Православные христиане празднуют Рождество Иоанна Предтечи

7 июля православные христиане отмечают Рождество Иоанна Предтечи, также именуемого Иоанном Крестителем. Полное название праздника в богослужебных книгах звучит как Рождество честнаго славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоа́нна.

В православной церкви данный праздник относится к числу великих (не будучи двунадесятым праздником) и отмечается ровно за шесть месяцев до Рождества Христова. День этот всегда приходится на Петров пост.

Рождество Иоанна Предтечи — один из тех весьма немногочисленных праздников православного церковного календаря, когда празднуется рождение прославляемого лица. Действительно, в названиях праздников Православной Церкви мы встречаем слово «рождество» (рождение) лишь трижды: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Сам этот факт подчёркивает исключительное положение Иоанна Предтечи среди святых, почитаемых Православной Церковью.

Согласно Евангелию от Луки, отец и мать Иоанна Предтечи носили имена Захария и Елисавета, жили во времена Ирода, царя Иудейского, причем Захария был священником. Оба они были праведны, достигли преклонного возраста, но не имели детей. Бездетность у евреев считалась большим несчастьем и даже позором, поэтому, как повествует евангелист, отсутствие детей у супругов повлекло за собой «поношение между людьми» и молитву супругов о даровании чада, которая была услышана.

Однажды Захария, совершая каждение в храме, увидел ангела, предсказавшего ему рождение сына, который станет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя - Мессии. Услышав эту весть, Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела. Дар речи к Захарии вернулся не в сам день рождения сына, а лишь в то время, когда зашла речь о наречении имени младенцу, на восьмой день

После Рождества Иисуса Христа и повеления царя Ирода уничтожить всех младенцев, Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Захария же как священник остался в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

Отметим, на Руси христианский праздник Рождества Иоанна Предтечи слился с языческим праздником славян Купало, знаменовавшим летний солнцеворот и в дохристианской традиции также являвшимся очень значимым событием. Название праздника раньше связывали с именем языческого божества Купала или Купало, хотя само существование такого божества оспаривается (на том основании, в частности, что первое упоминание об этом «божестве» содержится в летописи XVII века). По этой причине намного более правдоподобным представляется объяснение, согласно которому название Иван Купала является славянским народным вариантом имени Иоанн Креститель (греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής), поскольку эпитет Иоанна — греч. βαπτιστής — переводится как «купатель, погружатель».

Министерство культуры Донецкой Народной Республики поздравляет всех верующих православных христиан со светлым праздником Рождества Иоанна Предтечи. Мира вам и добра, сил и веры!