И.о. министра культуры ДНР Михаил Желтяков: Вся наша работа направлена на сохранение единого культурного пространства Донбасса
Исполняющий обязанности министра культуры ДНР Михаил Желтяков дал развернутое интервью Министерству информации, ответив на ряд вопросов о ходе культурной жизни Республики и реализации политики в сфере и культуры в уходящем 2017 году.
Предлагаем вашему вниманию полную текстовую версию беседы.
- Чем ознаменовался уходящий 2017 год применительно к вашему Министерству и культурной жизни всей Республики?
Михаил Желтяков: - Год был очень насыщенным, мы работали по весьма плотному графику. В этом году был целый ряд юбилеев в наших учреждениях культуры – у Донецкого музыкально-драматического театра, театра оперы и балета, театра кукол, ансамбля «Донбасс», детской библиотеки имени Кирова. Это в какой-то мере вносило коррективы в наши планы работы, поскольку, помимо празднований юбилеев как таковых, мы к этим датам приурочивали те или иные культурно-просветительские акции, фестивали и так далее. В частности, в Республике состоялось несколько знаковых фестивалей – «Звезды мирового балета» в «Донбасс Опере», фестиваль «Сказочный мир» в Донецком театре кукол, фестиваль малых форм «Мизансцена» в драмтеатре. Кроме того, были реализованы крупные проекты республиканскими библиотеками и музеями, среди которых – полюбившийся нашим жителям «Музей на колесах», посвященный 50-летию мемориала «Саур-Могила». Хочу подчеркнуть, что все наши культурно-просветительские проекты направлены в первую очередь на воспитание подрастающего поколения. Мы понимаем, что если сегодня мы воспитаем умного, грамотного, читающего зрителя, слушателя, пользователя библиотек, то в будущем получим уважающего историю гражданина Донецкой Народной Республики.
- Давайте разделим нашу беседу на тематические блоки по направлениям деятельности Министерства культуры и начнем с библиотек. В 2014 году я общалась с нашими библиотекарями, и все в один голос говорили, что ситуация с посещаемостью библиотечных учреждений катастрофическая. Как она изменилась за три года существования Республики? Какими методами наши библиотеки привлекают своих читателей?
М.Ж.: - За долгие годы в сознании наших жителей сформировался такой стереотип, что работа библиотеки сводится лишь к заполнению формуляров. То есть читатель пришел, ему выдали книгу, и на этом вся деятельность библиотеки закончилась. Но сегодня, когда у нас огромное количество современных информационных технологий, интернет, возникает соблазн не идти в библиотеку – ведь нужную книгу при нынешних возможностях можно найти, не выходя из дома. И в этой ситуации библиотеки встали перед необходимостью кардинальной перестройки системы своей работы. Да, наши библиотеки располагают уникальным книжным фондом, но, помимо собственно книговыдачи, сегодня они проводят масштабную просветительскую деятельность. Это и встречи авторов книг с читателями, и работа клубов по интересам, деятельность киноклубов и так далее. Все культурно-просветительские мероприятия, которые только могут проходить, проводятся нашими библиотеками. В результате мы имеем серьезный приток посетителей. Кроме того, я уже неоднократно говорил в предыдущих интервью, что нынешние события в Донбассе, как это ни парадоксально, положительно повлияли на деятельность учреждений культуры. Применительно к деятельности библиотек – люди потянулись за общением. Понятно, что книгу можно прочесть дома. Но где еще можно встретиться и «живьём», не в интернете, пообщаться с поэтом, писателем, с единомышленниками, как не в библиотеке? Хотелось бы, конечно, чтобы такой приток имел место не только в республиканских библиотеках, но и в сельских, и в библиотеках малых городов. Причем популярность библиотек у читателей зависит не только от состояния материальной базы, которое должно быть на соответствующем уровне, но и от личности библиотекаря. Если ему интересно то, что он делает – это дорогого стоит.
- Второе важнейшее направление деятельности Министерства культуры – музейное дело. Опять же, удивительно, но факт: внимание жителей Республики к музеям по сравнению с довоенным временем возросло многократно. Благодаря чему возник такой всплеск?
М.Ж.: - Здесь то же самое, что и с другими учреждениями культуры. Нет худа без добра: все знают, что Донецкий краеведческий музей трижды жестоко обстреливался, после августа 2014 года он лежал в руинах. Глава Республики принимает решение: восстановить разрушенный «Зал природы» - фактически, создать новую экспозицию. Надо было придумать, каким он будет. Не просто расставить в нем экспонаты, а сделать его по-настоящему интересным для посетителей. Стали думать, и решили сделать его двухуровневым. Затем Глава подарил краеведческому музею коллекцию монет – нужно было придумать Зал нумизматики. Не просто разложить в витринах монетки, а создать атмосферу некоего таинства. Аналогично произошло и с музеем Великой Отечественной войны: Александр Владимирович подарил великолепную коллекцию оружия – сделали выставку «Во славу русской доблести». Оговорюсь, что никто и никогда раньше не дарил такие коллекции нашим музеям. Конечно, по этому поводу прошла информация в прессе, и у жителей возник закономерный интерес, им захотелось пойти и посмотреть эти выставки. Теперь возьмем Донецкий художественный музей, который, среди прочего, организовал в своих стенах лекции искусствоведов из Российской Федерации. Я не припомню, чтобы подобное здесь было ранее. Далее: летом два республиканских музея, краеведческий и художественный, плодотворно участвовали, наряду с библиотеками и театрально-концертными организациями, в проекте Министерства культуры «Нескучный выходной». И дети с временно подконтрольной Киеву территории Донбасса приезжали сюда – сначала это были единичные посетители, а потом их не только стало больше, но они еще и родителей и дедушек-бабушек подтянули, потому что это был действительно интересный проект.
- Как тут не вспомнить еще об одном нашумевшем проекте Министерства культуры - «Музее на колесах»! Кому принадлежит идея его организации?
М.Ж.: - Данный проект, как вы отметили, принадлежит Министерству культуры, так что идея – совместная. Кто-то услышал, кто-то увидел, кто-то додумал – и вот получился такой общий результат. И спасибо Главе Республике за то, что он поверил в перспективность этого проекта. Ведь, чтобы его реализовать, одной идеи недостаточно – необходимо финансирование. Оснастить автобус соответствующим образом, наполнить его тематически… Безусловно, создание экспозиции – дело рук профессиональных экспозиционеров, сотрудников Донецкого краеведческого музея. Ведь нужно не просто разложить имеющиеся экспонаты, а создать соответствующую атмосферу. Проект закономерно вызвал большой интерес и у школьников, и у взрослых. К «Музею на колесах» выстраивались очереди.
- Вход был платным?
М.Ж.: - Ни в коем случае. Данная выставка была организована в рамках целого комплекса мероприятий, посвященных празднованию 50-летия мемориального комплекса «Саур-Могила» и Дню освобождения Донбасса. О платном входе и речи быть не могло.
- Какие функции, на ваш взгляд, должен выполнять современный музей, каким он должен быть?
М.Ж.: - Не так давно мне довелось побывать в Музее Победы в Москве. Там я увидел, каким должен быть современный музей, для того, чтобы, опять же, посетителям – и взрослым, и детям – было интересно. Вот приблизительно процентов на 20 от этого уровня у нас сделан «Зал природы» и процентов на 50 – Зал нумизматики. Сейчас модно слово «шоу» – вот музей тоже должен создавать своего рода шоу. Наверное, работники наших музеев на меня обидятся за такое выражение, поэтому скажу по-другому: подача. Если есть современная интересная подача, то в музее будут посетители. Наши музеи к этому стремятся. Но в музейной деятельности важным является не только это. Музеи должны уделять огромное внимание воспитательной работе. Например, при Донецком краеведческом музее с 2015 года действует исторический клуб «Патриот». Он объединяет школьников, интересующихся историей и краеведением. Хочу отметить, что в этом году юные члены клуба побывали в Москве, где, в частности, посетили уже упомянутый мной Музей Победы – и это тоже важнейший воспитательный момент. А вообще, по моему мнению, в идеале подобные клубы должны существовать при каждом учреждении культуры. Ведь патриотизм – он не только в изучении истории, а и в изучении народной песни, родного языка, будь то русский, украинский, греческий, болгарский и любой другой язык. Патриотизм заключается в любви к искусству, которую прививает наш Донецкий художественный музей. И исполнение музыки Сергея Прокофьева – тоже патриотизм.
- Насколько тесны отношения музеев Республиками с музейными учреждениями Российской Федерации?
М.Ж: - Мы общаемся, прежде всего, с Музеем Победы на Поклонной горе в Москве, с музеем Суворова в Санкт-Петербурге; Донецкий художественный музей взаимодействует с московским музеем Бахрушина и Пушкинским музеем. Для нас очень важно обучить реставраторов, найти хороших лекторов – искусствоведов, историков… При этом наши внешние связи с коллегами не замыкаются на российских столицах – мы тесно взаимодействуем и с регионами. Например, в 2017 году культурно-просветительский проект Министерства культуры «Земляки» получил премию «Прохоровское поле» одноименного музея-заповедника в Белгородской области. Мы также сотрудничаем с музеями Московской, Курской, Астраханской областей. А самый первый опыт нашего взаимодействия – это копийные выставки, которые привозили нам коллеги из Москвы и Петербурга. Одна из выставок – «Советский Нюрнберг» – осталась у нас насовсем, ее можно увидеть в Военно-историческом музее. Хочу добавить, что у нас возникают контакты и с представителями дальнего зарубежья. Совсем недавно в Донецкий краеведческий музей из Мексики были переданы награды советского солдата – уроженца Сталино. Мексиканский ювелир Эдуардо Круз – судя по всему, весьма состоятельный человек, приобрел в интернете эти награды и установил, кому они принадлежали. К сожалению, родственники солдата в Донецке не нашлись, и тогда он передал эти награды в наш музей.
- Не могу не спросить о дальнейшей судьбе мемориала «Саур-Могила». Мы знаем, что до боевых действий в Донбассе это был памятник, что называется, всесоюзного значения, сюда приезжали не только жители территории бывшего СССР, но и других стран. В 2014 году мемориал был практически полностью разрушен. Каким он будет после восстановления и на каком этапе находится данная работа?
М.Ж.: - Есть соответствующее распоряжение Главы, утвержден план работ по восстановлению. Оно разделено на несколько этапов. Первая очередь работ, которая уже выполнена, – это возведение часовни. Теперь художники и проектировщики решают, что является первоочередным на следующем этапе. Безусловно, огромную роль в этом процессе играет финансирование. Довоенный мемориал «Саур-Могила» строили всем миром – люди отдавали свои однодневные заработки на возведение памятника, чтобы отдать дань уважения защитникам нашей Родины. Пользуясь случаем, хочу напомнить, что в этом году Министерством культуры был издан фотоальбом «Они освобождали Донбасс», в котором размещены собранные нашими музейщиками сведения о 95-ти Героях Советского Союза, принимавших участие в Донбасской операции. Так что восстановление Саур-Могилы для нас – дело чести. Что касается того, каким будет мемориал после восстановления, то тут мнения разделились. Кто-то считает, что он должен стать абсолютно новым, кто-то предлагает оставить всё так, как было. Мое мнение – воссоздать мемориал в первоначальном виде, добавив к нему ту часть, которая касается современных военных событий. Там, на Саур-Могиле, похоронены воины нашей Республики, защищавшие высоту в 2014 году. Так что она, без преувеличения, освобождена уже дважды…
- А как обстоят дела с созданием Музея Донецкой Народной Республики, которое ранее было заявлено? Насколько сложен этот процесс?
М.Ж.: - Если ничего не делать, то всё будет сложно. Конечно, сложности есть, но процесс идет. Среди прочего, они заключаются в том, что сегодня, спустя три с лишним года после создания Республики, мы порой не можем найти некоторые экспонаты – на это сетуют краеведы. И мы можем столкнуться с тем, что по прошествии еще пяти лет придется платить большие деньги, чтобы выкупить их, например, у коллекционеров. Так что краеведческий музей по крупицам собирает предметы для будущей экспозиции. Кроме того, важна сама концепция музея: теоретически его можно было сделать очень быстро – разложить экспонаты, и дело с концом. Но это неинтересно. Опять же, как я уже неоднократно подчеркивал, важен вопрос подачи. Нужно представить экспозицию так, чтобы человек, попав туда единожды, пришел еще и еще. Мы над этим работаем, и уже порядка 30 процентов работы сделано.
- В рамках Гуманитарной программы по воссоединению народа Донбасса Министерство культуры проводит большое количество мероприятий с приглашением на них жителей Донецкой области, временно подконтрольной Украине. Какие отзывы у соотечественников по поводу наших мероприятий?
М.Ж.: - С момента начала действия Гуманитарной программы услугами учреждений культуры Республики воспользовались более 7 тысяч наших земляков. Это достаточно внушительная цифра, которая сложилась благодаря дворцам культуры в городах и районах, театрально-концертным организациям, музеям и библиотекам. Не скрою, реакция наших посетителей с временно подконтрольной Украине территории была разной. Когда мы только начали работать в направлении реализации Гуманитарной программы, то разослали письма в отделы культуры Донецкой области. Первый ответ, который мы получили с той стороны, был очень плохим – я даже не буду озвучивать, что нам написали. Очень постепенно и осторожно мы начали пробовать другие пути взаимодействия с нашими соотечественниками. И вот на сегодняшний день ситуация такова, что если раньше в том или ином нашем конкурсе участвовал один человек из Донецкой области, то сегодня их может быть, к примеру, около пятнадцати. Если в театр или филармонию раньше приходило два человека, то сейчас на спектакль может быть 10 заявок. Если раньше на мероприятие во дворец культуры или на городские, районные праздники никто не приезжал из соотечественников, то сейчас они приезжают – то ли в гости к родственникам, то ли к коллегам из самодеятельных творческих коллективов. То есть эти связи остались между нами, несмотря ни на что. Как ни пытаются нынешние руководители Украины их разрушить, это невозможно. Тем более с учетом того, что все мероприятия, которые проводит Министерство культуры, направлены на сохранение единого культурного пространства Донбасса. Ведь ключевые учреждения культуры – театры, библиотеки, музеи – остались на территории Республики. На временно подконтрольной Киеву территории Донецкой области не осталось практически ничего. Соответственно, чтобы посетить эти учреждения культуры, люди приезжают в Донецк. И вы знаете, если бы не те преграды, которые ставятся с той стороны, у нас посетителей было бы в разы больше. Мы всегда были одним народом, и мы здесь, в отличие от украинских властей, никак не притесняем людей. Мы смело и открыто говорим на том языке, на котором хотим; мы не запрещаем петь украинские песни, в то время как на Украине танцы «Калинка» и «Березка» почему-то запрещены…
- Если честно, я уже потеряла счет культурным мероприятиям в театрах и филармонии – настолько их много. Сколько же их? Приведите, пожалуйста, официальные цифры.
М.Ж.: - В 2017 году было проведено около 1500 спектаклей и концертных программ, которые посетило более 800 000 зрителей. Это – очень много. При этом раньше наши театрально-концертные организации работали только в субботу и воскресенье, а сейчас к ним добавились и будние дни.
- Давайте теперь поговорим на тему образования в сфере культуры. Насколько мы можем обеспечить себя кадрами на будущее?
М.Ж.: - Сегодня в образовательных учреждениях Донецкой Народной Республики – школах искусств, музыкальной академии, музыкальном колледже, художественном колледже – обучается порядка 15 тысяч учащихся и студентов. Если взять нашу трехуровневую систему образования – музыкальная школа, музыкальный колледж, музыкальная академия, – то мы на выходе имеем дипломированных специалистов, которые позиционируют искусство Донбасса не только на нашей территории, но и далеко за ее пределами. Музыкальная академия для нас – стратегический объект культуры с большим потенциалом. Ее выпускники – это музыканты оркестров, певцы, преподаватели музыкальных школ и музыкального колледжа. И мы возлагаем большие надежды на это учреждение.
- А каковы планы Министерства в части мероприятий в 2018 году?
М.Ж.: - Следующий год – великий год. Мы будем отмечать 75-летие победы Донбасса над фашизмом, что для нас очень символично. И к этому огромному событию готовятся все учреждения культуры Республики.
- Как вы считаете – могут ли работники культуры остановить войну?
М.Ж.: - Если бы работники культуры могли остановить войну, то войны вообще бы не было… Но внести свой вклад в ее прекращение они, безусловно, могут – подтверждением тому является Гуманитарная программа, в которой мы участвуем. Каждый день мы говорим здесь и передаем через людей, которые выезжают за линию разграничения, о том, что мы – против войны, мы не хотим войны. А поскольку работники культуры по роду своей деятельности пропагандируют мир и красоту, их посыл может быть услышан. Во всяком случае, мы всеми силами пытаемся это сделать. В то же время есть вещи, которые от нас не зависят. Если бы зачинщики этой войны сами захотели остановиться, то уже бы всё закончилось. Но они не хотят нас слышать. Речь – не о простых людях, а о политиках, которые развязали этот ужас, в котором оказались все жители Донбасса.
Но Донбасс невозможно разделить – этот уникальный промышленный и культурный край, который подарил миру столько выдающихся личностей. И разрушить наши традиции и нашу преемственность – невозможно.
Вопросы задавала Майя Пирогова
Фото: Геннадий Казаков