У православных христиан начался Великий пост

Сегодня, 14 марта, у православных христиан начался самый длительный и строгий пост — Великий пост. Период Великого поста начинается после Прощёного воскресенья и завершается Пасхой, которая в 2016 году приходится на 1 мая.

Великий пост, установленный в память о 40-дневном посте Иисуса Христа в пустыне и в знак единения со Спасителем, длится шесть седмиц, после чего наступает Страстная седмица. Период Великого поста начинается не ранее 15 февраля и оканчивается не позднее 7 мая включительно. Он является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Как известно, в течение всего периода поста христиане соблюдают строгие ограничения в пище, а также уделяют больше внимания своей духовной жизни. Ведь пост - не для того, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Пост «утончает» душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и попросить у Бога прощения. И неудивительно, что при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла он может оказаться бесполезным и даже нанести вред. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств.

«Многие христиане... считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте», — писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним - словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного суда.

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния», - говорится в наставлении святителя Иоанна Златоуста.

Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. В молитвах говорится: «поститесь постом приятным». Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения. Поэтому неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. По благословению священника пост может быть ослаблен. Беременные и кормящие женщины, престарелые, больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу. Таким образом, каждому из нас следует определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души.

Важен еще и такой момент. Если вы стоите перед выбором – любовь к ближнему или соблюдение поста, всегда нужно выбирать первое. Иными словами, если вас пригласили в гости и на столе нет постной пищи, не стоит демонстративно отказываться от угощения, обижая хозяев. Как сказал апостол Павел: «…все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» — ради того человека, который вас радушно встретил. Главное, чтобы при этом не было лукавства – а то так можно и весь пост провести под предлогом «любви к ближнему» ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное.

Для каждого человека время проведения Великого поста индивидуально распадается на множество его особенных маленьких подвигов, маленьких усилий. Но тем не менее, можно выделить некоторые, общие для всех, направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост. Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны.

Организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост тем и отличается, что предполагает (как в церковном уставе, так и в нашем домашнем молитвенном правиле) большую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, о том, что мы много работаем или о том, что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не доходим до всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения, — у каждого наберутся такого рода самооправдания, — то Великий Пост следует начать с того, что все эти попущения, проистекающие из саможаления к себе, пресечь. Каждый христианин должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост «раздвинуть» жизненные обстоятельства — работу, учебу, житейские попечения — и выбраться на будничные великопостные службы.

Во время Великого поста исповедуются и причащаются минимум один раз, однако следует постараться поговеть и принять святые Тайны Христовы трижды: на первой седмице Поста, на четвертой и на Страстной — в Великий четверг, за три дня до главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Как сказал в своей проповеди настоятель Свято-Введенского храма г. Донецка протоиерей Дмитрий Чеверда, Великий пост – это духовная весна для каждого христианина. Подобно тому, как весной просыпается, пробуждается к жизни вся природа, человек за время Великого поста должен пробудиться, очиститься от греха и с этой внутренней чистотой приступить к Пасхе, к новой жизни со Христом.

Министерство культуры Донецкой Народной Республики сердечно поздравляет православных христиан с началом Великого поста! Желаем вам здоровья, духовной крепости, мира, добра и любви!

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним