Художественный руководитель Донецкой филармонии Олег Бахтиозин: Я за все благодарен судьбе

29 сентября один из авторитетнейших деятелей культуры Донбасса – художественный руководитель Донецкой государственной академической филармонии Олег Бахтиозин – отметил свой двойной юбилей: 75-летие со дня рождения и 55-летие творческой деятельности. Излишне говорить, какой насыщенный творческий багаж за плечами у прославленного музыканта и талантливого руководителя. Без преувеличения можно сказать, что по нему можно изучать историю культурной жизни Донбасса за последние полвека.

Неудивительно, что выразить свои уважение и любовь к юбиляру в этот день пришло огромное количество гостей – коллег по родной сцене, деятелей культуры, представителей государственной власти, благодарных слушателей… И, конечно, журналистов, для которых Олег Наумович нашел время, чтобы поведать некоторые подробности своей биографии, неразрывно связанной с музыкой и Донбассом.

Предлагаем вашему вниманию текст интервью.

- Как пролегал ваш путь в искусство?

Олег Бахтиозин:- Я родился в городе Харькове, там учился в специальной школе-десятилетке при Харьковской консерватории, затем получил профильное высшее образование и был приглашен на работу в Донецк, в симфонический оркестр. Сразу после получения диплома я приехал сюда. 15 июня 1964 года я пришел в филармонию, через 2 дня вместе с оркестром выехал на гастроли в Мариуполь. И с тех пор вся моя жизнь связана с Донецком, который стал моим родным городом; с Донецкой филармонией – моим родным домом, с ее коллективом – это моя семья; и со всей культурной жизнью Донбасса.

- Почему делом всей своей жизни вы выбрали именно музыку?

О.Б.: - Так сложилось, что меня в 6 лет отдали в музыкальную школу по классу скрипки. У меня там был замечательный педагог, благодаря которому я «сроднился» с этим инструментом. У меня никогда не было мыслей уйти на какую-то другую дорогу. Вот так всю жизнь и работаю.

- Вы помните свой первый концерт?

О.Б.: -  Смотря что считать первым концертом (улыбается – ред.). Ведь все маленькие ученики участвуют в концертах, я даже помню, какое произведение играл, как волновался… И это ощущение исполненного произведения, похвала своего учителя – это незабываемо. Мне тогда было почти 7 лет. А играл я концерт Фридриха Зейца.

- Сегодня у вас двойной юбилей – 75 лет со дня рождения и 55 лет творческой деятельности. Что вы ощущаете, имея такой колоссальный творческий багаж за плечами? Какое у вас сейчас настроение?

О.Б.: - Очень волнительное настроение, честно говоря. Эти 55 лет, и из них почти столько же в Донецке, пролетели как один день. Самое главное, что у меня осталось в памяти все самое хорошее. Я встречался с замечательными артистами, приезжающими сюда; меня окружали, окружают и будут окружать чудесные люди, которые работают в филармонии, работники культуры, которые живут здесь, в Донецке… Я за все благодарен судьбе, и никогда не жалел, что выбрал этот путь, этот город и эту филармонию.

- Вы сказали об известных артистах. Кто из них вам наиболее запомнился? Высоцкий, Ободзинский, Миансарова?..

О.Б.: - Я вспомню и другие фамилии: например, Ойстрах… Вы знаете, мне проще сказать, кто НЕ приезжал в Донецкую филармонию из больших классических музыкантов. Это огромный ряд замечательных скрипачей, виолончелистов, пианистов, которые здесь были, причем приезжали с огромным удовольствием. У них остались в памяти и наш город, и филармония – как их здесь принимали, – и донецкие слушатели. Что бы там о дончанах не говорили недоброжелатели, слушатели у нас очень внимательные, понимающие и добрые. И все артисты, приезжавшие сюда на гастроли, всегда с огромной теплотой отзывались о наших слушателях. Достаточно вспомнить недавний концерт московского «Вивальди-оркестра» – артисты и руководитель Светлана Безродная просто в восторге от той публики, которая была в зале на этом концерте.

- Возможно, вы помните, какой у вас был самый ответственный концерт? Самые необычные гастроли?

О.Б.: - Я 19 лет проработал в симфоническом оркестре, и очень хорошо помню все гастроли, которые у нас проходили – по российскому «Золотому кольцу», в Армении, в Белоруссии… И, наверное, каждый концерт был по-своему волнительный и очень ответственный. А потом, когда я стал руководителем камерного оркестра «Виола», для меня все стало волнительным – потому что я отвечал за весь коллектив. Я убежден, что каждый концерт – и на большой сцене, и где-то в сельском дворце культуры должны быть одинаково ответственны перед зрителем. Независимо от того, много зрителей или мало, наша задача – чтобы все было на высоком творческом уровне.

- Что вы мечтаете исполнить? Что ещё не сыграно?..

О.Б.: - Как музыкант я сейчас уже не играю, а вот как у художественного руководителя – планы огромные. Мы сейчас распланировали весь сезон Донецкой филармонии – и симфонические, и камерные концерты, и джазовые, и детские... Все это уже у нас на бумаге, все готовится. А мысли – уже о следующем концертном сезоне. Мы в постоянном творческом поиске того интересного, что мы можем предложить и исполнить для нашей любимой донецкой публики!

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним