музыки, ранее имевшее место. В бытность Украины у нас был цикл концертов «Скарбниця української музики», и эти концерты абсолютно не пользовалась популярностью. Люди идут, только когда им интересно, и это правильно! Что касается школ – наш музыкальный лекторий в довоенное время давал много концертов по образовательным учреждениям, в том числе по школам и детским садам. В этом году у нас был открыт Малый зал, в котором проходят программы и для взрослых зрителей, и для детской аудитории. Большое количество программ для детей подготовил наш камерный оркестр «Виола», и эти программы имели большой успех среди юных зрителей. Несмотря на то, что исполнялись произведения классических отечественных и зарубежных композиторов, все это происходило в интерактивной игровой форме, и деткам это понравилось.

В целом этот сезон был очень насыщенным. И даже музыканты нашего симфонического оркестра сказали: «Мы не помним, когда сезон закрывался в июле». Обычно это происходило в мае, а в этом году у нас июнь был очень плотным. И мало того – некоторые коллеги говорили мне в апреле-мае, когда планировался июнь, дескать, «не надо проводить мероприятия в июне, это неоправданно, потому что лето, и все зрители – в отпусках и на дачах». Тем не менее, по продаже билетов в июне мы превзошли май. Поэтому разговоры о том, что какой-нибудь сезон – «неудачный», непродаваемый – от лукавого. Неудачных сезонов не бывает – при условии, если правильно продумать, чтÓ предложить зрителю, чтобы ему это было интересно.

– Как же безошибочно угадать зрительский вкус? Понятно, что репертуар филармонии формируется по разным критериям – те же юбилеи известных композиторов, значимые события в Республике, плюс визиты к нам зарубежных музыкантов… Но что касается остальных программ – как вы изучаете интересы публики с тем, чтобы предложить ей что-либо? Что здесь первично – спрос или предложение?

А.П.: – Прежде всего в данном вопросе мы отталкиваемся от художественной целесообразности. То есть формируются программы с учетом мнения художественного совета относительно того, что ту или иную музыку обязательно нужно исполнять и популяризировать. Речь идет о произведениях признанных композиторов – Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, Прокофьева, конечно же. И зарубежных – Моцарта, Баха, Бетховена, и так далее.

Вторая составляющая – вы правильно сказали – знаменательные даты, связанные с биографиями композиторов и деятелей культуры. Кроме того, зрителей привлекает то, что популярно. Мы анализируем программы предыдущих месяцев и определяем то, что было наиболее интересно публике. Например, в прошлом сезоне мы обратили внимание, что концерты по произведениям Бетховена у зрителей вызвали прямо-таки ажиотаж. Спрос был таким, что не хватало билетов. Также у нас была чрезвычайно популярная программа «Времена года» Вивальди, которую в связи с высоким зрительским интересом мы неоднократно повторяли. Таким образом, мы отталкиваемся от того, чтÓ целесообразно повторить, – с тем, чтобы это действительно принесло радость зрителям – тем более тем, кто не смог посетить программу в прошлый раз.

Также при составлении репертуара имеют место и другие факторы. Это и стремление познакомить деток с какими-то образцами музыкального искусства, и важность жанрового разнообразия, соблюдение необходимого баланса. Чтобы все музыкальные направления у нас были представлены – от классической симфонической музыки до популярных эстрадных и народных произведений – и были задействованы все наши оркестры, как симфонический, так и камерный, и джазовый. 

– Вы сейчас сказали о том, что большой пласт концертных программ формируется на основе прошлого опыта. А что касается премьер, каких-то творческих экспериментов, чего-то такого, чего раньше не было в принципе? Как-то вы анонсировали, что в новом сезоне Донецкая филармония представит программу симфо-рока. Уточните, когда ее можно ожидать?

А.П.: – Среди всех экспериментов завершившегося сезона – неудачных у нас, к счастью, не было – могу назвать программу «Музыка и здоровье». Ее ведущими стали доктор медицинских наук, профессор Эмиль Яковлевич Фисталь и специалист по здоровому образу жизни, психолог Ольга Маслова.

Что касается симфо-рок-концерта, то мы его действительно запланировали, причем – две программы. Одна – это рок-хиты с симфоническим оркестром, афишу этого концерта уже можно видеть по городу. В нем прозвучат композиции всемирно известных групп и исполнителей – Queen, Pink Floyd, Rolling Stones, Led Zeppelin и так далее. Концерт состоится 22 октября, с 1 августа можно будет приобретать билеты в кассе филармонии.

И второе направление – это симфо-джаз. Этот концерт мы планируем представить в марте 2017 года в рамках нашего традиционного международного фестиваля «Джаз-форум». Кстати, наш британский гость Питер Сейврайт, выступивший на закрытии 84-го сезона, узнав о наших фестивалях, весьма заинтересовался как раз направлением симфо-джаза. Это музыкальное течение, которое связано непосредственно с именем Джорджа Гершвина. И Питер Сейврайт выразил желание выступить у нас в марте, исполнить «Рапсодию в стиле блюз» и симфоническую поэму Гершвина «Американец в Париже». Так что наши планы таковы – дай Бог, чтобы все состоялось.

- В последнее время иностранные музыканты становятся гостями Донецкой филармонии достаточно регулярно. Как в условиях нашей непростой ситуации удается с ними налаживать контакты?

А.П.: – В разных случаях – по-разному. Иногда – через творческие и личные связи – где-то кто-то кому-то рассказывает, что в Донбассе идет война, но филармония работает, и очень хороший исполнительский уровень у коллективов. И многие музыканты сами проявляют инициативу. Скажем, тот же Питер Сейврайт – он сам написал нам письмо. Он, кстати, в своих интервью рассказывал о том, что прочитал публикацию в британской прессе о событиях в Донбассе, о войне. И там маленький абзац как раз был посвящен тому, что, несмотря на войну, культурная жизнь в Республике бьет ключом, работают театры, музеи, библиотеки, в филармонии симфонический оркестр готовит новые программы... И он как музыкант, ведущий активную гастрольную деятельность и выступавший с различными симфоническими оркестрами во многих странах мира, был заинтересован выступить с очередным коллективом. Причем ему интересно было исполнить, как он сам выразился, «музыку русского композитора с русским симфоническим оркестром» – в данном случае он исполнял 4-й концерт Рахманинова. Действительно, симфонический оркестр любого западного государства и симфонический оркестр, скажем так, славянского мира по-разному читают эту музыку и исполняют ее – другие темпы, другая динамика и другой посыл. И когда начался репетиционный период и произошло первое знакомство Сейврайта с оркестром, прозвучали первые аккорды, первые музыкальные фразы концерта Рахманинова, наш гость был просто покорен. Он очень харизматичный эмоциональный человек, бурно выражающий свои ощущения. И от него то и дело мы слышали: «Фантастик!», «Окей, окей!». Как я понял, ему очень интересно с нами сотрудничать.

То же самое – и с другими зарубежными деятелями культуры, с которыми нам приходилось работать. Среди них, прежде всего, конечно же, Валентина Лисица. Она нас духовно поддерживает, на эмоциональном уровне, переживает, сочувствует…

В следующем сезоне у нас ожидаются новые встречи с зарубежными исполнителями. Помимо Сейврайта, планируется выступление дирижера из Швеции Пера Андерсберга – его концерт запланирован на 24 сентября. В данном случае он приезжает к нам благодаря личному знакомству с нашим оркестрантом. На ноябрь у нас запланирована концертная программа с участием двух дирижеров из Кемеровской области. Такая параллель: Донбасс-Кузбасс – шахтерские регионы, их культурные, творческие связи.

Но самое примечательное для нас, конечно, то, что это будет юбилейный сезон - в нынешнем году исполняется 85 лет Донецкой филармонии. По этому поводу 1 октября, в Международный день музыки, состоится праздничная программа, в которой выступят разные коллективы и исполнители. Но откроем сезон мы 3 сентября концертом из произведений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича к 110-летию со дня рождения этого великого композитора.

– А как обстоят дела у Донецкой филармонии с внешней гастрольной деятельностью? Принимать именитых гостей на своей сцене – очень почетно и важно, но это – полдела…

А.П.: – В прошлом году у нашей филармонии были гастроли. В начале прошлого сезона «Септет-джаз» выступил с концертами в Ставропольском крае – Пятигорске, Кисловодске. Группа наших артистов со специально подготовленной программой выступала в Курской филармонии. Наша солистка Татьяна Гуртовенко вместе с заслуженным артистом Российской Федерации Анатолием Оселковым принимала участие в его программах с симфоническими оркестрами разных городов России, выступала в Ярославле, Уфе, Хабаровске и других городах. Но, говоря откровенно, мы сегодня не ставим перед собой задачу кого-то специально «удивлять» за пределами Донецкой Народной Республики и упор на гастрольной деятельности не делаем. Во-первых, это дорогостоящее дело, требующее больших ресурсов. Во-вторых, сегодня мы заняты, прежде всего, пропагандой музыкального искусства здесь, внутри Республики. И с этой целью благодаря поддержке главы Республики и Министерства культуры ДНР у нас был организован ряд акций с концертами по территории ДНР, в рамках которых наши музыканты в разных составах выступали в наиболее пострадавших от военных действий городах. Это и Горловка, и Дебальцево, Шахтерск, Иловайск… В перспективе мы готовимся к поездкам за пределы Республики, ведем переговоры. Но это пока – все-таки не наш приоритет.

– Если не секрет, какая часть сотрудников покинула коллектив в связи с боевыми действиями?

А.П.: – Примерно пятая часть. То есть катастрофической потери для коллектива не было. Другое дело, что в симфоническом оркестре, например, существенно сократилась духовая группа. Но сейчас этот вопрос решается.

– На освободившиеся места в ваш коллектив пришли молодые кадры. Ваше мнение как руководителя: на кого нужно делать ставку – на «костяк» взрослых и опытных, либо же на юных и дерзких, у которых опыта объективно не столь много?

А.П.: – На мой взгляд, сложившаяся ситуация в некоторой степени как раз благотворно повлияла на коллектив. Если можно так выразиться, он «освежился». Если брать по персоналиям – вот, например, Владимир Заводиленко. Молодой дирижер, харизматичный, творчески амбициозный – в хорошем смысле этого слова.

– Он всегда с таким удовольствием работает – просто любуешься, как он «отдается процессу»…

А.П.: – Совершенно верно. То же самое – исполнители в оркестре и солисты-вокалисты, они работают с большим рвением. Несмотря на многие трудности – сейчас, слава Богу, ситуация уже стабилизировалась, а до этого ведь были проблемы и с зарплатами, и не только. Но, тем не менее, все это время люди у нас работали, выкладываясь на 100 процентов.  Хочу добавить, что у нас есть художественный совет, который принимает программы. И худсовет имеет право отстранить того или иного исполнителя от участия в программе, если он работает недостаточно профессионально. Это дополнительно стимулирует артистов не стоять на месте и повышать уровень своего мастерства.

Кстати, говоря о высокой отдаче, то же можно сказать и о тех, кто находится по другую сторону сцены, – о наших зрителях. Потому что, по статистике продаж, сегодня у нас гораздо выше продаваемость билетов. Дончане очень активно идут в концертные залы, в театры. Возможно, тем самым они ищут утешение, стараются отвлечься от нелегкой реальности; а где-то для них это возможность познакомиться с высокохудожественными образцами музыкального искусства. Поэтому – спрос на нас есть, и мы стараемся его оправдать.  

– Вы пребываете у руля Донецкой филармонии немногим более полугода. До этого, работая на посту министра культуры, вы прекрасно знали ситуацию как в целом в сфере культуры Республики, так и в каждом отдельном учреждении, в том числе – и в филармонии. С каким настроем вы шли на нынешнюю должность? Как новатор, намеренный все кардинально менять, либо все же – как последователь прежних традиций и устоев?

А.П: – Претензии к работе филармонии во время моего пребывания на министерском посту были. И когда я сюда шел, мне хотелось – и сейчас хочется – вносить изменения в деятельность филармонии, совершенствовать ее, внедрять новые формы и методы работы. Во время пребывания в должности министра я общался с представителями российского музыкального сообщества, в том числе – и с представителями руководства некоторых российских филармоний. Возникла масса идей относительно того, что нового и полезного можно привнести в работу нашей Донецкой филармонии. Это касается многих вопросов – форм и методов работы исполнителей и коллективов, методов работы со зрителем, в том числе в части привлечения его в концертный зал; методов рекламно-информационного взаимодействия, и так далее. Много нового мы уже внедрили, и сейчас опробуем, как это работает.

- Например?

А.П.: – Во-первых, абонементы на посещение – это новшество появится в нашем юбилейном сезоне. Во-вторых, как я уже говорил, по мере возможности мы активно привлекаем к выступлениям артистов из-за рубежа. В-третьих, у нас сейчас очень активная реклама, мы взаимодействуем со всеми республиканскими телеканалами. Мы видим, что она работает, способствуя популяризации работы филармонии среди населения. В-четвертых, к началу следующего сезона филармония готовит к запуску новый современный сайт. Наш нынешний сайт морально и технически устарел, вследствие чего не доносит до аудитории информацию в том виде, в каком хотелось бы. На новом сайте будут удобные функции, благодаря которым зрителю легче и комфортнее будет делать выбор концерта для посещения и получать информацию о работе филармонии и ее коллективов.

Есть и внутренние преобразования, связанные с оптимизацией структуры филармонии. Плотно работаем – конечно, с оглядкой на войну, потому что она ограничивает рамки наших возможностей – над облагораживанием филармонии, ее интерьера. В частности, прямо сейчас идут ремонтные работы в концертном зале – мы расширяем сцену, чтобы на ней мог находиться в полном составе наш симфонический оркестр. Сцена у нас действительно маленькая, и, например, когда проходит концерт для фортепиано с оркестром, то по центру стоит рояль, а состав оркестра нам приходится сокращать, потому что все не помещаются на сцене. В итоге исполнение теряет в своем качестве.

Из зрительских холлов мы убрали жалюзи – повесим там красивые шторы и гардины. В лестничных пролетах у нас уже висят французские шторы. Мы стараемся облагородить наше помещение, чтобы у зрителей возникало ощущение, что они попали действительно в концертный зал ведущей концертной организации Республики, а не в рядовой дворец культуры. А ощущение такое есть, чего греха таить. Вот вчера приходил подрядчик от организации, которая занимается ремонтом сцены, посмотрел и говорит: «Да, конечно, зал у вас бедненький… Я думал – у вас все более помпезно». Будем стремиться к лучшему.

К слову, мы увеличились как коллектив. С 1 июля на базе Донецкой государственной академической филармонии работает духовой оркестр.

– Подавляющее большинство тех, кто будет читать это интервью, хорошо знает, что представляет собой Донецкая филармония. Но, возможно, кто-то будет по нему составлять и свое первое впечатление об этом учреждении. Давайте специально для этой части читательской аудитории расскажем, какой «творческой армией» сегодня располагает Донецкая государственная академическая филармония.

А.П.: – Основой нашей филармонии, конечно, является академический симфонический оркестр имени Сергея Прокофьева. В его состав входит почти 90 профессиональных музыкантов. Второй по масштабам – камерный оркестр «Виола». После своего окончательного формирования своеобразную конкуренцию по количеству музыкантов ему составит уже упомянутый мной духовой оркестр, созданный благодаря поддержке Министерства культуры ДНР, Министерства финансов и лично Главы Республики. Активную деятельность у нас ведет концертный ансамбль «Ричеркар». На базе филармонии также есть струнный квартет, ансамбль «Септет-джаз» Александра Куслина, квартет солистов «Мелодия» – это исполнители на народных инструментах. И большая армия солистов – вокалистов и инструменталистов, – которые образовывают между собой разные творческие конфигурации, например, фортепианное трио и тому подобное. В целом в штате Донецкой  филармонии – около 200 творческих работников.

Кроме того, на базе филармонии работает мастерская по ремонту и обслуживанию музыкальных инструментов. В ней ремонтируют и настраивают наши инструменты, а кроме того, к нам имеют возможность обратиться частные лица и различные организации, в том числе, музыкальные школы. «Изюминкой» мастерской является то, что ее возглавляет единственный в Донецкой Народной Республике органный мастер, к услугам которого обращается в том числе и Луганская филармония. У них на сегодняшний день нет такого специалиста – орган есть, но обслуживать его некому.

Мы мечтаем о том, чтобы в филармонии появился свой пошивочный цех. Такие цеха существуют во всех филармониях России, и в Луганской филармонии, и это очень удобно, поскольку позволяет наименее затратно изготавливать костюмы и декорации.

Конечно, у нас еще трудится группа редакторов, которые работают над афишами, программками, буклетами. Есть и концертно-гастрольный отдел, который занимается выездными концертами по Республике.

– Давайте более подробно поговорим об абонементах. В России эта практика уже очень привычная, для нас – пока новшество. Поэтому хотелось бы популярно разъяснить нашим читателям и зрителям – что представляет собой абонемент, как им обзавестись и какие преимущества дает абонемент зрителю по сравнению с посещением концертов «в обычном порядке».

А.П.: – Ну, во-первых, абонемент – это удобно. Зритель приходит в кассу, покупает этот самый абонемент, и получает на руки 4 билета на весь сезон. Причем за абонементами закреплены самые лучшие места в зрительном зале. Каждый абонемент – тематический. Соответственно, можно приобрести несколько абонементов. Например, абонемент на органные концерты или на уже упомянутую мной программу «Музыка и здоровье». Причем это будет не просто разовая программа, а целый цикл – четыре не похожие друг на друга программы, распределенные на весь сезон. Так, в сентябре состоится программа с органной музыкой, потом – с камерным оркестром «Виола», потом – с симфоническим оркестром и с «Септет-джазом» Александра Куслина…

Еще одно преимущество абонемента заключается в том, что посещение концертов по абонементу зрителю обходится в 2 раза дешевле. То есть это выгодно, удобно и престижно, потому что, покупая абонемент, человек становится членом  сообщества ценителей музыкального искусства и друзей филармонии. В будущем мы планируем ввести что-то типа клубной карты для завсегдатаев филармонии, которая будет давать право приобретать со скидкой билеты на концерты, а некоторые программы и вовсе посещать бесплатно.  Хочу заметить, что абонемент в филармонию – это еще и отличный подарок. С 1 августа они уже будут в продаже.

– Количество абонементов лимитировано?

А.П.: –  Да. Пока мы их выпустили по 20 на каждую программу. То есть зрителям нужно еще успеть их купить. Поскольку мы пока экспериментируем, то будем «нащупывать» спрос, и если этот эксперимент, как мы того ожидаем, себя оправдает, количество абонементов мы увеличим.

– Без малого год назад Донецкой государственной филармонии был присвоен статус академической. Что он дает? Имеются в виду не какие-то преференции, а скорее то, к чему этот статус обязывает.

А.П.: – Прежде всего, я хочу сказать, что мы очень гордимся этим статусом. И 3 сентября, в день открытия 85 сезона Донецкой филармонии, мы, конечно, будем говорить о том, что фактически в этот день исполняется год с момента присвоения этого статуса.

За этот год мы почувствовали особую ответственность. И сегодня, когда нам поступают предложения исполнить ту или иную музыку, из уст исполнителей, нашего художественного руководителя и членов художественного совета часто звучит: «Посмотрите на вывеску – мы АКАДЕМИЧЕСКАЯ филармония». Мы не можем исполнять музыку какого-то сомнительного качества, или же исполнять плохо хорошую музыку.

То есть, во-первых, статус добавляет ответственности – и руководству филармонии, и исполнителям – за то, что мы демонстрируем с концертной площадки. А во-вторых, это все-таки преференция, причем – очень большая. Потому что до присвоения этого статуса нам было трудно удержать в своем штате лучших музыкантов – они предпочитали работать в драматическом и оперном театрах из-за того, что зарплата там была значительно выше. А сегодня мы имеем возможность в этом вопросе конкурировать.

– Благодарю вас беседу!

А.П.: – Спасибо и вам. Ждем жителей Республики на наших концертах! Желаю нам всем мира и благополучия!

Вопросы задавала Анна Роговская

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним