«Кармина Бурана» ломает стереотипы

Донбасс Опера, закрывая 87-й театральный сезон, 6 и 7 июля 2019 года представляет грандиознейшую премьеру – театральную мистерию «Кармина Бурана» К. Орфа в постановке Александра Лебедева (Москва, Санкт-Петербург) и приглашает на экскурсию в Средневековье.

Постановка мистерии «Кармина Бурана» уже стала знаковой в жизни театра – сломаны все стереотипы статичного хорового исполнения этого произведения. Талантливый режиссер создал уникальную концепцию, грамотно расставив акценты и задействовав мощнейшие ресурсы театра – солистов-вокалистов, солистов и артистов балета, хор, оркестр, миманс.

Эксклюзивно для Донбасс Оперы был создан полноценный спектакль – театральная мистерия в двух действиях, с четкой сюжетной линией, повествующей о жизни людей эпохи Средневековья, об их представлениях о праведности и грехе, о самой жизни и смерти, а также о роли могущественной Фортуны.

Главный герой мистерии – поэт, прототипом которого условно обозначен Франсуа Вийон. Он вошел в историю не только как выдающийся поэт-вагант, но и как тот еще нарушитель общественного порядка и закона, за что не раз отбывал наказание в тюрьмах и даже приговаривался к смерти, но волею Фортуны оставался живым и оказывался на свободе.

А ведь таких, как Вийон было много. И у них были друзья, возлюбленные, они попадали в разные не самые приятные ситуации. Большинство их произведений писались «на случай» – встреча с прекрасной дамой или распутной девицей, пьянка в кабаке или драка со стражниками, да хоть и последняя ночь перед казнью – чем не повод написать какое-нибудь острое четверостишие?

Именно из таких жизненных и порой откровенных стихов и состоит «Кармина Бурана», именно таких жителей средневекового европейского города и предстоит изобразить нашим артистам.

Персонажи мистерии спешат жить и наслаждаться жизнью, поскольку неизвестно, когда Фортуна прервет эти жизненные удовольствия. Нужно все успеть. А режиссеру нужно все это показать, поэтому одновременно на сцене занято большое количество актеров, и у каждого своя роль, свои мизансцены, стремительно переходящие одна в другую.

Солисты и хор в свою очередь буквально заряжены энергией режиссера Александра Лебедева и художественного руководителя народного артиста Украины Вадима Писарева, который создает хореографию этого спектакля. Они делают то, что ранее никогда не делали. С их подачей Средневековье становится нереально близким и понятным. Радость, счастье, страх, любовь… и «О, Фортуна!». Так это же и есть жизнь!.. и наша тоже!

Мощнейшая мотивация артистов сделать что-то необычное, преодолеть себя, раздвинуть рамки своего творческого внутреннего мира сыграла свою роль – солисты-вокалисты и хор под руководством народной артистки Украины, лауреата Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Людмилы Стрельцовой выучили сложнейшие тексты на латинском и средневерхненемецком языках и поют на этих древних языках, как на родном.

Вадим Писарев скромно отмечает, что балет в этой постановке лишь помогает хору. Однако, совсем скоро зритель убедится, что балет является неотъемлемой частью мира «Кармины Бураны» и несет совершенно особенную смысловую нагрузку. А помогают здесь все и всем, создавая удивительный мир средневековой мистерии.

Оркестр, внимая каждому жесту главного дирижера Юрия Парамоненко, оттачивает каждый штрих и нюанс, вносит в свое исполнение театральность, заложенную самим композитором. Музыка Орфа достаточно специфическая, его произведениям характерна смена ритма, тональности. И именно так он видел «Кармину».

Генеральный директор театра народный артист Донецкой Народной Республики Евгений Денисенко не пропускает ни одной репетиции. Он, будучи опытным режиссером, все контролирует лично, поскольку ставки слишком высоки – уровень и успех «Кармины Бураны» должен быть не ниже предыдущих премьер театра.

До премьеры остался месяц. Первые показы театральной мистерии состоятся 6 и 7 июля 2019 года.

До встречи в Донбасс Опере!

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним